— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Пояснительная записка.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними необходима систематизированная работа . На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.
Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
· Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).
· Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).
· Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).
· Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).
· Несформированность произвольной сферы(ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).
· Ниже среднего познавательный интерес(требуется обеспечивать «эффект новизны»при решении учебных задач).
· Низкий уровень развития словесно-логического мышления(реализовывать принцип доступности учебного материала).
· Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
· физическая ослабленность;
· школьная незрелость;
· педагогическая запущенность;
· недостаточное развитие речи;
· боязнь школы, учителей;
· инфантилизм (т. е. детскость)
· плохая наследственность
· астеническое состояние;
· неблагоприятная наследственность;
· нарушения нервной деятельности;
· общая неспособность ;
· гиподинамия;
· социум;
· миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
· социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению
3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.
5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету
6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления
Формы работы со слабоуспевающими учащимися
Индивидуальная работа на уроке
1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.
6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4.Кружки по интересам;
5.Конкурсы и конференции;
Работа с родителями слабоуспевающих детей
Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
- Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка
-Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
- Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей
- Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
• круглые столы;
• информационно-практические беседы;
• информационные лектории с элементами практикума;
• обучающие семинары;
• творческие лаборатории родителей;
• родительские педагогические тренинги;
• родительско-ученические мероприятия;
Предполагаемые результаты
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом
ПЛАН-ГРАФИК
работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2019 – 2020 учебный год
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
Корректировка плана |
1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы). |
Октябрь - май |
Учителя-предметники |
|
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания. |
Октябрь - май |
Учителя-предметники |
|
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика |
Октябрь |
Учителя-предметники |
|
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
|
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты) |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
|
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
|
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися |
|||
1. Разработка руководителями предметных МО методических рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. |
октябрь |
Руководители МО |
|
2. Составление плана мероприятий МО по организации индивидуальной работы с учащимися. |
ноябрь |
Руководители МО |
|
3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую сторону) на фоне всего класса. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
|
4. Определение причин неуспешности обучения учащегося по предмету. |
По факту |
Учителя-предметники |
|
5. Осуществление диагностики знаний учащегося. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
|
6. Составление индивидуальных диагностических карт и планов работы. |
По факту |
Учителя-предметники |
|
7. Подбор дидактического материала. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
|
8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим учеником в урочное и внеурочное время. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
|
9. Информирование классного руководителя или непосредственно родителей о результатах обучения учащегося. |
Постоянно |
Классный руководитель, Учителя-предметники |
|
10. Отчёт учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися |
Ежемесячно |
Руководители МО, учителя-предметники |
|
Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися |
|||
1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы. |
Октябрь |
Классные руководители |
|
2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося. |
В течение года |
Классные руководители, соц. педагог |
|
3. Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся. |
Постоянно |
Классные руководители, учителя-предметники |
|
4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося. |
В течение года |
Классные руководители |
|
5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль). |
Ежедневно |
Классные руководители |
|
6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребенка. |
В течение года |
Классные руководители |
|
7. Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися. |
Ежемесячно |
Классные руководители |
|
Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
|||
1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. |
сентябрь |
||
2. Собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания. |
Ноябрь Декабрь Март |
Информацию предоставляют классные руководители. |
|
3. Собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению индивидуальных планов работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. : в план учителю включить обязательно:
|
Ноябрь Декабрь Март |
Учителя - предметники |
|
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. |
По итогам четверти |
Учителя - предметники |
|
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно). |
Согласно графика |
||
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел. |
Выборочно, по ситуации |
Учитель – предметник,
классный руководитель |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.