Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Копейского городского округа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________
______________2021 г. |
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом от ___________2021 г. №_____ директор _________/_____________ |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЛИДЕРА»
на 2021-2022 учебный год
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ООО, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Основой для разработки программы внеурочной деятельности служит: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.
Программа внеурочной деятельности учитывает возрастные и психологические особенности обучающегося, позволяет развивать его личность в рамках: социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 12-13 лет.
Срок освоения программы. 1 год.
Направленность программы:
Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование основ профориентации.
Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» основывается на следующих принципах:
Принцип общественной направленности воспитания – содержание программы социальной направленности должно соответствовать потребностям страны, гуманистическим нормам общества.
Принцип субъективности – деятельность в рамках реализации программы должна развивать способность ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром.
Принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников способствует учету внеучебных интересов, которые ученик раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, соревнованиях.
Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной деятельности осуществляется за счет вовлечения школьников в общественно-полезную работу, которая может включать в себя социальные проекты различной направленности.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
Цель программы: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Основные задачи
развивающие образовательные (предметные)
· развитие понятия о правах и обязанностях как члена общества;
· развитие стремления к изучению своих возможностей и способностей;
· обучение детей распознаванию эмоционального состояния другого человека по мимике, жестам, голосу;
· определением обучающихся с будущей профессией и создание условия его роста как личности.
развивающие (метапредметные)
· формирование у детей позитивной Я-концепции;
· развитие навыков саморегуляции;
· развитие познавательных процессов обучающихся: внимания, памяти, мышления, речи.
· развитие адекватной самооценки школьников;
· повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
· развитие умения адекватно вести себя в различных ситуациях;
· развитие коммуникативных навыков.
воспитательные (личностные)
· формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
· повышение творческой активности обучающихся;
· воспитание самостоятельности, ответственности и мобильности;
· формирование умения отстаивать свою позицию в коллективе, но, в то же время, дружески относиться к одноклассникам;
· формирование навыков культурного поведения.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.
Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. “Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).
Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.
В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.
В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:
- переоценка ценностей;
- устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации не включенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
1. |
Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» |
4 |
2. |
Раздел 2. «Мои достижения» |
3 |
3. |
Раздел 3. «Азбука общения» |
3 |
4. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
24 |
Всего: |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Коли-чество часов |
Форма проведения занятия |
1. |
Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» |
Вводное занятие «Давайте познакомимся». - Знакомство с содержанием курса; - Разработка правил по работе в группе, распределение ролей и обязанностей; - Игры на сплочение группы. |
1 |
теоретическое занятие, беседа, творческая игра |
2. |
Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» |
«Прошлое - ключ к настоящему» - Истоки русской истории и культуры; - Славянская мифология; - Русские народные сказки. |
1 |
беседа, круглый стол |
3. |
Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» |
«Прошлое - ключ к настоящему»
Чему учат русские народные сказки. |
1 |
беседа, круглый стол |
4. |
Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» |
«Прошлое - ключ к настоящему» - Выдающиеся деятели Древней Руси; - Истоки русской истории и культуры; Выдающиеся деятели царской России. |
1 |
беседа, круглый стол |
5. |
Раздел 2. «Мои достижения» |
«Права и обязанности» - Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника. - Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни).
|
1 |
беседа, теоретическое занятие, психогимнастика «Выйти к свету». |
6. |
Раздел 2. «Мои достижения» |
«Образ моего Я. Мотивация учебной деятельности»
Изучение учебной мотивации, самооценки. |
1 |
беседа, тестирование: уровень тревожности, Рисуночная арт-терапия: «Я в школе», «Мое любимое занятие» |
7. |
Раздел 2. «Мои достижения» |
«Образ моего Я. Познавательные процессы»
Внимание, память, мышление. |
1 |
беседа, тестирование на проверку внимания, памяти, мышления |
8. |
Раздел 3. «Азбука общения» |
«Азбука общения» - Вербальное и невербальное общение - Что такое жесты? - Что такое мимика? - Что такое эмоции? - Что такое чувства? - Как справляться с негативными эмоциями? - Что такое дружба?
|
1 |
беседа, тестирование «Конфликтный ли ты человек?», «Какой ты друг?» Рисуночная арт-терапия. «Мой самый хороший поступок», упражнения «Изобрази эмоцию»
|
9. |
Раздел 3. «Азбука общения» |
«Как наше слово отзовется…»
- Что такое речь? - Техника речи
|
1 |
беседа, конкурс скороговорок, выполнение упражнений на выявление изобразительно-выразительных средств |
10. |
Раздел 3. «Азбука общения» |
«Азбука общения»
Мои питомцы. «Права» и «обязанности». |
1 |
беседа, выставка рисунков «Мой питомец» |
11. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Кто такой лидер»
- Понятие «Лидер», основные качества лидера. - Понятие «Команда», работа в группе. - «Познай себя». |
1 |
беседа, игры и тренинги на развитие лидерских качеств, тестирование «Какой у меня характер?» индивидуальные проекты на создание образа идеального лидера |
12. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Я и общество»
Понятия правовой культуры.
|
1 |
беседа, просмотр и обсуждение видео «Права и обязанности ученика» |
13. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Я и общество»
Понятия правовой культуры.
|
1 |
беседа, игры и викторины на развитие правовой культуры |
14. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Как наше слово отзовется…»
- Вербальные и невербальные средства общения. - Основы риторики.
|
1 |
беседа, тренинг по технике выступления на публике |
15. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
- «Все профессии важны». - «Человек и профессия». |
1 |
Беседа. просмотр и обсуждение мультфильмов «Все профессии- важны, все профессии нужны», игра «Анаграммы – профессионалы» |
16. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
- Требования профессии к человеку. - Типы профессий. |
1 |
беседа, просмотр и обсуждение мультфильмов «Барбоскины – творческий поиск» |
17. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
Определение профессиональных интересов.
|
1 |
беседа, просмотр и обсуждение мультфильмов «Коза-дереза», «Вовка в тридевятом царстве», тестирование на определение профессиональных интересов, игра «Цели и ценности» |
18. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Все профессии важны». «Человек и профессия».
Характер, качества личности. |
1 |
Беседа, просмотр и обсуждение мультфильмов «О важности команды», «Птички на проводе», «5-копеечный работник»
|
19. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
Способности и профессиональная пригодность. |
1 |
беседа, просмотр и обсуждение мультфильма «Свинья и печеньки» дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (5 основных сфер деятельности) |
20. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
Способности и профессиональная пригодность. |
1 |
беседа, обсуждение результатов дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (5 основных сфер деятельности), игра «Кто есть кто?» |
21. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - живая природа»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” |
22. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - живая природа»
|
1 |
беседа, игра «Ассоциации», «САМАЯ-САМАЯ» |
23. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - техника»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” |
24. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - техника»
|
1 |
беседа, игра «Ассоциации», «САМАЯ-САМАЯ» |
25. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - человек»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” |
26. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - человек»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” игра «Реклама профессии» |
27. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - знаковая система»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” |
28. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - знаковая система»
|
1 |
беседа, игра «Ассоциации», «САМАЯ-САМАЯ» |
29. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - художественный образ» |
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” |
30. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - художественный образ»
|
1 |
беседа, конкурс “Много ли вы знаете профессий?” игра «Реклама профессии» |
31. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Как найти свое призвание» |
1 |
беседа, тренинговая игра «проблема непрестижных профессий в игре «Остров» |
32. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Как найти свое призвание» |
1 |
беседа, тренинговая игра «Сказочная драма», «Кто есть кто»?
|
33. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
«Как найти свое призвание» |
1 |
беседа, тренинговая игра «Хвастуны», «Ловушки-капканчики» |
34. |
Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» |
Подведение итогов |
1 |
Итоговая творческая работа
|
Всего: |
34 |
час. |
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- диагностики, сборники игр и сценариев;
- дидактический материал;
- наглядный и раздаточный материал для игр;
- мультимедийный проектор, компьютер;
- аудио и видеозаписи.
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Реализуется без оценочная форма организации обучения.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
· познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
· способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа.
Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами».
Итоговыми творческими работами могут быть: рисунок, модель, фотоальбом, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.
Методы и техники, используемые при проведении занятий
1. Сюжетно-ролевые и творческие игры.
2. Дискуссии.
3. «Круглый стол».
4. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий, в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
5. Моделирование образцов поведения.
6. Метафорические истории и притчи.
Литература
1. Еременко В.Т. «Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования» / В.Т. Еременко – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2015. – 50с.
2. Пупкова М.И. Сборник статей и упражнений по профориентации учащихся: МБУ ИМЦ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 2015. - 106 с.
3. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.
4. Е.Н. Рукис, МАОДОПО «Ленинградский учебный центр» - ст. Ленинградская. «Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий: Методическое пособие, 2014.- 29 с.
5. Е. А. Дагаева «5 тренинговых программ «под ключ»: практическое руководство для тренера» - Ростов н/Д : Феникс, 2012
6. Пряжников, «Проектируем жизнь. Карточная групповая профориентационная игра», М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
7. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, «Технология создания команды», Речь, 2004г.
8. В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» - Минск: Амалфея, 1996
9. Прощицкая Е.Н., «Практикум по выбору профессии: Учеб.пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.
10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.
11. Под ред. Л.М. Митиной «Психологическое сопровождение выбора профессии» - М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
12. Дейл Карнеги. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» М. Комета.1989.
13. Муниципальное учреждение «Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий «Старт» информационно-профориентационный отдел» Сборник притч для использования в профориентационной работе со школьниками», 48 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.