Из опыта работы МБДОУ д/с №3 « Сказка»
Мини - музей , как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края»
Подготовил : старший воспитатель Русова Н.Ю
Детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается процесс социализации ребенка: устанавливается связь с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Огромную роль в становлении социальных и личностных качеств ребенка играет детский музей.
В нашем детском саду № 3»Сказка» ( на протяжении нескольких лет) музейная педагогика стала частью воспитательного процесса Мы рассматриваем ее не только как взаимодействие музея и ребенка . но и как инновационную технологию духовно-художественного, духовно-нравственного воспитания дошкольников, отвечающую задачам образовательной области «Социализация» Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе детского сада.. Введение музейно-педагогической деятельности в образовательный процесс детского сада способствует формированию у детей исследовательских навыков, художественного восприятия действительности, развитию способности ориентироваться в стремительно изменяющемся современном мире через приобщение к культурным ценностям прошлого ,обеспечивает широкие возможности для интеграции образовательной области «Социализация с областями : «Художественное творчество», «Музыка», « Познание», «Коммуникация».
Активное сотрудничество с социальным партнером детского сада - Шахунским Фолклорно- этнографическим музеем оказало для детского сада неоспоримую помощь в изучении истории и культуры родного Шахунского края, воспитании любви к своей малой
Родине, развитию познавательной и исследовательской активности как у дошкольников, так и у педагогов.
Реализация направления «музейная педагогика» потребовала преобразования предметно-развивающей среды ДОУ .Мы решили создать свой «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях. .
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующие требованиям музейного дела .Поэтому ,преимущества мини-музея для детского сада очевидны:
- Они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях¸ так как в любом детском саду существует проблема свободных помещений
- мини-музеи не отвечают многим строгим правилам .В настоящем музее ничего нельзя трогать руками , а вот в мини- музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;
-экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей ;
-в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.
В обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец !
Работа по созданию мини- музеев проходила в несколько этапов:
1. Подготовительный.
На нем дети ,воспитатели и родители определяли тему и названия мини-музея ,выбирали место для его размещения. Каждый воспитатель защищал проект своего мини-музея на педагогическом совете.
2. Практический.
На котором дети и взрослые, согласно своим проектам ,создавали
Мини-музеи .На последней стадии этого этапа каждый воспитатель подготовил презентацию своего музея.
Создавая мини-музеи каждый педагог детского сада почувствовал себя дизайнером, художником, историком, музееведом
Сейчас у нас в детском саду в каждой возрастной группе оформлен свой мини- музей .Содержание , оформление и назначение каждого мини-музея отражают специфику возраста, интересы детей ,педагогов и родителей данной группы.
В группе детей раннего возраста «Ладушки» (воспитатель Софрыжева Л.А )органично вписался в интерьер мини-музей «Уголок ряженья». В оформлении интерьера своего музея использовались использовали изделия ручного ремезного ткачества шахунских мастериц- тканые полотенца , салфетки. Яркие красочные тканые узоры невольно привлекают взгляды малышей, формирует эстетическое отношение к прекрасному, создают положительный эмоциональный настрой
. Ребятишки с большим удовольствием надевают фартучки и сарафаны ,украшенные шахунскими ткаными узорами,надевают яркие кокошники.
У воспитателя ЕфаровойТ.В., в группе «Смешарики» (3-4 года). функционирует музей «Игрушки-забавы»
Экспонаты этого музея предназначены для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны крупные, яркие, звучащие развивающие игрушки.
Они умеют говорить , производить различные звуки, петь, двигаться.
Некоторые игрушки -заводные, другие же «включаются» простым нажатием в определенном месте.
Основное назначение мини-музея –развивающее :
- Малыши учатся играть со сложными игрушками
- развивается речь ребенка
- развивается мелкая моторика руки
-создание радостного настроения при расставании с родителями
Малыши очень любят свой музей, а родители с большим удовольствием пополняют его новыми интересными экспонатами.
Хозяйка средней группы « Солнышко » Кудрявцевой Н.Г уже много лет работает над темой «Сказка в развитии ребенка » ,поэтому и музей назвали «В гостях у сказки». В музее Воспитатель с детьми обыгрывает сказочные сюжеты по русскими народными сказками, и сказками родного края, собранные краеведом О.С.Козыревым.
В комбинированной группе у воспитателя и Березиной Н.А . в группе целых два мини-музея «Часы- часики» и «Как молочко на стол пришло» .
.
«Как молочко на стол пришло»- это музей современный .Воспитатели с детьми собрали стихи , сказки, загадки о молоке , а ОАО «Молоко» представили нам муляжи своей продукции, рекламные буклеты, продукцию завода для дегустации детям и родителям.
Музей «Жили-были» расположился в подготовительной группе детского сада у воспитателя Соколовой С.А . Он знакомит детей с традиционными предметами обихода , утвари, посуды, изделиями декоративно- прикладного искусства: тканые половички- дорожки, узорная скатерть и полотенце , которыми украшали русский дом в старину .Сарафаны и кокошники ,изготовленные родителями, оживляют игры детей
В Музее «Куклы наших бабушек» воспитателя Чистяковой С.Е . –дети узнают историю народной игрушки- куклы. Этот музей отличается тем, что большая часть экспонатов изготовлена взрослыми и детьми Первой совместной изготовленной куклой была- кукла-засыпанка, потом были куклы обереги, обрядовые куклы, с изготовлением которых познакомили сотрудники Шахунского музея
Уникальность Шахунского края заключается в том, что в 70 годы было возраждено ручное узорное ремизное ткачество.С этим уникальным промыслом детей знакомит воспитатель подготовительной группы Правдина Н.Н. через мини-музей «Шахунские узоры». В музее собраны не только изделия ОАО «Тканые узоры» , но и сшиты детские костюмы из тканого полотна . Дети воспроизводят орнаменты Шахунского ткачества используя плетение из цветной бумаги, цветными нитями на пяльцах и цветными ленточками на рамках.
Мы согласны с тем, что в содержании современного дошкольного образования обязательно должен присутствовать этнокультурный региональный компонент, включающий историю. Культуру , искусство и выступающий средством формирования в детях любви к малой Родине, с которой начинается любовь к Отечеству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.