Доклад по декоративному рисованию
Оценка 4.9

Доклад по декоративному рисованию

Оценка 4.9
docx
15.03.2020
Доклад по декоративному рисованию
Доклад по дек.рис.docx

МДОУ детсад комбинированного вида №46

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение детей декоративному рисованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Огольцова.Т.В.

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре 2015г


Одна из главных задач обучения детей декоративному рисованию -  научить воспитанников подбирать цвета и работать с фоном. Здесь основной ошибкой воспитателя является то, что для декоративного рисования предлагается белый фон, на котором цвета смотрятся резко, зачастую невыразительно. Упускается возможность показать детям в непосредственной экспериментальной деятельности сочетания цветов и их свойства. Здесь, обобщив имеющиеся методические материалы, нужно дать следующие рекомендации: в декоративном рисовании использовать цветной фон, который делает работу более выразительной и привлекательной для самого ребенка.

Например, при обучении детей составлению узора из цветов на круге, лучше дать круг желтого цвета, а детям предложить красную краску. Это позволит показать, что сочетание красного и желтого - это очень красиво, ярко и красочно; позволит познакомить детей с хохломской росписью и средствами ее выразительности. При выполнении данного условия для работы не потребуются дополнительные цвета, чтобы разнообразить рисунок. Это также позволит упражнять ребенка в технике рисования определенного элемента, например, цветка, не отвлекаясь на смену цвета.

Помимо знакомства с цветом программа ставит задачу обучения детей ориентировке на плоскости листа бумаги: располагать узор на полосе, квадрате, круге. Распространенной ошибкой при решении данной задачи является отказ от вырезанных геометрических форм. В детских садах наметилась тенденция рисования в альбомах, не разделяя листы, что обусловлено недостаточной сформированностью у педагогов представлений о работе с различными геометрическими формами. Это приводит к тому, что дети лишены возможности познания и экспериментирования с композиционными возможностями плоскостей различной конфигурации.

Еще одна задача, которая решается в декоративном рисовании – это ознакомление детей с декоративно прикладным искусством и средствами его выразительности. В декоративном рисовании для решения этой задачи  подходит широкое использование силуэтных изображений, которые предоставляются детям для украшения. Т.е. сочетания дымковского орнамента рисуются не просто на полосе, а украшается юбка дымковской барыни, спинка лошадки, козлика.

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s66252603.jpg

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;

развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;

развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей  поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

 

Средняя группа

•        Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.

•        Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.

•        Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.

•        Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.

•        Воспитывать интерес к промыслам России

 

Средняя группа

№/

Основные темы программы

Задачи

 

Дымковская игрушка

Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.

 

Филимоновская игрушка

Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

 

Богородская игрушка

Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

 

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s13522966.jpg

 

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Рассмотрим особенности декоративного украшения основных форм, используемых для рисования в средней группе. Алгоритм украшения полосы состоит в том, что на ней, как правило, чередуются разные линии: тонкие и толстые, прямые и волнистые. Рисование на полосе цветочного орнамента в средней группе, как правило, не вводится, так как дети еще не могут овладеть техникой ритмичного расположения элементов на данной форме.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s33431521.jpg

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s30907004.jpg

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

Обучая детей работе с прямоугольной формой, лучше начинать с квадрата. Здесь необходимо показать, что у квадрата, а в последствии и прямоугольника, есть середина, углы, стороны и их можно украшать. Отметим, что воспитателю, если украшается середина квадрата, обязательно нужно ставить ориентир для детей пятого года жизни в виде точки, которая наносится простым карандашом. Нельзя использовать гелиевые ручки, фломастеры, так как при попадании на них воды они растворяются, подкрашивая краску, изменяя ее цвет.

Работая с данной формой нужно показать детям, что различное сочетание одних и тех же элементов может создать новый узор. Например, стороны можно украшать полосами; примакиванием в горизонтальном, вертикальном, наклонном положении; чередовать примакивание с точками и так далее.

Украшение круга – более сложная деятельность, так как притом, что середина отмечается педагогом заранее, дети должны определить и украсить эту форму сверху, снизу, слева и справа. Это требует от ребенка сосредоточенности и хорошей ориентировки на листе бумаги. При украшении круга, как и других геометрических форм, детям нужно показать, что различное сочетание одних и тех же элементов дает нам новый узор. Детей нужно не обучать новым техническим элементам, а упражнять их в выполнении уже известных. Это повышает интерес детей к декоративному рисованию, так как техника выполнения им будет доступна, а материал - постоянно изменяться.

Нужно обратить внимание, на тот факт, что дети среднего дошкольного возраста с большим трудом осваивают навык рисования цветка. Это требует нанесения мазков в определенной последовательности, то есть нужно расположить лепестки, ориентируясь на центр, сверху, снизу, слева, справа, между. В данном случае воспитателю можно дать следующие рекомендации: после показа ввести персонаж, например, Петрушку, которому дети будут диктовать порядок выполнения рисунка. Такой прием ставит ребенка не в позицию ученика, а в позицию учителя и стимулирует активизацию всего  прошлого опыта, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию материала.

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s79126991.jpg

Детей необходимо научить:

симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

 

 

Старшая группа

•        Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.

•        Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов - майдан.

•        Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

•        Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.).

•        Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.

•        Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.

•        Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

 

Старшая группа

Дымковская игрушка

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

Городецкая роспись

Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

Гжельская роспись

Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

Полхов-Майдан

Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

 

 

 

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s92552003.jpg

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s48659053.jpg

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетка и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора. Эффективно использование вкладышей. Для этого картон или плотную бумагу складывают пополам и на одной части рисуют силуэт дымковской барыни. Часть ее юбки или весь силуэт вырезается и получается открытка с вырезанной формой. Ребенок на листе бумаги рисует орнамент, затем вставляет его в открытку, и платье дымковской барыни чудесным образом оказывается украшенным орнаментом, нарисованным ребенком. В старшей группе украшение полоски происходит следующим образом: полоса делится пополам и ставится точка. Получившиеся две части делят еще пополам. Затем, пользуясь условными метками, дети наносят рисунок. Считается, что подобные операции детям среднего возраста не доступны. Если воспитатель считает нужным ввести цветочные орнаменты в данной группе, он должен раздать детям формы с уже имеющимися метками, пользуясь которыми они будут наносить рисунок. Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство восхищения и наслаждения.

 

 

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s00894495.jpg

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s28983970.jpg

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s92792361.jpg

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s02798596.jpg

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами. В старшей группе это происходит следующим образом: полоса делится пополам и ставится точка. Получившиеся две части делят еще пополам. Затем, пользуясь условными метками, дети наносят рисунок. Считается, что подобные операции детям среднего возраста не доступны. Если воспитатель считает нужным ввести цветочные орнаменты в данной группе, он должен раздать детям формы с уже имеющимися метками, пользуясь которыми они будут наносить рисунок. Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство восхищения и наслаждения.

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s51247172.jpg

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

 

 

 

Подготовительная к школе группа

•        Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки

•        Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

•        Учит проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).

•        Воспитывать любовь к различным видам искусства.

•        Развивать художественный вкус.

Подготовительная к школе группа

Дымковская игрушка

Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).

Хохломская роспись

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей

Кружево

Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы

Жостовская роспись

Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

Гжельская роспись

Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.

Павловопосадские платки

Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.

 

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

 

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s02395298.jpg

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s49999553.jpg

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s72971849.jpg

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s45102489.jpg

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s87629746.jpg

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s09592393.jpg

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, и другие росписи).

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s73179952.jpg

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s60495884.jpg

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более, младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

http://detsad45.ucoz.com/_pu/0/s34285019.jpg

 

Методические рекомендации.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом..

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1.                 Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2.                 Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

3.                 Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Формы организации работы с детьми

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

·                     один подлинный предмет (например, дымковский конь);

·                     предметы одного вида (дымковские игрушки);

·                     предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

·                     сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

 

Выводы:

 Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного.

Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.

Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах    композиции.

Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Любые события, исторические факты, явления природы - вот далеко не полный перечень тем для декоративного рисунка изделия. В настоящее время существует много программ по обучению дошкольников декоративному рисованию.Разработкой  методик по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством за последние годы занимались многие специалисты, такие как Т.Я. Шпикалова, Ю.В. Максимов, Е. Варламова, Т. С. Комарова,  Л.Л. Орлова, О.А. Соломенникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-5 лет. Занятие №1 «Полосатая украинская дорожка

Цель: учить детей рисовать полосатый узор на полоске бумаги, чередуя ритмически вертикальные линии по цвету. Закрепить умение быстро проводить линии всей шириной ворса кисти, хорошо промывать кисть.

 

 

Image

4-5 лет. Занятие №2 «Платочек

    Цель: учить рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий на квадратной форме бумаги, находить середину сторон квадрата. Закрепить умение проводить линию быстро, одним движением, не отрывая кисти от бумаги. Самостоятельно добирать контрастные цвета.

Image

 

4-5 лет. Занятие №3 «Коврик»

    Цель: учить рисовать узор из линий и точек, располагая их равномерно по всей площади прямоугольника. Развивать умение рисовать линии слева направо, точки между нарисованными линиями.

Image

 

 

4-5 лет. Занятие №4 «Кружка

 

    Цель: учить рисовать узор по мотивам украинской керамики на плоском предмете, объединяя линии, мазки, точки. Узоры располагать возле горлышка и дна кружки. Учить ритмически, рисовать мазки всем ворсом кисти. Закрепить умение проводить горизонтальные линии использовать цвета, характерные для украинской керамики: зелёные, коричневые, жёлтые. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к украинской керамике.

 

Image

 

4-5 лет. Занятие №5 «Полотенце»

    Цель: учить рисовать на удлинённом прямоугольнике, заполняя края мотивами вышивки из линий, вертикальных мазков, точек. Упражнять в рисовании вертикальных мазков один против одного всем ворсом кисти. Закрепить умение рисовать элементы узора ритмически, использовать цвета, характерные для украинской вышивки.

Image

4-5 лет. Занятие №6 «Конёк» 

    Цель: учить детей рисовать узор из геометрических элементов: точек и кругов, располагая их равномерно на всей плоскости вырезанного из бумаги конька. Учить рисовать круги, расширяя точку. Закрепить умение рисовать точку патычком, подбирать цвета, характерные для Дымковской игрушки.

Image

 

4-5 лет. Занятие №7 «Скатёрка» 

    Цель: учить рисовать узор из вертикальных и горизонтальных мазков, располагать их по краю квадрата. Упражнять в рисовании мазков один против одного всем ворсом кисти, поворачивая его. Закрепить умение рисовать вертикальные мазки.

Image

 

4-5 лет. Занятие №8 «Посуда» 

    Цель: учить рисовать восьмилепестковый цветок вертикальными, горизонтальными, наклонными мазками по мотивам украинской керамики; упражнять в нахождении середины формы. Располагать мазки вокруг середины симметрично, на одинаковом расстоянии один от другого. Закрепить умение рисовать мазок всем ворсом кисти. Самостоятельно добирать цвета.

Image

 

4-5 лет. Занятие №9 «Ткань на платье кукле» 

    Цель: упражнять детей в рисовании восьмилепестковых цветов. Учить равномерно, располагать их по всей площади прямоугольника. Закрепить умение рисовать точки, мазки в разном положении.

Image

 

 

4-5 лет. Занятие №10 «Вышитая дорожка» 

    Цель: учить рисовать узор на удлинённом прямоугольнике, располагая три восьмилепестковых цветка; находить середину центральной, а потом левого и правого цветков. Учить использовать цвета, характерные для украинской керамики. Закрепить умение рисовать мазки.

Image

 

 

4-5 лет. Занятие №11 «Перчатка» 

    Цель: учить рисовать узор из линий и колец, ритмически их чередуя. Рисовать кольца одним движением, равномерно нажимая на ворс кисти. Закрепить знание цвета, умение быстро всей шириной ворса проводить линии.

Image

 

4-5 лет. Занятие №12 «Матрешка»

    Цель: учить украшать юбочку Дымковской матрёшки знакомыми приёмами декоративного рисования: точками, кольцами, кружочками. Упражнять в равномерном расположении элементов узора, самостоятельном отборе цветов.

Image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 лет. Занятие №1 «Полотенце» 

    Цель: учить заполнять узором левый и правый края полоски, используя мотивы украинской вышивки; рисовать дугу, прямые и волнистые линии разной ширины — кистью, точки — патычком. Закреплять умение рисовать мазки в разных направлениях.

Image

 

5-6 лет. Занятие №2 «Вышитые сорочки» 

    Цель: продолжать учить детей рисовать по мотивам украинской вышивки, заполнять середину полоски большими элементами, кайму — мелкими; рисовать тройные мазки. Развивать умение самостоятельно добирать цвета, определять середину формы.

Image

Image

 

5-6 лет. Занятие №3 «Платок» 

    Цель: продолжать ознакомление с элементами украинской вышивки. Учить заполнять узором середину и края квадрата, рисовать обводные линии, мазки, короткие отрезки волнистых линий, используя колорит украинской вышивки.

Image

Image

 

5-6 лет. Занятие №4 «Кафель»

    Цель: продолжать учить детей заполнять узором середину, углы и стороны квадрата. Углублять знание об украинской керамике. Закреплять умение рисовать мазки, линии, точки, концом кисти, накладывать краску на краску, добирать цвета, характерные для украинской керамики (опошнянской или закарпатской).

Image

 

5-6 лет. Занятие №5 «Керамические игрушки» 

    Цель: учить украшать узором плоскостной предмет в форме украинской керамической игрушки (ужгородской, опошнянской, яворивской), рисовать короткие отрезки волнистых, прямых и обводных линий, мазки разного размера, точки, накладывать краску на краску. Использовать в работе цвета, характерные для украинской керамики.

 

Image Image

Image

 

5-6 лет. Занятие №6 «Шкатулка» 

    Цель: учить украшать узором форму шестиугольника, заполняя углы и подчеркивая стороны. Ознакомить детей с несложными элементами декоративной росписи. Закреплять умение рисовать мазки в разных направлениях и разного размера, тонкие линии, точки, накладывать краску на краску. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Image

Image

 

5-6 лет. Занятие №7 «Узор с подсолнухами» 

    Цель: учить украшать узором форму розетки, заполняя зубцы, рисовать декоративный цветок «подсолнух» по мотивам украинской росписи. Закреплять умение рисовать круги, мазки, точки.

Image

 

5-6 лет. Занятие №8 «Узор с калиной» 

    Цель: учить украшать узором форму розетки, используя элементы декоративной украинской росписи (Петриковской) — ягоды калины, листочки. Заполнять узором зубцы и уголки между ними. Закреплять умение рисовать патычком точки, кистью - мазки, « тонкие прямые и дугообразные линии.

Image

 

5-6 лет. Занятие №9 «Закладка для книжки» 

    Цель: ознакомить детей с хохломской росписью, её характерным колоритом, элементами. Научить рисовать несложные элементы хохломской росписи: ягоды, листву. Закреплять умение рисовать узор вдоль середины полоски, размещая элементы в определённой последовательности: сначала рисуются ягоды, потом - между ними - листочки. Упражнять в рисовании знакомыми приёмами мазков разных размеров, тонких линий, в наложении краски на краску.

Image

 

 

5-6 лет. Занятие №10 «Блюдечко» 

    Цель: учить подчёркивать узором кайму круга, используя элементы и колорит хохломской росписи, равномерно размещать ягоды, листву один против одного. Закреплять умение рисовать мазки, тонкие дугообразные линии, накладывать краску на краску.

Image

 

5-6 лет. Занятие №11 «Украсим узором посуду»

    Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему работы, применять знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях по декоративному рисованию. Закрепить знания технических приёмов рисования. Развивать умения составлять узор на плоскостном предмете по мотивам соответствующего вида декоративного искусства.

Image Image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 лет. Занятие №12 «Снежинки» 

    Цель: ознакомить детей с новым видом декоративного искусства — кружевом, учить использовать простые его элементы (тонкие линии, мазки, точки), размещать узор на всей площади многоугольника. Закреплять умения держать кисть наклонно и вертикально, находить середину рисунка. Развивать глазомер, чувство ритма, симметрии.

 

Image

 

5-6 лет. Занятие №13 «Салфетка» 

    Цель: ознакомить детей с российским кружевом; учить рисовать за его мотивами ажурный узор на розетке, заполняя середину и зубцы. Закреплять умения наносить большие кольца, точки, короткие отрезки тонких линий, дуги.

Image

 

 

 

 

5-6 лет. Занятие №14 «Кружево»

    Цель: продолжать учить самостоятельно, рисовать узор одним цветом по мотивам кружев, размещая двойные или тройные мазки по краю круга в определённой последовательности на одинаковом расстоянии. Закреплять умения рисовать концом кисти тонкие вертикальные и горизонтальные линии, точки.

Image

 

5-6 лет. Занятие №15 «Вышитая скатерть»

    Цель: закрепить умения размещать узор на форме розетки, используя элементы, характерные для украинских росписей (тройные мазки, точки, тонкие линии).

Image

 

 

5-6 лет. Занятие №16 «Городецкий узор» 

    Цель: ознакомить детей с элементами Городецкой росписи. Учить располагать узор вдоль полоски от ее середины к краям (венчиком), передавать цветные объединения, характерные для Городецкой росписи (на жёлтом фоне синие, голубые, зелёные, красные цвета). Закреплять умения рисовать круги, дуги, точки, мазки, тонкие линии, накладывать краску на краску.

Image

5-6 лет. Занятие №17 «Городецкая доска» 

    Цель: продолжать учить создавать узор по мотивам Городецкой росписи, объединяя элементы разного размера и цвета в венок (большие и мелкие цветы, листву, бутоны). Закреплять умения рисовать всей шириной кисти и концом ворса; держать кисть наклонно, рисуя круги, мазки и вертикально к листу - во время рисования тонких линий, точек. Развивать чувство цвета, умение складывать контрастную многокрасочную гамму, добирая яркие цвета к светлому фону.

Image

 

5-6 лет. Занятие №18 «Городецкая тарелка» 

    Цель: учить размещать элементы Городецкой росписи на круге, широко заполняя края цветами, листвой, бутонами. Закреплять знания о особенностях объединения цветов в Городецком узоре, умения украшать большие элементы узора мелкими (дугами, мазками, точками, кругами).

Image


 

Скачано с www.znanio.ru

МДОУ детсад комбинированного вида №46

МДОУ детсад комбинированного вида №46

Одна из главных задач обучения детей декоративному рисованию - научить воспитанников подбирать цвета и работать с фоном

Одна из главных задач обучения детей декоративному рисованию - научить воспитанников подбирать цвета и работать с фоном

Т.е. сочетания дымковского орнамента рисуются не просто на полосе, а украшается юбка дымковской барыни, спинка лошадки, козлика

Т.е. сочетания дымковского орнамента рисуются не просто на полосе, а украшается юбка дымковской барыни, спинка лошадки, козлика

Средняя группа • Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на…

Средняя группа • Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на…

Филимоновская игрушка Познакомить с филимоновской игрушкой

Филимоновская игрушка Познакомить с филимоновской игрушкой

Рассмотрим особенности декоративного украшения основных форм, используемых для рисования в средней группе

Рассмотрим особенности декоративного украшения основных форм, используемых для рисования в средней группе

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге

Нужно обратить внимание, на тот факт, что дети среднего дошкольного возраста с большим трудом осваивают навык рисования цветка

Нужно обратить внимание, на тот факт, что дети среднего дошкольного возраста с большим трудом осваивают навык рисования цветка

Старшая группа • Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности

Старшая группа • Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности

Старшая группа Дымковская игрушка

Старшая группа Дымковская игрушка

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим…

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим…

Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство…

Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство…

Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя

Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах

Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство…

Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство…

Подготовительная к школе группа •

Подготовительная к школе группа •

Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием

Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах

Усложняется и понятие о симметрии

Усложняется и понятие о симметрии

Доклад по декоративному рисованию

Доклад по декоративному рисованию

Доклад по декоративному рисованию

Доклад по декоративному рисованию

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник

Доклад по декоративному рисованию

Доклад по декоративному рисованию

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи

Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками

Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная)

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная)

Занятия по декоративному рисованию

Занятия по декоративному рисованию

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно

Занятие №1 «Полосатая украинская дорожка

Занятие №1 «Полосатая украинская дорожка

Занятие №2 «Платочек Цель: учить рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий на квадратной форме бумаги, находить середину сторон квадрата

Занятие №2 «Платочек Цель: учить рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий на квадратной форме бумаги, находить середину сторон квадрата

Занятие №3 «Коврик» Цель: учить рисовать узор из линий и точек, располагая их равномерно по всей площади прямоугольника

Занятие №3 «Коврик» Цель: учить рисовать узор из линий и точек, располагая их равномерно по всей площади прямоугольника

Занятие №4 «Кружка Цель: учить рисовать узор по мотивам украинской керамики на плоском предмете, объединяя линии, мазки, точки

Занятие №4 «Кружка Цель: учить рисовать узор по мотивам украинской керамики на плоском предмете, объединяя линии, мазки, точки

Занятие №5 «Полотенце»

Занятие №5 «Полотенце»

Занятие №6 «Конёк» Цель: учить детей рисовать узор из геометрических элементов: точек и кругов, располагая их равномерно на всей плоскости вырезанного из бумаги конька

Занятие №6 «Конёк» Цель: учить детей рисовать узор из геометрических элементов: точек и кругов, располагая их равномерно на всей плоскости вырезанного из бумаги конька

Занятие №7 «Скатёрка»

Занятие №7 «Скатёрка»

Занятие №8 «Посуда»

Занятие №8 «Посуда»

Занятие №9 «Ткань на платье кукле»

Занятие №9 «Ткань на платье кукле»

Занятие №10 «Вышитая дорожка»

Занятие №10 «Вышитая дорожка»

Занятие №11 «Перчатка»

Занятие №11 «Перчатка»

Занятие №12 «Матрешка»

Занятие №12 «Матрешка»

Занятие №1 «Полотенце»

Занятие №1 «Полотенце»

Занятие №2 «Вышитые сорочки»

Занятие №2 «Вышитые сорочки»

Занятие №3 «Платок»

Занятие №3 «Платок»

Занятие №4 «Кафель» Цель: продолжать учить детей заполнять узором середину, углы и стороны квадрата

Занятие №4 «Кафель» Цель: продолжать учить детей заполнять узором середину, углы и стороны квадрата

Занятие №5 «Керамические игрушки»

Занятие №5 «Керамические игрушки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020