Программа внеурочной деятельности "Школа лидера"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Школа лидера"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
другое
6 кл
22.04.2022
Программа внеурочной деятельности "Школа лидера"
рабочая программа 6 класс ШКОЛА ЛИДЕРА .2.doc

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Копейского городского округа

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/________________

 

______________2021 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

от ___________2021 г. №_____

директор

_________/_____________

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ШКОЛА ЛИДЕРА»

 

 

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

Возраст обучающихся: 12-13 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с ФГОС ООО, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

Основой для  разработки программы внеурочной деятельности служит: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.

Программа внеурочной деятельности учитывает возрастные и психологические особенности обучающегося, позволяет развивать его личность в рамках: социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 12-13 лет.

Срок освоения программы. 1 год.

 

Направленность программы:

Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование основ профориентации.

 

Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» основывается на следующих принципах:

Принцип общественной направленности воспитания – содержание программы социальной направленности должно соответствовать потребностям страны, гуманистическим нормам общества.

Принцип субъективности – деятельность в рамках реализации программы должна развивать способность ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром.

Принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников способствует учету внеучебных интересов, которые ученик раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, соревнованиях.

Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной деятельности осуществляется за счет вовлечения школьников в общественно-полезную работу, которая может включать в себя социальные проекты различной направленности.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

 

Цель программы: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.

 

 

Основные задачи

 

развивающие образовательные (предметные)

·           развитие понятия о правах и обязанностях как члена общества;

·            развитие стремления к изучению своих возможностей и способностей;

·            обучение детей распознаванию эмоционального состояния другого человека по мимике, жестам, голосу;

·            определением обучающихся с будущей профессией и создание условия его роста как личности.

 

развивающие (метапредметные)

·           формирование у детей позитивной Я-концепции;

·           развитие навыков саморегуляции;

·           развитие познавательных процессов обучающихся: внимания, памяти, мышления, речи.

·           развитие адекватной самооценки школьников;

·           повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

·           развитие умения адекватно вести себя в различных ситуациях;

·           развитие коммуникативных навыков.

 

 

воспитательные (личностные)

·           формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

·           повышение творческой активности обучающихся;

·           воспитание самостоятельности, ответственности и мобильности;

·           формирование умения отстаивать свою позицию в коллективе, но, в то же время, дружески относиться к одноклассникам;

·            формирование навыков культурного поведения.

 

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

 

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники,                        - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. “Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

 - переоценка ценностей;

- устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации не включенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

 

 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

 

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.   

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

1.

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему»

4

2.

Раздел 2. «Мои достижения»

3

3.

Раздел 3. «Азбука общения»

3

4.

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

24

Всего:

34

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Форма проведения занятия

1.       

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему»

Вводное занятие «Давайте познакомимся».

-       Знакомство с содержанием курса;

-       Разработка правил по работе в группе, распределение ролей и обязанностей;

-       Игры на сплочение группы.

1

теоретическое занятие,

беседа,

творческая игра

2.       

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему»

«Прошлое - ключ к настоящему»

-       Истоки русской истории и культуры;

-       Славянская мифология;

-       Русские народные сказки.

1

беседа,

круглый стол

3.       

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему»

«Прошлое - ключ к настоящему»

 

Чему учат русские народные сказки.

1

беседа,

круглый стол

4.       

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему»

«Прошлое - ключ к настоящему»

-       Выдающиеся деятели Древней Руси;

-       Истоки русской истории и культуры;

Выдающиеся деятели царской России. 

1

беседа,

круглый стол

5.       

Раздел 2. «Мои достижения»

«Права и обязанности»

-       Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

-       Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни).

 

1

беседа, теоретическое занятие,

психогимнастика «Выйти к свету».

6.       

Раздел 2. «Мои достижения»

«Образ моего Я. Мотивация учебной деятельности»

 

Изучение учебной мотивации, самооценки.

1

беседа,

тестирование:

уровень тревожности,

Рисуночная арт-терапия: «Я в школе», «Мое любимое занятие»

7.       

Раздел 2. «Мои достижения»

«Образ моего Я. Познавательные процессы»

 

Внимание, память, мышление.

1

беседа,

тестирование на проверку внимания, памяти, мышления

8.       

Раздел 3. «Азбука общения»

«Азбука общения»

-       Вербальное и невербальное общение

-       Что такое жесты?

-       Что такое мимика?

-       Что такое эмоции?

-       Что такое чувства?

-       Как справляться с негативными эмоциями?

-       Что такое дружба?

 

1

беседа,

тестирование «Конфликтный ли ты человек?»,

«Какой ты друг?»

Рисуночная арт-терапия. «Мой самый хороший поступок», упражнения «Изобрази эмоцию»

 

9.       

Раздел 3. «Азбука общения»

«Как наше слово отзовется…»

 

-        Что такое речь?

-       Техника речи

 

1

беседа,

конкурс скороговорок, выполнение упражнений на выявление изобразительно-выразительных средств

10.   

Раздел 3. «Азбука общения»

«Азбука общения»

 

Мои питомцы. «Права» и «обязанности».

1

беседа,

выставка рисунков «Мой питомец»

11.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Кто такой лидер»

 

-       Понятие «Лидер», основные качества лидера.

-       Понятие «Команда», работа в группе.

-       «Познай себя».

1

беседа,

игры и тренинги на развитие лидерских качеств, тестирование «Какой у меня характер?»

индивидуальные проекты на создание образа идеального лидера

12.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Я и общество»

 

Понятия правовой культуры.

 

1

беседа,

просмотр и обсуждение видео «Права и обязанности ученика»

13.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Я и общество»

 

Понятия правовой культуры.

 

1

беседа,

игры и викторины на развитие правовой культуры

14.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Как наше слово отзовется…»

 

-        Вербальные и невербальные средства общения.

-       Основы риторики.

 

1

беседа,

тренинг по технике выступления на публике

15.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

 

-       «Все профессии важны».

-       «Человек и профессия».

1

Беседа.

просмотр и обсуждение мультфильмов

«Все профессии- важны, все профессии нужны»,

игра «Анаграммы – профессионалы»

16.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

 

-       Требования профессии к человеку.

-       Типы профессий.

1

беседа,

просмотр и обсуждение мультфильмов

«Барбоскины – творческий поиск»

17.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

 

Определение профессиональных интересов.

 

1

беседа,

просмотр и обсуждение мультфильмов «Коза-дереза»,

«Вовка в тридевятом царстве»,

тестирование на определение профессиональных интересов,

игра «Цели и ценности»

18.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Все профессии важны». «Человек и профессия».

 

Характер, качества личности.

1

Беседа,

просмотр и обсуждение мультфильмов

«О важности команды»,

«Птички на проводе»,

«5-копеечный работник»

 

19.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

 

Способности и профессиональная пригодность.

1

беседа,

просмотр и обсуждение мультфильма «Свинья и печеньки»

дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (5 основных сфер деятельности)

20.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

 

Способности и профессиональная пригодность.

1

беседа,

обсуждение результатов дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (5 основных сфер деятельности),

игра «Кто есть кто?»

21.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия».

Классификация профессий: «Человек - живая природа»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

22.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - живая природа»

 

1

беседа,

 игра «Ассоциации»,

«САМАЯ-САМАЯ»

23.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - техника»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

24.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - техника»

 

1

беседа,

 игра «Ассоциации»,

«САМАЯ-САМАЯ»

25.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - человек»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

26.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - человек»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

игра  «Реклама профессии»

27.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - знаковая система»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

28.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - знаковая система»

 

1

беседа,

 игра «Ассоциации»,

«САМАЯ-САМАЯ»

29.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - художественный образ»

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

30.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Человек и профессия». Классификация профессий: «Человек - художественный образ»

 

1

беседа,

конкурс “Много ли вы знаете профессий?”

игра  «Реклама профессии»

31.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Как найти свое призвание»

1

беседа,

тренинговая игра

«проблема непрестижных профессий в игре «Остров»

32.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Как найти свое призвание»

1

беседа,

тренинговая игра «Сказочная драма»,

«Кто есть кто»?

 

33.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

«Как найти свое призвание»

1

беседа,

тренинговая игра «Хвастуны»,

«Ловушки-капканчики»

34.   

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Подведение итогов

1

Итоговая творческая работа

 

Всего:

34

час.

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

- диагностики, сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

- наглядный и раздаточный материал для игр;

- мультимедийный проектор, компьютер;

- аудио и видеозаписи.

 

 

Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации

 

 

Реализуется без оценочная форма организации обучения.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

· степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;

· познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;

· способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа.

Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами».

 

Итоговыми творческими работами могут быть: рисунок, модель, фотоальбом, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.

 

 

Методы и техники, используемые при проведении занятий

 

1. Сюжетно-ролевые и творческие игры.

2. Дискуссии.

3. «Круглый стол».

4. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий, в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

5. Моделирование образцов поведения.

6. Метафорические истории и притчи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.        Еременко В.Т. «Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования» / В.Т. Еременко – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2015. – 50с.

2.        Пупкова М.И. Сборник статей и упражнений по профориентации учащихся: МБУ ИМЦ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 2015. - 106 с.

3.         «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.

4.        Е.Н. Рукис, МАОДОПО «Ленинградский учебный центр» - ст. Ленинградская. «Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий: Методическое пособие, 2014.- 29 с.

5.        Е. А. Дагаева  «5 тренинговых программ «под ключ»: практическое руководство для тренера» - Ростов н/Д : Феникс, 2012

6.        Пряжников, «Проектируем жизнь. Карточная групповая профориентационная игра», М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

7.        Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, «Технология создания команды», Речь, 2004г.

8.        В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» - Минск: Амалфея, 1996

9.        Прощицкая Е.Н., «Практикум по выбору профессии: Учеб.пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.

10.    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.

11.    Под ред. Л.М. Митиной «Психологическое сопровождение выбора профессии» - М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

12.    Дейл Карнеги. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» М. Комета.1989.

13.    Муниципальное учреждение «Краснодарский методический центр  информационно-коммуникационных технологий «Старт» информационно-профориентационный отдел» Сборник притч для использования в профориентационной работе со школьниками», 48 с.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Пояснительная записка В соответствии с

Пояснительная записка В соответствии с

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья,

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья,

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» «Прошлое - ключ к настоящему» -

Раздел 1. «Прошлое – ключ к настоящему» «Прошлое - ключ к настоящему» -

Раздел 3. «Азбука общения» «Как наше слово отзовется…» -

Раздел 3. «Азбука общения» «Как наше слово отзовется…» -

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» «Человек и профессия»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» «Человек и профессия»

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» «Как найти свое призвание» 1 беседа, тренинговая игра «Хвастуны», «Ловушки-капканчики» 2

Раздел 4. «Мой выбор в мире профессий» «Как найти свое призвание» 1 беседа, тренинговая игра «Хвастуны», «Ловушки-капканчики» 2

Методы и техники, используемые при проведении занятий 1

Методы и техники, используемые при проведении занятий 1

Литература 1. Еременко

Литература 1. Еременко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022