КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (профильный уровень)
Предмет: химия
Класс: 11
Цель: выявление уровня усвоения учащимися:
ЗНАНИЯ:
понятий: электрон, электронная оболочка, радиус атома, электроотрицательность, степень окисления, гомологи, изомеры, электролиты, химическое равновесие, раствор, массовая доля, выход продукта от теоретически возможного.
закономерностей Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ); принципов: Ле – Шателье, Бертолле.
основных законов химии: сохранения массы веществ.
теорий: электролитической диссоциации, строения органических соединений.
УМЕНИЙ:
Предметных:
А1 – А2: определять строение электронной оболочки иона и атома, с помощью ПСХЭ;
А3: устанавливать последовательность расположения химических элементов в ПСХЭ;
А5: определять тип кристаллической решётки.
А6:выявлять сильные и слабые электролиты.
А7-А8: определять характерные химические неорганических свойства веществ.
А9: определять типы химических реакций в органической химии.
А10: классифицировать органические вещества.
В4: определять гомологи
Метапредметных: А4: применять правило Ле Шателье на конкретном примере, выявлять факторы смещения химического равновесия.
Познавательные:
В1: сопоставлять реагенты и химические свойства веществ,
В2: сопоставление названия вещества и класса соединений,
В3: сопоставление реагентов и сокращённых ионных уравнений.
В5: выражать значение из соответствующей формулы.
Регулятивные:
С1 умение представлять ОВР, используя МЭБ, определять окислитель, восстановитель.
С2 умение решить расчётную задачу (знание химических свойств органических веществ, умение записать уравнение химической реакции, использовать знаний по темам: «Растворы», «Выход продукта»)
С3: умение рассчитать массовую долю раствора, используя сопутствующие данные.
Структура работы
А1. Умение определять электронную конфигурацию атома и иона.
А2. Умение определять строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх
периодов.
А3. Умение применить знания закономерностей ПСХЭ Д.И. Менделеева при решении
конкретного задания.
А4. Знание понятий: химическое равновесие, принцип Ле Шателье;
Умение объяснять: положения химического равновесия и факторы его смещения.
А5. Знание понятий: атом, молекула, ион, кристаллическая решётка;
Умение определять типы химической связи, типы кристаллических решёток;
А6. Знание понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация;
теорий: электролитической диссоциации.
Умение классифицировать электролиты.
А7. Умение применять знание химических свойств веществ
А8. Умение применять знание характерных свойств веществ
А9. Знание типов химических реакций в органической химии
А10. Умение определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений
В1.Умение характеризовать химические свойства органических веществ
В2. Умение классифицировать неорганические вещества.
В3. Умение характеризовать реакции ионного обмена
В4. Умение выявлять изомеры и гомологи в органической химии.
В5. Умение решать задачи с использованием массовой доли растворённого вещества (задача)
С1. Знание понятий: окислитель, восстановитель;
Умение определять степень окисления химических элементов, расставлять коэффициенты
методом электронного баланса.
С2. Знание понятий: моль, молярная масса, количество вещества; массовая доля вещества;
законов: сохранения массы веществ;
важнейших веществ: кислот, альдегидов, аммиака.
Умение называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре;
определять принадлежность веществ к различным классам органических
веществ;
выражать: значение массы растворённого вещества из соответствующей формулы;
значение массы практической из соответствующей формулы.
Использовать приобретённые знания и умения в решении задачи на выход продукта от теоретически возможного.
С3. Знание понятий: моль, молярная масса, количество вещества; растворы; массовая доля
вещества
законов: сохранения массы веществ;
важнейших веществ: кислот, солей.
Умение использовать приобретённые знания за весь курс химии и применить их при решении задачи. Комплексная задача.
Критерии оценки
А1 - А10 – 1 балл
В1 – В5 - 2 балла, если все четыре соответствия установлены верно; если учащийся верно
определил три соответствия, то такое выполнение оценивается в 1 балл.
С1 - 3 балла.
Критерий 1. Составлен электронный баланс – 1 балл.
Критерий 2. Верно расставлены коэффициенты в уравнении реакции – 1 балл.
Критерий 3. Указаны окислитель, восстановитель – 1 балл.
Итого: 3 балла.
С2 – 3 балла.
Критерий 1. Верно записано уравнение реакции, расставлены коэффициенты, высчитаны молярные массы веществ – 1 балл.
Критерий 2. Вычислены количества реагирующих веществ, определён «избыток - недостаток» - 1 балл.
Критерий 3. Вычислен теоретический и практический выход продукта – 1 балл.
Итого: 3 балла.
С3 -3 балла.
Критерий1: Составлено уравнение реакции, высчитаны массы растворов, вычислены массы растворённых веществ – 1 балл
Критерий 2: Вычислены количества веществ, определён «избыток - недостаток», найдена массовая доля заданного вещества -1 балл.
Итого: 3 балла.
Максимальный балл: А - 10 баллов
В - 20 баллов
С - 15 баллов
Итого: 45 баллов.
Перевод баллов в оценку
«3» - 10 баллов
«4» - 11 -16 баллов
«5» - 17 и более
Итоговая контрольная работа по химии в 11 классе.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по химии дается 45 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 15 заданий.
Часть А включает 10 заданий (А1 – А10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых, только один правильный.
Часть В состоит из 5 заданий (В1 – В5), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. В этой части используются задания на установление соответствия.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.
За выполнение заданий группы А дается один балл. Выполнение заданий группы В оценивается в 2 балла.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Итоговая контрольная работа по химиии
Вариант № 1
Часть А (каждое задание 1 балл)
А1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице
1)
Li+
2)
K+
3)
Cs+
4)
Na+
А2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома хлора равны соответственно
1)
4, 6
2)
2, 5
3)
3, 7
4)
4, 5
А3. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
1)
Na, Mg, Al, Si 2) Li, Be, B, C
3)
P, S, Cl, Ar 4) F, O, N, C
А4. В
системе 2SO2(г) + O2(г) 2SO3(г) + Q
смещению химического равновесия в сторону исходных веществ будет способствовать
1)
уменьшение давления 2) уменьшение температуры
3)
увеличение концентрации SО2 4) уменьшение концентрации SO3
А5. Атом является структурной частицей в кристаллической решетке
1)
метана
2)
водорода
3)
кислорода
4)
Кремния
А6. Только сильные электролиты представлены в ряду
1)
Cu(OH)2, NaCl, H3PO4 2) FeCl3, H2S, NaOH
3)
Na2SO4, HNO3, NaOH 4) KNO3, H3N, Mg(OH)2
Вариант 1
А7. Химическая реакция возможна между
1) оксидом марганца(VII) и оксидом калия
2) оксидом кремния и водой
3) оксидом углерода(IV) и оксидом серы(VI)
4) оксидом фосфора(V) и оксидом серы(VI)
A8. Верны ли следующие суждения о гидроксиде цинка? А. Гидроксид цинка растворяется в серной кислоте. Б. Гидроксид цинка растворяется в щелочи натрия.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А9. Превращение бутана в бутен относится к реакции
1)
полимеризации 2) дегидратации
2)
дегидрирования 4) изомеризации
А10. К полисахаридам относится
1) дезоксирибоза 3) целлюлоза
2) галактоза 4) мальтоза
Часть В (каждое задание 2 балла)
В1. Для метана характерны:
1)
реакция гидрирования
2)
тетраэдрическая форма молекулы
3)
наличие π- связи в молекуле
4)
sp3-гибридизация орбиталей атома углерода в молекуле
5)
реакции с галогеноводородами
6)
горение на воздухе
Ответ: ________________ . (Запишите цифры в порядке возрастания.)
В2. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ
А) аммиак 1) щелочь
Б) соляная кислота 2) основный оксид
В) гидроксид натрия 3) основание
Г) оксид хрома(Ш) 4) амфотерный оксид
5)кислоты
6)летучее водородное соединение
Вариант 1
В3. Установите
соответствие между реагентами и сокращенными ион-
ными уравнениями реакций.
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЕ
1.
Na2S и НСl
1) Сu2+ + 2ОН- = Сu(ОН)2
Б) Ва(ОН)2 и Na2SO4
2) CO32- + 2Н+ = СО2 +
Н2О
2. K2CO3 и HNO3 3) S2- + 2Н+ = H2S
Г) CuSO4 и NaOH 4) Ва2+ + SO42- = BaSO4
5)2Na+ + SO42- = Na2SO4
6)СО3 2- + 2H+= H2CO3
В4. Изомерами являются пары веществ:
1) метаналь и метанол 4) бутен – 1 и 2- метилпропен
2) бутанол и диэтиловый эфир 5) этилацетат и бутанон-2
3) циклогексан и гексан 6) циклогексан и гексин
В5. При добавлении 300 г воды к 340 г 15 % - ного раствора мальтозы, получили раствор с массовой долей ________%. (Запишите число с точностью до целых.)
Часть С (каждое задание 3 балла)
C1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
FeCl3 + H2S = FeCl2 + S + HCl
Определите окислитель, восстановитель.
С2. Рассчитать массу металлического осадка, образовавшегося при нагревании 9,2 г уксусного альдегида и 15,9 г аммиачного раствора оксида серебра(I), если массовая доля выхода продукта составила 96% по сравнению с теоретически возможным.
C3 *. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном
смешением 200 мл 20 % -ного раствора серной кислоты плотностью
1,2 г/мл и 150 мл 10 %-ного раствора нитрата бария плотностью 1,04 г/мл.
Вариант № 2
Часть А (каждое задание 1 балл)
А1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице
1)
N–3
2)
Cl–
3)
S+4
4)
Na+
А2. Число энергетических уровней и число внешних электронов алюминия равны соответственно
1)
2, 1
2)
2, 3
3)
3, 3
4)
3, 2
А3. В порядке возрастания атомного радиуса химические элементы расположены в ряду:
1)
Be, B, C, N
2)
Rb, K, Na, Li
3)
O, S, Se, Te
4)
Mg, Al, Si, Р
А4. При повышении давления равновесие смещается вправо в системе
1)
2CO2(г) 2CO(г) + O2(г) 3) PCl3(г) + Cl2(г)
PCl5(г)
2)
С2Н4(г) С2Н2(г) + Н2(г) 4) H2(г) +
Сl2(г)
2 HCl(г)
А5. Кристаллическая решетка графита
1)
ионная 2) молекулярная
3)
атомная 4) металлическая
А6. Только слабые электролиты представлены в ряду
1)
H2SO4, KNO3, NaOH 3) H2S, AlCl3, КОН
2)
HCl, Cu(OH)2, H2O 4) H2SO3, H2O, Mg(OH)2
Вариант 2
А7. И бутан, и бутилен реагируют с
1)
бромной водой 3) водородом
2)
раствором KMnO4 4) хлором
А8. Верны ли суждения о фосфоре?
А. Фосфор горит на воздухе с образованием P2O5.
Б. При взаимодействии фосфора с металлами образуются фосфиды.
1) верно только А. 3) верны оба суждения.
2) верно только Б. 4) оба суждения неверны.
А9. Превращение ацетилена в бензол относится к реакции
1)
полимеризации 2) дегидратации
2)
дегидрирования 4) изомеризации
А10. К алкенам относится
1) бензол 3) бутен - 1
2) бутадиен – 1,3 4) метан
Часть В (каждое задание 2 балла)
В1. Углеводороды ряда этилена будут реагировать с каждым из веществ, указанных в ряду:
1)
Br2, HCl, C3H84) HCOH, CH4, HBr
2)
KMnO4, H2, H2O 5) H2, O2, HCl
3)
NaH, C6H6, Br2 6) H2O, HCl, Br2
Ответ: _________________. (Запишите цифры в порядке возрастания.)
В2. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ
А) серная кислота 1) щелочь
Б) хлорид натрия 2) основный оксид
В) гидроксид калия 3) основание
Г) оксид кальция 4) амфотерный оксид
5)кислоты
6)средние соли
В3. Установите
соответствие между реагентами и сокращенными ион-
ными уравнениями реакций.
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЕ
А) CuSO4 и
КOH 1) Сu2+ + 2ОН- =
Сu(ОН)2
Б) Ва(ОН)2 и К2SO4
2) CO32- + 2Н+ = СО2 +
Н2О
В) K2CO3 и HNO3 3) S2- + 2Н+ = H2S
Г) К2S и НСl 4) Ва2+ + SO42- = BaSO4
5)2К+ + SO42- = К2SO4
6)СО3 2- + 2H+= H2CO3
Вариант 2
В4. Гомологами являются пары веществ:
1) пропаналь и пропан 4) бутен – 1 и бутадиен – 1,3
2) бутанол и этан 5) бутанон-2 и пентанон - 2
3) циклогексан и циклопропан 6) гексан и гексин
В5. При добавлении 450 г воды к 730 г 35 % - ного раствора хлорида калия, получили раствор с массовой долей ________%. (Запишите число с точностью до целых.)
Часть С (каждое задание 3 балла)
C1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
HNO 3 + S = NO2 + SO2 + H 2O
Определите окислитель, восстановитель.
С2. Рассчитать массу уксусной кислоты, которую можно получить из 130 г 50% -ного уксусного альдегида, при взаимодействии его с аммиачным раствором оксида серебра, если массовая доля выхода уксусной кислоты составляет 80% по сравнению с теоретически возможным.
C3 *. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном
смешением 300 мл 25 % -ного раствора серной кислоты плотностью 1,2 г/мл и 100 мл 10 %-ного раствора нитрата бария плотностью 1,04 г/мл.
Ответы к заданиям.
Задание
Вариант 1
Вариант 2
А1
4
2
А2
3
3
А3
4
3
А4
1
3
А5
1
3
А6
3
4
А7
1
4
А8
3
3
А9
2
4
А10
3
3
В1
246
256
В2
6514
7812
В3
3461
1483
В4
24
35
В5
8
22
С1
Fe – окислитель,
S - восстановитель
N – окислитель,
S - восстановитель
С2
14
71
С3
11,28%
18,54%
Задание
Элементы
знаний и умений
Кол-во уч-ся, выполнявших работу
Выполнили правильно
Допустили ошибки
Не приступили
% успешного выполн.
элемента
А1
Электронная конфигурация атома и иона
А2
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов.
А3
Закономерности периодической системы Д.И. Менделеева
А4
Химическое равновесие
и способы его смещения
А5
Типы кристаллических решёток
А6
Электролитическая диссоциация
А7
Химические свойства веществ
А8
Характерные свойства вещества.
А9
Типы химических реакций в органической химии
А10
Классификация органических веществ
В1
Химические свойства органических веществ
В2
Классификация неорганических веществ
В3
Реакции ионного обмена
В4
Изомерия и гомология в органической химии
В5
Массовая доля растворённого вещества (Задача)
С1
ОВР. Метод электронного баланса
С2
Задача на выход продукта от теоретически возможного
С3
Задача на тему: «Массовая доля вещества в растворе»
Пояснительная записка
Контрольная работа призвана помочь учителю, образовательным учреждениям в оценке степени готовности учащихся к ЕГЭ по химии. Она проверяет знания учащихся по темам «Строение вещества» и «Основные классы неорганических веществ». Контрольная работа направлена на проверку следующих элементов знаний учащихся, включенных в спецификацию экзаменационной работы ЕГЭ по химии:
· Современные представления о строении атомов.
· Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов.
· Электронная конфигурация атома и иона.
· Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
· Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.
· Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам
· Образование ионной связи
· Электроотрицательность.
· Степень окисления и валентность химических элементов.
· Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
· Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
· Классификация неорганических веществ.
· Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа.
· Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Она состоит из 17 заданий, среди которых 10 заданий типа А, пять задания типа В, 2 задания типа С.
Задание А предполагает выбор одного правильного ответа из 4-х.
При решении заданий части В нужно установить соответствие между элементами правого и левого столбца таблицы, записать последовательность цифр или ответ к задаче. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Каждое правильно выполненное задание части В оценивается в 2 балла, если все четыре соответствия установлены верно. Если учащийся, верно определил три соответствия, то такое выполнение оценивается в 1 балл. Каждое правильно выполненное задание части С оценивается в 3 балла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.