Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время
Оценка 4.8

Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время

Оценка 4.8
Научные работы
docx
11.03.2020
Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время
В своей работе мы акцентируем внимание на организацию проектной деятельности в течение учебного года во внеурочной деятельности в 6 классе по краеведению (в рамках предмета география)
Статья_Баданина МВ.docx

Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время

Баданина Марина Владимировна, учитель географии КОГОАУ «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка», marina1679@mail.ru

Концепция модернизации российского образования определяет способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Именно проектное обучение в большей степени отвечает этому требованию, так как оно побуждает учащихся проявлять способность к целеполаганию, к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода, к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников, в умении делать выбор и принимать решения. Наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, происходит многостороннее развитие растущей личности. Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется возможностью интегрирования проектной деятельности в образовательный процесс.

Проектная деятельность в гимназии реализуется на всех ступенях обучения и таким образом охватывает все классы:

1-4 классы - инд. исследования, проекты (уроки + внеурочная деятельность); 5 классы - проекты по информатике; 6 классы - проекты по предметам; 7 классы - социальные проекты; 8-9 классы - профориентационные проекты; 10-11 классы - исследования по профилю.

Проектная работа с учащимися в 6 классе организуется следующим образом: каждый учитель, который работает в 6 классе, в течение учебного года занимается проектной деятельностью с учащимися по своему предмету. В мае учитель заполняет таблицу, где указывает название проекта, количество учащихся, цель, аннотацию, конечный продукт и форму защиты. Эти данные собираются, и на классных часах в гимназии проходит «Ярмарка проектов», где учащиеся выбирают себе проект, над которым будут работать в течение следующего учебного года.

В своей работе всегда стараюсь сделать тематику проектов по географии актуальной к моменту их создания, также все проекты по географии предусматривают изучение родного края. Например, в 2015 году проект был посвящен 60–летию города Кирово-Чепецка, в 2016 году - Юбилею Кировской области, в 2017 году - Экологии в России. Продуктом проектов является сценарий мероприятия с электронной презентацией для 5-6 классов с теоретической частью по теме и викториной.

Рассмотрим, как организована проектная деятельность в 6 классе по географии на примере проекта "Путешествие по заповедным местам Кировской области". Работа над проектом начинается в сентябре и ведется во внеурочное время. Рабочая группа включает примерно 10 учащихся. Вместе с ними выбирается время работы группы, например, 1 раз в неделю после уроков. На каждой встрече учащиеся представляют отчет о проделанной работе за неделю, задают вопросы, учитель проводит коррекцию материалов, определяет новые задания совместно с рабочей группой. Также в течение работы над проектом учащиеся ведут дневник исследователя. На подготовительном этапе в дневниках исследователя прописываем цель, актуальность, проблему, задачи, продукт, сроки и этап реализации проекта. Затем учащиеся получают первое задание: найти информацию по определенному объекту. В рамках проекта "Путешествие по заповедным местам Кировской области" им было предложено 16 объектов Кировской области, примерно по 2 на каждого ученика.

В ноябре учитель собирает у учащихся информацию в формате вордовских документов и создает электронную «черновую» папку материалов. Вместе с учащимися ведется отбор информации и пишется сценарий мероприятия, кроме того, учащиеся получают второе задание: создать электронную презентацию, то есть проиллюстрировать свой материал по определенному шаблону.

В январе все презентации собираются учителем, соединяются в одну большую презентацию. Совместно с учащимися ведется коррекция общей презентации. Учащиеся отмечают, что это самое сложное в работе над проектом. Большая нагрузка ложится и на учителя, так как надо не только красиво и в соответствии с правилами оформить презентацию, но и отобрать важную информацию, никого не обидев, потому что все учащиеся старались.

Затем материал просматривается, изучается, и учащиеся получают третье задание: составить вопросы для викторины. Учитель знакомит учащихся с тем, как можно оформить эти вопросы, как разработать интересные задания. Это могут быть вопросы, пазлы, тесты, задания «Узнай по картинке…», «Узнай объект по описанию» (при этом можно давать подсказки) и многие другие задания. Учащиеся распределяют роли и обязанности, кто и какие задания составляет по теоретической части. Это самое интересное для учащихся в работе над проектом, в большинстве случаев они хорошо справляются с этим заданием, коррекция материалов учителем небольшая.

В феврале задания уже оформлены в презентацию, разрабатывается раздаточный материал, продумывается разбалловка заданий, еще раз распределяются роли, репетируется сценарий мероприятия.

В конце марта или в начале апреля учащиеся выступают на классных часах в 5-6 классах, иногда в 4 классах. Проводить мероприятие любят почти все ребята. Сначала учащиеся знакомят пятиклассников с теоретической частью по их теме, а затем проводят викторину по группам, по результатам викторины подводятся итоги, выявляются лучшие участники, им ставят «5» по географии. С дисциплиной проблем нет, так как в классе 2 учителя: классный руководитель, учитель географии.

Аналитический этап включает в себя анализ проделанной работы: что сделано, что получилось, над чем надо работать, при этом снова заполняются дневники исследователя. Учащиеся также защищают свои проекты в виде стендовых выступлений в рамках открытой недели Науки перед гимназистами, учителями гимназии и области. За каждый этап работы учащиеся получают оценку по географии, то есть три оценки: за подготовительный этап, этап реализации, аналитический этап.

Таким образом, в результате трехлетней работы у нас получилась интересная подборка материалов: серия классных часов о нашем крае для 5-6 классов, а также богатая копилка материалов по географии Кировской области.

Проект ради проекта – это не для нас. Наш девиз с учащимися: "Проект должен работать!"

 


 

Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время

Из опыта организации проектной деятельности по географии в 6 классе во внеурочное время

На каждой встрече учащиеся представляют отчет о проделанной работе за неделю, задают вопросы, учитель проводит коррекцию материалов, определяет новые задания совместно с рабочей группой

На каждой встрече учащиеся представляют отчет о проделанной работе за неделю, задают вопросы, учитель проводит коррекцию материалов, определяет новые задания совместно с рабочей группой

За каждый этап работы учащиеся получают оценку по географии, то есть три оценки: за подготовительный этап, этап реализации, аналитический этап

За каждый этап работы учащиеся получают оценку по географии, то есть три оценки: за подготовительный этап, этап реализации, аналитический этап
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020