Из опыта реализации дистанционных технологий обучения в МБОУ СОШ №53 в период пандемии: уроки, инновационные пути решения проблемы
Удаленное обучение не является инновацией. В течение длительного времени осуществлялось заочное обучение на уровне высшего образования. Форма очно-заочного образования, семейного образования реализуется с помощью дистанционных образовательных технологий в удаленном режиме обучения. Но почему-то в период пандемии данный вид вызвал тревогу у педагогов, родителей и детей. Говорить о том, что педагогическая общественность не готова была к реализации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий нельзя. Скорее всего, не готова была родительская общественность, которая привыкла к модели полной ответственности школы за обучение и воспитание их детей. Родителям пришлось срочно перестраивать свой налаженный режим отдыха и работы, создавать условия для электронного образования детей, учиться контролировать выполнение домашних заданий, сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Было сложно, но дозированное, доступное информирование родителей позволило преодолеть путь перехода их "из зоны комфорта в зону ближайшего развития". Пандемия научила нас всех (детей, родителей, учителей) ценить то что имеем, к чему привыкли, перестали замечать: друзей, общение, учителей, коллег, любовь родителей. Мы снова вынуждены учиться слушать, слышать друг друга.
Рис. 1. Интегративная модель электронного обучения
и обучения с использованием ДОТ МБОУ СОШ №53
МБОУ СОШ №53 в течение пяти лет реализует проект «Родительская академия», которая является не столько площадкой расширения знаний родителей в области педагогики, права, психологии (возрастной, социальной, общения), сколько площадкой практики обучения родителей общаться с собственными детьми, обучением сопровождать своих детей в их школьной жизни и будущей жизни. Поэтому пандемия не смогла оказать негативное воздействие на хорошо сформированное учительское и родительское сообщество, которое привыкло совместно решать проблемы, находить компромиссные решения в любых жизненных и учебных ситуациях. А прием прост: информирование, площадки обсуждения, совместное принятие решений, общая ответственность за принятые решения. Конечно, нельзя говорить о том, что, все 100% родителей сразу приняли условия реализации электронного обучения, но убеждение в необходимости данной формы обучения со стороны педагогов, администрации, активных родителей, обеспечили принятие данных условий всеми родителями без исключения.
Созданная модель удаленного обучения в МБОУ СОШ 53 строится на основе разумности, информационной доступности, где промежуточному контролю уделяется большое значение.
Удаленное обучение МБОУ СОШ 53 представляет собой интеграцию электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Педагоги школы имели опыт успешной реализации в учебном процессе цифровых платформ Учи.ру, Яндекс.Учебник. Ими активно использовались инфографику, кодирование в учебной и внеурочной деятельности, интеллектуальных квестах. Именно эта база и стала основанием для формирования модели. Таким образом, на уровне начального общего образования оставили традиционные образовательные ресурсы платформ: Учи.ру и Яндекс.учебник, учеников основного общего образования ориентировали на ресурсы Российской электронной школы, собственный Moodle, старшеклассникам дополнительно предложили задания с порталов «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ». Важным компонентом стал контроль за качеством усвоения и посещаемости со стороны родителей, педагогов и администрации школы. Для реализации данного вектора реализации модели использовали вебанкетирование, социальные сети (WhatsApp, Viber, ВКонтакт), электронную почту, телефонную связь, школьный сайт.
Понимая, что уровень жизни семей учеников разный, что не все имеют компьютер с высокоскоростным Интернетом. Педагоги МБОУ СОШ №53 сформировали копилку методических материалы в виде схем, презентаций, инфографики, банка заданий и разместили их «Сетевом регионе. Образование». В распечатанном виде выложили кейсы в бумажном виде на первом этаже школы, чтобы родители могли получить бумажный вариант кейсов материалов и заданий. Помимо этого, на первом этаже школы разместили компьютер с данными кейсами, для того чтобы родители могли взять их в электронном виде. Еженедельно по пятницам публикуются кейсы в электронном виде на сайте организации.
Важным приращением в профессионализме педагогов стало создание собственных простых в использовании, но универсальных электронных ресурсов, интегрирующих содержание нескольких предметов.
Первопроходцами в данном направлении стали учителя истории. Созданные ими авторские инфографики, презентации, позволяют погрузиться в эпоху через литературу, быт, живопись. Так на уроках истории при изучении исторических событий 1825 года использовали произведения Александра Сергеевича Пушкина, путешествие по художественным музеям России. Свои выполненные задания в форме эссе ученики размещают на сайте под // яучусь.
Универсальным ресурсом в эффективном электронном обучении , обучении с использованием дистанционных технологий стал школьный Moodle. На сегодняшний момент он представляет собой сборник учебных материалов, тестов, видео и аудиоматериалов , заданий исследовательского и творческого характера по всем предметам на уровне основного общего и среднего общего образования. Данный ресурс оптимален, потому что позволяет разместить в одном месте учебный материал, задания, осуществить загрузку результатов и обеспечить обратную связь через оценивание с комментариями для каждого ученика. Тем самым, обеспечить контроль за усвоением с своевременным регулированием процесса, ориентировав его на оптимальный уровень образовательных результатов.
Одним из ключевых направлений модели стало информирование и сопровождение родительской общественности. Но уже на первой неделе реализации удаленного обучения столкнулись с тем, что наши родители не могут взаимодействовать с собственными детьми, не могут должным уровнем контролировать процесс обучения. Классным руководителям пришлось обучать родителей сопровождать своих детей в обучении через личные беседы, использование памяток. Большую помощь в этом процессе оказала памятка для родителя и ученика, которую разработали педагоги школы в процессе подготовки к введению удаленного обучения, горячая линия со школьным психологом.
Педагог-психолог школы помогала выстраивать и корректировать отношения родителей с детьми и контролировать процесс усвоения через индивидуальные консультации по Skype.
Вторая проблема с которой столкнулись все участники образовательного процесса -это дефицит общения. Чтобы минимизировать этот дефицит классные руководители ежедневно созваниваются с учениками, ведут странички в социальных сетях, что позволяет им знать обо всех успехах и неудачах своих учеников. Стало традицией приветствие каждого ученика классным руководителем голосовым сообщением с пожеланием хорошего учебного дня. В процессе постоянного общения классного руководителя с родителями выстраиваются оптимальные условия обучения, достигается эффект результативного обучения. Таким образом, важным результатом реализации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий стало индивидуальное сопровождение каждого ученика в процессе освоения им образовательной программы. Это позволяет выявлять отклонения и своевременно их ликвидировать.
Считаем важным тот факт, чтобы процесс был эффективным, его нужно контролировать и своевременно регулировать в соответствии с критериями его эффективности. Для педагогического коллектива школы стало традицией проведения совещаний, малых педагогических советов в формате on-line конференций по реализации обучения в формате дистант в еженедельном режиме. Для этого используем программу Zoom. Она позволяет каждому педагогу участвовать в обсуждении проблем, предлагать решения возникающих проблем, согласовывать решения через голосовое взаимодействие или чат.
Особое место в модели удаленного обучения МБОУ СОШ №53 принадлежит школьному библиотечно-информационному центру. На сайте организации в данном разделе размещены ссылки на доступ в электронные библиотеки ЛитРес и Президентской библиотеки. Это тоже возможность получать в полном объеме необходимую информацию, произведения художественной литературы, читать редкие книги, создавать цитатные источники с помощью кьаркодирования. Хотелось отметить тот факт, что это доступно всем участникам образовательного процесса, независимо от возраста, статуса и места нахождения. Эффективное сопровождение процесса исследовательской и учебной деятельности осуществляет педагог-библиотекарь школы.
Данный подход доказал свою состоятельность и работе с активными родителями и воспитательной работе. Стали традицией проведение заседаний органов государственного общественного управления в формате on-line. Это позволяет решать своевременно возникающие вопросы по реализации электронного обучения, согласование учебно-методического и программного сопровождения учебного процесса на будущий учебный год и многое другое.
Проведение тематических классных часов, акций в формате on-line конференций. Классными руководителями еженедельно проводятся классные часы по культуре общения, патриотическому, гражданскому воспитанию, духовно-нравственному развитию. Ученики всех классов МБОУ СОШ №53 приняли активное участие в акциях, посвященных Дню Победы. А именно, …
Реализация направлений Российского движения школьников ушло в оn-line формат. Ученики под руководством классных руководителей участвуют в акциях, конкурсах, фотовыставках.
Особое значение в реализации воспитательной работы в удаленной форме играет музей. Руководитель школьного музея Рыжиков О.С. открыл on-line персональную выставку собственных акварелей. В своей on-line экскурсии он пересказывает рассказы своего деда лейтенанта Степана Рыжикова, Рассказы и картины позволяют слушателям погрузиться в атмосферу военного времени, увидеть его глазами молодого лейтенанта.
Эффективность удаленного процесса определяется критериями, которые педагогический коллектив школы определил для себя. По мнению педагогов школы, эффективность процесса определяется долей обучающихся осваивающих обрпрограмму в дистанционном режиме. Показатель МБОУ СОШ 53 составляет 100 процентов. Второй показатель эффективности процесса - доля педагогов, которые используют авторские электронные образовательные ресурсы в процессе удаленного обучения. Этот показатель - 100 процентов. Третий показатель эффективности - удовлетворенность родителями обучением ребёнка в формате дистант . Родители понимают и принимают ситуацию. Считают, что это временное, но необходимое явление.
Приобретенный опыт по реализации удаленного обучения педагогическим коллективом МБОУ СОШ №53 интересен тем, что имеет свою эффективную интегрированную модель реализации. Данная модель гибкая, способная своевременно изменяться в соответствии с возникающими вызовами времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.