Психологический практикум
Оценка 4.6

Психологический практикум

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа
5 кл—7 кл
01.05.2021
Психологический практикум
Рабочая программа _Психологический практикум_.docx

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская общеобразовательная школа – интернат»

 

 

 

титул предметники.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Психологический практикум»

для учащихся

6 класса

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Солонская Е.Н.,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учащихся 6  класса КГБОУ «Михайловская общеобразовательная  школа-интернат». Программа разработана с учетом их возрастных, типологических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития. Основной диагноз учащихся - ДЦП, с сопутствующими ему: интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, легкими когнитивными расстройствами, нарушением письма, речи, зрения, внимания.

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 6 класса составлена на основе:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Учебного плана КГБОУ «Михайловская общеобразовательная школа-интернат»;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2020-2021 учебном году, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

 

Концепция программы. Данная рабочая программа направлена на ликвидацию имеющихся и предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся. В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповые коррекционные занятия, цель которых – преодолеть специфические трудности и недостатки, характерные данной группе учащихся.

 

Обоснованность программы. Рабочая программа коррекционной работы обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и предполагает оказание помощи детям этой категории. Она построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости изучаемого материала и постепенности ввода нового. Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации.

 

Общие цели учебного предмета. Основная цель коррекционно-развивающей работы состоит в том, чтобы содействовать развитию ребенка, создать условия для реализации его внутреннего потенциала, помогать преодолевать отклонения, мешающие развитию.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать уровень развития ребенка, опираться на свойственные данному возрасту особенности и достижения, создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий возрастной период. Коррекционно-развивающую помощь необходимо начать оказывать как можно раньше, направив ее на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые развиваются особенно интенсивно в текущий период.

Сроки реализации программы. Рабочая программа составлена на 2020 -2021 учебный год, предусматривает коррекционные занятия 1 час в неделю, 35 часов в год.

Основные принципы отбора материала. При отборе материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений применять их практически в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому материал и структура программы предусматривает:

- стимуляцию двигательной активности, коррекцию нарушений общей и мелкой моторики, звукопроизношения, развитие связной речи;

- формирование познавательной активности, самостоятельности;

- профилактику и коррекцию коммуникативных нарушений.

Предполагаемые результаты. Коррекционно-развивающая работа направлена не столько на достижение отдельного результата, сколько на создание условий для развития ребенка. Успех коррекционной работы во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Задания, предлагаемые на занятиях коррекцией, должны быть доступными, так как необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем сложность заданий надо постепенно увеличивать по мере возрастания возможностей ребенка.

Учащиеся должны знать/уметь:

-определять форму, объём предметов;

-выполнять классификацию предметов по разным признакам;

-обобщать предметы по определённым признакам;

-ориентироваться в пространстве и во времени;

-находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;

-строить простейшие обобщения;

-устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;

-находить закономерность в ряду чисел, фигур и выражать её в речи;

-запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;

-правильно складывать картинку по памяти;

-решать нетрадиционные задачи с помощью рисунков;

-дорисовывать и раскрашивать предметы.

Общая характеристика учебного предмета. Данная рабочая программа разработана на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.).

 

Общие цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта.

Основные задачи коррекционно-развивающих занятий:

-развитие и повышение познавательной и творческо-поисковой деятельности детей, развитие навыков общения детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата;

-развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта;

-создание условий для развития сохранных функций;

-формирование положительной мотивации к обучению;

-развитие пространственных представлений;

-развитие сенсорных процессов;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие произвольной регуляции собственной деятельности;

-воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

 

Режим и структура занятий:

-вводная часть (приветствие, упражнения на «разогрев» группы);

-основная часть (упражнения и игры по теме занятия);

-заключительная часть.

 

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения.

Основные методы и приемы обучения на коррекционных занятиях:

-словесный метод (объяснение, работа с книгой);

-наглядный метод (презентации, наблюдения, дидактические материалы);

-видеометод;

-практический метод (упражнения, практические работы, дидактические игры).

-действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия);

-действия по образцу;

-наглядное моделирование, демонстрирование задач;

-практические действия с различными материалами и предметами;

-выполнение заданий по словесной инструкции;

-объяснение педагогом и детьми последовательности осуществляемых действий;

-наблюдения; использование разнообразной наглядности и видов деятельности.

Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр.

Процесс обучения осуществляется с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом.

 

Основная форма обучения - предметно-практические групповые занятия. Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному виду деятельности учащихся; ее успех во многом будет зависеть от четкого распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной помощи и поддержки учителя.

Методы и технологии, используемые на коррекционных занятиях.

-Ролевые игры.

-Дискуссии.

-Релаксационные методы.

-Психофизиологические методики.

-Прослушивание и обсуждение рассказов, произведений и т. д.

-Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т. д.

-Игровые технологии.

-Информационные технологии.

-Здоровьесберегающие технологии.

 

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана. Коррекционные занятия являются неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы, они направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории, поэтому способствуют развитию сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы учащихся. Таким образом, коррекционная работа имеет логические связи со всеми общеобразовательными предметами учебного плана.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Как показывают результаты опроса учащихся коррекционных школ, предпочтительное место дети отводят ценностям социального взаимодействаия и социальной успешности. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции) задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ограниченными возможностями, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Ребенок с ограниченными возможностями овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Средства обучения:

-компьютер;

-проектор;

-экран;

-дидактические пособия и материалы.

 

Учебно-методический комплекс:

- Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб,2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.).

- Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.

- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - ЯР: Гринго,1996.

- Дефектология: Словарь-справочник / Авт. сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Новая школа», 1996.

- Зайцева И.А., Кукушин В.С.. Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов. н/Д: «МарТ», 2002.

- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб: Издательский Дом «Литера», 2006.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

- Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1996.Развитие творческого мышления детей. – ЯР: Гринго,1996.

- Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей школьного возраста. – ЯР:1995.

- Зак А.З.Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1993.

 


 

Содержание тем уроков коррекции в 6  классе.

Раздел учебного курса

Кол. час.

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

Развитие зрительного восприятия

5

Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. Работа с наложенным изображением, зашумлением. Умение группировать предметы по определенным признакам (форме, месторасположению и т. д.). Выделение части из целого и составление целого из частей. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие пространственного восприятия

5

Упражнения на умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, на изменение положения частей тела в пространстве.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие памяти

5

Развитие зрительной памяти. Развитие механической памяти посредством разучивания физкультурных упражнений. Развитие слуховой памяти посредством заучивания четверостиший.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие внимания

5

Упражнения для развития внимания (зрительного, слухового).

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция.

Самооценка

Развитие мышления

5

Развитие наглядно-образного мышления.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие мелкой моторики рук

5

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие воображения

5

Упражнения и задания на развитие воображения.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму в 6 классе

(1 час в неделю, всего 35 часов).

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Материалы к уроку, ИКТ

Развитие зрительного восприятия (5 часов).

1

7.09

Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине.

От маленького к большому.

Геометрические фигуры.

Сравни по длине, ширине, высоте.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

2

14.09

Работа с наложенным изображением.

Наложенные изображения.

Спрятанные изображения.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

3

21.09

Развивать умение выделять части из целого.

Сколько животных изображено на картинке?

Из каких фигур составлено изображение?

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

4

28.09

Развивать умение составлять целое из частей.

Выложи из палочек.

Собери фигурку человека.

Сложи картинку из частей.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

5

5.10

Развитие пространственного восприятия расположения предметов.

Упражнение «Кто (что) где?»

Внимательно слушай и рисуй.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция.

Дидактический материал.

Развитие пространственного восприятия (5 часов).

6

12.10

Развитие пространственных представлений и воображения.

«Закон и рисунок» (закончи изображение).

Упражнение «Облака».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

7

19.10

Нахождение похожего предмета.

Найди похожие предметы на картинке.

Найди похожие предметы на вокруг себя.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

8

2.11

Движение частей тела в пространстве.

Разучи гимнастические упражнения.

Игра «Тень».

Предметно-практическая деятельность,

Дидактический материал.

9

9.11

Развитие зрительно-пространственной памяти.

Срисуй картинку по точкам.

Выложи фигуру из спичек.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

10

16.11

Развитие пространственной ориентации в помещении.

Дойди до цели, действуя по словесной инструкции.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

Развитие памяти (5 часов).

11

23.10

Развитие слуховой памяти.

Запиши под диктовку числа и действия с числами. Выбери из прочитанных слов слова, не относящиеся к данной группе.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

12

30.10

Развитие зрительной памяти.

Собери картинку по памяти.

Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Найди изменения в последовательности предметов.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

13

7.12

Развитие смысловой памяти.

Убери из предложений слова, не подходящие по смыслу.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

14

14.12

Развитие памяти и внимания.

Счет от 1 до 16, находя и показывая нужные цифры в математическом квадрате.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

15

21.12

Развитие смысловой памяти.

Вспомни и назови определение к предмету из прочитанных словосочетаний.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

Развитие внимания (5 часов).

16

28.12

Развитие концентрации внимания.

Определи предмет по его тени. Игра «Путаница». Игра «Лабиринт».

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал.

17

11.01

Развитие концентрации внимания.

Найди одинаковые картинки. Дорисуй узоры, чтобы они стали одинаковыми.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

18

18.01

Развитие концентрации внимания.

Игра «Повторяй за мной». Корректурное задание:

Вычеркни из текста все буквы А.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

19

25.01

Развитие концентрации внимания.

Найди общий признак, объединяющий предметы. Найди отличия на картинках.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

20

1.02

Развитие концентрации внимания.

Назови цвет, которым написано слово.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

Развитие мышления (5 часов).

21

8.02

Развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение «Продолжи узор». Упражнение «На что это похоже?». Упражнение «Составь фигуру».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

22

15.02

Развитие словесно-логического мышления.

Упражнение «Восстанови правильный порядок букв, чтобы получилось слово».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

23

22.02

Развитие словесно-логического мышления.

Упражнение «Зачеркни лишнее». Упражнение «Слова-близнецы».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

24

01.03

Развитие абстрактно-логического мышления.

Игра «Лабиринты». Упражнение «Найди несоответствие в картинках». Игра «Съедобное - несъедобное».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

25

08.03

Развитие ассоциативного мышления.

Упражнение «Установи соответствие по признаку».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

Развитие мелкой моторики рук (5 часов).

26

15.03

Развитие мелкой моторики рук путем активной тренировки пальцев рук.

Вырезание фигурок из бумаги. Определение предметов на ощупь.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

27

5.04

Развитие мелкой моторики рук путем активной тренировки пальцев рук.

Изготовление аппликации. Работа с пластилином.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

28

12.04

Развитие мелкой моторики рук.

Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком. Работа с конструктором.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

29

19.04

Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Брось мяч в цель». Упражнения в бросках и ловле мячей в парах.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

30

26.04

Развитие мелкой моторики рук.

Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание.

Упражнение «Шнуровка». Раскрашивание мандалы.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

Развитие воображения (5 часов).

31

3.05

Развитие воображения.

Упражнение «Незаконченные фигуры». Упражнение «На что похоже облако?»

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

32

10.05

Развитие воображения.

Игра «Раскрась слово». Упражнение «Волшебные кляксы».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

33

1705

Развитие воображения.

Упражнение «Нарисуй настроение». Нарисуй несуществующее животное.

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

34

24.05

Развитие воображения.

Упражнение «Смешинки».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

35

31.05

Развитие воображения.

Игра «Анонимка» (жалоба от имени неодушевленной вещи).

Упражнение «Пластический этюд».

Предметно-практическая деятельность.

Дидактический материал.

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учащихся 6 класса

Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учащихся 6 класса

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать уровень развития ребенка, опираться на свойственные данному возрасту особенности и достижения, создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые…

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать уровень развития ребенка, опираться на свойственные данному возрасту особенности и достижения, создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые…

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр

Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр

Ребенок с ограниченными возможностями овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается…

Ребенок с ограниченными возможностями овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается…

Содержание тем уроков коррекции в 6 классе

Содержание тем уроков коррекции в 6 классе

Психологический практикум

Психологический практикум

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму в 6 классе (1 час в неделю, всего 35 часов)

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму в 6 классе (1 час в неделю, всего 35 часов)

Дидактический материал. 82

Дидактический материал. 82

Определи предмет по его тени.

Определи предмет по его тени.

Дидактический материал.

Дидактический материал.

Развитие воображения. Упражнение «Смешинки»

Развитие воображения. Упражнение «Смешинки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2021