Краткая презентация
адаптированной основной образовательной программы
для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» разработана на основе специальной образовательной программы С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР», в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, основных нормативных документов федерального и регионального уровня, регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения, предусматривает соблюдение следующих условий:
• наличие в учреждении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР.
• построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного,
речевого и эмоционального развития, стимулирование, обогащение, развитие ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, коммуникативной, двигательной и др.);
• использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
• событийный характер в организации жизнедеятельности детей.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Целью реализации АООП является обеспечение условий для дошкольного образования детей с ЗПР с учетом их индивидуальных особенностей и особых потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной социализации, развитие личности ребенка с ЗПР; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между дошкольной ступенью образования и начальной школой.
Задачи:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и потребностями;
- создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей ребенка;
- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР;
- выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- подготовка детей с ЗПР к школе с учетом целевых ориентиров дошкольного и начального образования.
Адаптация содержания программы с учетом особых потребностей детей с ЗПР предполагает конкретизацию задач и содержания Программы для детей с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, вариативность планируемых результатов освоения программы в соответствии с возможностями детей с ЗПР.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанника в ТОГБУ «Центр «Аистенок». Результаты освоения АООП ДО для детей с ЗПР представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на русском языке.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Работа по коррекции нарушений развития детей с ЗПР осуществляется с учетом специальных коррекционных программ и пособий:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой – СПБ: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010
- Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. М.: Сфера, 2008
- Подготовка к школе детей с ЗПР/С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарѐва. Развитие элементарных математических представлений. (Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР) – М. Мозаика-Синтез, 2009
- Е.А. Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия. – М: Творческий центр, 2002.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Ознакомление с окружающим миром (Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР) – М., Мозаика-Синтез, 2006
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарѐва. Занятия по развитию речи в специальном д/с – М.: Владос, 2006
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарѐва. Фонематика (занятия с детьми с ЗПР) – М.: Мозаика-Синтез, 2011
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ЗПР (к 7-8 годам)
Социально-коммуникативное развитие:
- проявляет способность к общению со сверстниками; способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;
- достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла, развитию сюжета, к действиям и взаимодействию в рамках роли, к коллективной игре;
- оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать и радоваться успехам, адекватно проявляет чувства; старается конструктивно решать конфликты; оценивает поступки людей;
- способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- способен к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности и поведения;
- обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; установкой положительного отношения к миру, к видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
- овладевает основными культурными способами деятельности;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
- проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
Познавательное развитие:
- повышается уровень познавательной активности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями;
- улучшаются показатели развития внимания, произвольной регуляции поведения и деятельности;
- возрастает продуктивность памяти, объем и прочность запоминания информации;
- осваивает элементарные логические операции; может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простые умозаключения и обобщения;
- осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;
- сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во времени;
- осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.
Речевое развитие:
- стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
- осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает обобщающие понятия в соответствии с возможностями; проявляет словотворчество;
- умеет строить простые распространенные предложения разных моделей; составлять рассказы по сюжетной картинке или серии картинок, на основе примеров из личного опыта;
- проявляет интерес к произведениям детской литературы, умеет пересказывать, рассказывать стихи.
Художественно-эстетическое развитие:
- осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; развиты основные умения в изобразительной деятельности и конструировании из разного материала;
Физическое развитие:
- развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
- проявляет способность к пространственной организации движений, слухо-зрительно-моторной координации.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, особенности организации образовательной деятельности. Содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.