(СЛАЙД 1)
Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Однажды, по совету учителя истории, я посмотрел такую кинокартину, как «Иди и смотри» 1985 года. Фильм не оставил меня равнодушным, и я всерьез задумался: действительно ведь приходилось нашим дедам и прадедам проводить детские и юношеские годы во время страшнейшей войны за всю историю человечества. Это и поспособствовало выбору темы для моего итогового проекта. Позвольте представить вам мой информационный проект на тему «Будни школьников и студентов во время Великой Отечественной войны»
(СЛАЙД 2)
Цель проекта: Рост интереса к родной истории у подрастающего поколения, развитие у молодёжи чувства патриотизма.
Задачи проекта видны на слайде.
(СЛАЙД 3)
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
(СЛАЙД 4)
Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию.
(СЛАЙД 5)
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.
Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы.
(СЛАЙД 6)
Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.
Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.
(СЛАЙД 7)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний, и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным. Остановимся же на самых известных юных героях Великой Отечественной войны.
(СЛАЙД 8)
МАРАТ КАЗЕЙ
В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
ЛЁНЯ ГОЛИКОВ
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
(СЛАЙД 9)
Для русского народа память о Великой победе – это нечто большее, чем просто история. Мы должны хранить эту память, не позволяя кому-либо переписывать историю на свой лад. В этой памяти – жизни миллионов солдат и мирных граждан. В этой памяти – уроки мужества, уроки совести. Мы – победили фашизм! Именно Советский народ, сплотившись, выстоял. Именно наши деды и прадеды, оставив мирную жизнь, грудью заслоняли своих жен, детей и матерей. Именно они подарили нам светлое будущее. Мы должны быть благодарны, должны передавать память своих детям и внукам. Мы должны помнить!
(СЛАЙД 10)
Спасибо за внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.