Из опыта работы воспитателя
Беловой Людмилы Александровны
Одной из годовых задач в нашем детском саду является развитие речи посредством опытно-экспериментальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте мы детей начинаем знакомить с новыми понятиями.
Я покажу опыты, где происходит знакомство с понятиями по теме «Вода».
1. ПОНЯТИЕ «ТЕМПЕРАТУРА»
Температура – есть свойства реальных тел, отображающие величину внутренней энергии тела, которая находится в состоянии полного термодинамического равновесия. (Из энциклопедии)
Сказать это детям, это значит, ничего не сказать.
Температура это понятие о различной степени нагретости тел.
Ребята, когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем виду? (Мы говорим о температуре).
- Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Дать потрогать детям, назвать ощущения. Учим детей сравнивать.
Температуру воду измеряют специальным термометром. У нас на столе два стакана с водой и термометр для измерения воды. Опускаем термометр в стакан с горячей водой и определяем температуру воды, наблюдая за жидкостью в трубке.
Делаем вывод: Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?
Красная жидкость в стеклянной трубке поднимается вверх в теплой воде.
Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой. Наблюдаем. Что происходит с жидкостью в трубке? Жидкость в трубке опускается.
Вывод; В горячей воде температура увеличена и соответсвенно столбик термометра поднимается. В холодной воде температура низкая и столбик термометра опускается.
Вывод: в горячей воде температура увеличена и соответственно столбик термометра поднимается. В холодной воде температура низкая и столбик термометра опускается.
2. ПОНЯТИЕ «ОБЪЁМ» (литр, миллилитр)
Объём – это количественная характеристика пространства, занимаемая телом или веществом.
Объём это пространство занимаемое телом или веществом, то есть вместимость того или иного предмета.
Попробуем сосчитать, сколько маленьких стаканчиков воды поместиться в большой пластиковой бутылке (вместимость 1 литр).
Наливаем в стакан воды. Можно узнать какое количество воды находится в стакане при помощи мерного стакана. И сделаем вывод, что стаканы равны по объему.
Затем, используя воронку, наливаем воду в большую бутылку, делая отметки маркером и считая количество стаканов воды.
Потом выливаем воду обратно в стаканы и делаем вывод.
Вывод: чтобы определить объем необходимо узнать сколько вмещает воды определенный сосуд(методом переливания)
3. ПОНЯТИЕ «РАСТВОР»
Раствор – это однородная смесь двух и более веществ. Попробуем подкрасить воду акварельными красками, делая раствор разной концентрации. Сравниваем результат: чем больше краски растворено, тем темнее получается раствор.
А те вещества, которые способны раствориться в воде называются растворимыми.
А теперь в воду добавляем 2 ложки подсолнечного масла. Размешиваем. Сначала может показаться, что жидкости перемешались. Подождем. Увидим, что содержимое расслаивается. На дне будет вода, а маленькие пузырьки масла поднимаются вверх. Вода тяжелее масла.
Эти вещества не растворяются в воде, и они называются нерастворимыми.(Эмульсией)
Вывод: раствор это однородная жидкость. Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми. А которые, не растворяются в воде, нерастворимыми.
4. ПОНЯТИЕ «ПЛОТНОСТЬ»
Плотность это скалярная физическая величина, характеризующая зависимость массы тела от вещества, равная отношению массы тела к единице его объема.
Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность.
Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Изменение плотности воды при изменении концентрации раствора. Возьмем, пластиковый бутыль, наполненный водой. Бросаем в бутыль коробочку из-под киндера, положив в нее немного пластилина.
Коробочка потонула. Берем соль и начинаем засыпать по одной ложке, каждый раз размешивая соль. Наблюдаем за плавающей коробочкой после каждой ложки соли. На тело, плавающее в воде, действует выталкивающая сила. Как вы думаете, почему так произошло?(Ответы)
Потому что к частицам воды прибавились частицы соли, и она стала более плотной.
Вывод: Чем больше соли в воде, тем больше плотность воды, которая выталкивает предмет на поверхность. Соль повышает плотность воды. Чем больше слои в воде , тем сложнее в ней утонуть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.