Методы и приемы формирования ооун
К
наиболее типичным методам формирования и развития ооун
3)
решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,
4)
дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
5)
ролевые и деловые игры
6) проектная
деятельность (исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные
мини-проекты и проекты, имеющие жизненный контекст)
7)
кейс-метод
8)
технология развития критического мышления
Методы
формирования информационной компетенции
Поиск
и сбор информации:
- задания
на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем
опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в
музеях, библиотеках и т.д.;
- задания
с избытком информации;
- задания
с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных
недостает и откуда их можно получить).
Обработка
информации:
- задания
на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных
связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
- составление
планов к тексту;
- подготовка
вопросов к тексту;
- составление
диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
- задания,
связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной
из первоисточников или из учебных материалов;
- задания
по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача
информации:
- подготовка
докладов, сообщений по теме;
- подготовка
плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;
- подготовка
«учебных пособий» по теме;
- подготовка
стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ
мероприятий и т.п.
Комплексные
методы:
- составление
и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление
библиографии);
- информационные
учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа
«Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным
представлением результатов;
- телекоммуникационные
проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен
информацией по электронной почте;
- учебно-исследовательская
работа, предполагающая различные методы исследования, а также грамотное
представление полученных результатов в форме структурированного научного
текста, оформление выводов и т.д.;
- выпуск
ученических СМИ — печатных, электронных.
Методы
формирования коммуникативной компетенции
Методы,
ориентированные на устную коммуникацию:
- все
формы учебного диалога;
- доклады
и сообщения;
- ролевые
и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и
Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные
исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед,
интервью у разных категорий людей;
- обсуждения,
дискуссии, диспуты;
- упражнения
психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и
конфликтных ситуациях;
- выступление
на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в
качестве оппонентов;
- выступление
в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
Методы,
ориентированные на письменную коммуникацию:
- ролевые
и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и
Читающего;
- учебные
исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или
письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- телекоммуникационные
проекты, предполагающие составление текстов для размещения на
Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и
чтение соответствующих сообщений;
- подготовка
заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
- рецензирование
учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Методы
и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
- фронтальный
опрос с предварительным обсуждением ответов (напр., в парах) - при условии
его систематического использования и наличии элемента проблемности в
задаваемых вопросах;
- индивидуальные
задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения
которых необходимо привлечение других учащихся (например, комплексное
задание, требующее использования информации, распределенной по нескольким
учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся
или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них
фрагменты информации в единую систему);
Практически
все методы и приемы в рамках групповой работы:
- самостоятельная
работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала
(задания должны требовать моменты сотрудничества между учащимися);
- лабораторные
и практические работы, проводящиеся в парах и группах (должны включать
моменты самостоятельного группового планирования и группового
самооценивания);
- групповые
мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
- групповые
исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном
во внеурочное время);
- ролевые
и деловые игры;
- любые
варианты «технологии работы в группах сотрудничества» .
Методы
и приемы в рамках индивидуальной работы:
- индивидуальные
проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;
- индивидуальные
практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных
проблем.
Методы
формирования проблемной компетенции
- Коллективное
целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.
- Коллективное
подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной
задачи).
- Проблемно-ориентированная
дискуссия учащихся.
- Все
методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная
задача, проблемная ситуация, проблемная лекция.
- Проблемно-модельное
обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной
ситуации, имитационно-деловые игры.
- Метод
проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося
сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои
ошибки.
- Решение
одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор
наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.
- Учебные
задачи с избыточным условием.
- Учебные
задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной
информации.
- Метод
кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной
ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным
учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по
проблеме, а также формулировка проблемного задания.
- Любые
виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и
практико-ориентированные проекты.
- Практические
работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный
(бытовой, профессиональный, социальный) контекст.
- Задания
с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках
урока