О.В. Никифорова,
учитель географии
МБОУ «Лицей №3» г. Братск
Психологические основы урока
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы учитывались не только способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Целью образования становится «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности». Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного и социального опыта». Как видно из цитаты, школа становится местом развития личности ученика. Также в документе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приводятся основные направления формирования качеств личности, то есть определяются те качества и способности, развитие которых становится целями деятельности образовательного учреждения. Выделяются следующие направления: личностное развитие (качества и способности, обеспечивающие понимание человеком себя, своих особенностей, становление нравственного самосознания, способность занимать и отстаивать позицию); социальное развитие (качества и способности, обеспечивающие гражданскую позицию человека); познавательное развитие (качества и способности, обеспечивающие способность к самообразованию и ценностному отношению учению); коммуникативное развитие (качества и способности, обеспечивающие эффективное взаимодействие с другими людьми).
Данная выдержка из стандартов второго поколения показывает, как принципиально меняются государственные и общественные ожидания от школы. На государственном уровне задаётся новое направление образования. Этот перечень качеств и способностей выпускника школы делает очевидным тот факт, что решить эти задачи без знаний психологии учителями невозможно. Школа перестаёт быть учебным учреждением в узком смысле этого слова. Школа сегодняшнего дня – это учреждение, основное предназначение которого – развитие личности ребёнка. Стандарты второго поколения задают цели деятельности образовательного учреждения. Эти цели исходят из психологической парадигмы. Эффективная реализация этих целей возможна лишь в том случае, если учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, преподаватели дополнительного образования психологически грамотно осуществляют свою педагогическую деятельность, знают психологические механизмы эффективного усвоения знаний.
Благодаря прогрессу в науке, особенно в сфере неврологии, мы теперь гораздо лучше понимаем, как работает наш мозг. Используя возможности мозга, преподаватели могут преподносить учебную информацию таким способом, который помог бы обучающимся максимально быстро и качественно её усвоить. Настало время осознать, что учитель работает с функциями мозга ребёнка – «самым сложным объектом во Вселенной» (Н.П. Бехтерев).
Знания, умения, навыки – это результат психических процессов. Они возникают в результате собственной деятельности ученика. Необходима психическая активность самого ребёнка. Учебный процесс должен строиться с учётом индивидуального развития и особенностей психики ученика. Однако в школе существуют проблемы, когда хорошо функционально развитый ребёнок становится плохим учеником. Это дети, генетические функции которых не отражаются в деятельности учителя. Швейцарский психиатр Карл Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов. Психологические типы – в данном случае ученики и учителя – не всегда совместимы в учебном процессе. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптация. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего
мира, для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу; необщительны, замкнуты и испытывают затруднение социальной адаптации, часто социально пассивны.
В классе имеются эмоционально-устойчивые (стабильные) дети, не предрасположенные к беспокойству, устойчивые к внешним воздействиям, вызывающие доверие, склонные к лидерству, и дети эмоционально неустойчивые (нейротичные) – чувствительные, эмоциональные, тревожные, склонные болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам. Представленные стереотипы поведения субъектов учебного процесса (ученика и учителя) являются результатом не только врождённых качеств, но и влияния социальной среды.
Известно, что одни и те же методы обучения могут оказываться пригодными для детей экстравертов, но совершенно не подходящими для детей интровертов. Как чувствует себя ребёнок – интроверт, когда учитель экстраверт, и наоборот. Изучение взаимодействия между личностью и методами обучения показывает, что одни методы отражают возможности экстравертов, другие – интровертов. Учитель - экстраверт переключает деятельность обучающегося в ходе урока от 10 до 17 раз, что способствует активизации познавательной деятельности учеников – экстравертов. Учитель – интроверт переключает деятельность обучающихся 3 – 4 раза, что отвечает возможностям учащихся – интровертов. В первом случае – экстраверты учатся с интересом. Им некогда отвлекаться. А что делают учащиеся интроверты? У них наступает кризисная ситуация, которая провоцирует нервное напряжение, особенно эмоционально ранимых меланхоликов. С учителем – интровертом учащиеся – интроверты работают вдумчиво, последовательно, рассчитывая своё время. Они реализуют себя в актуально – смысловой учебной деятельности, а учащиеся – экстраверты, выполнив задание, мучаются от безделья и мешают вдумчиво работать интровертам.
Учитель должен учитывать модель поведения экстравертов и интровертов, эмоционально устойчивых и эмоциональных неустойчивых (тревожных) с тем, чтобы иметь необходимые представления о ребёнке и применять наиболее эффективные методы обучения детей разных способностей и разных типов темперамента. Следует заметить, что нет хороших или плохих методов обучения и воспитания. Есть методы, которые востребованы в нужное время и в соответствующей ситуации.
Открытие в 1982 году американским психонейрохирургом Р.Сперри в области функциональной ассиметрии полушарий головного мозга позволяет использовать в обучении индивидуально-психологические особенности человека, которые определяются доминированием, то есть большим вкладом одного из полушарий. Доминирование левого полушария обуславливает склонность к анализу, дедукции, конвергентному мышлению (от общего к частному), логике, последовательному решению задач, вербальному (словесному) языку, оперированию фактами, цифрами и т.д. Правое полушарие – это образы, идеи, чувства и фантазии, индукция, дивергентное (от частного к общему) глобальное мышление, ориентация на процесс, а не на результат, пространственное представление. Для правополушарных школьников характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу, поэтому в работе с ними необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость предлагаемого вида деятельности. Мотивы, побуждающие их изучать школьные предметы, связаны с потребностью в самореализации, со стремлением к познанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях, научиться убеждать других людей и осознать своё положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Левополушарных учеников привлекает процесс усвоения знаний, так как им свойственна потребность в постоянной умственной деятельности. Как правило, они настроены на продолжение образования. Занятия школьными науками ими рассматриваются как средство для развития своего мышления. Для них более значимым является качество знаний, а не их оценка учителем. Поэтому для мотивации к учебной деятельности левополушарных школьников необходимо делать упор на познавательной стороне.
При организации учебной деятельности на уроке учитель должен иметь представление и об особенностях сенсорного восприятия каждого ребёнка в классе. Информация человеком воспринимается в виде образов, звуков, ощущений по определённым каналам. Канал восприятия – конкретный способ получения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический.
Осознать и скорректировать ожидаемые трудности в учебном процессе учителю помогают рекомендации психолога по определению восприятия ребёнком информации, знание репрезентативных систем детей визуалов, аудиалов, кинестетов. Одному ученику необходимо видеть, другому достаточно услышать, а третьему потрогать, чтобы понять и определить, что это такое. Для первого ребёнка ведущей репсистемой является зрительная информация, для второго – слуховая информация, для третьего – наибольшее значение имеет ощущение, движение, запахи, вкусы. Учитель - аудиал, говорящий примерно 70 – 90 слов в минуту , не воспринимается учащимися визуалами в силу того, что они просто не успевают перевести, перекодировать слова учителя в образы. Ребёнок – визуал испытывает неудовлетворённость собой в том, что не способен понять учителя. Учитель, не осознавая сущности процесса восприятия, снижает самооценку ученика и его реальные возможности в учебном процессе. Ученик – визуал воспринимает знания зрительными образами, а учитель – аудиал сообщает эти знания для слухового восприятия. Темп изложения не учитывает возможности восприятия обучаемых. Способные к обучению ученики становятся «неуспевающими».
Для развития эффективности потенциальных возможностей учащихся учителю следует совместно с психологом определить доминирующую репрезентативную систему ребёнка по восприятию. Зрительно ориентированные ученики воспринимают информацию через видимый образ, аудиальные – через слуховой, кинестеты – посредством собственных ощущений.
Способность успешно обучаться определяется развитием всех репрезентативных систем при ведущей генетической. Если в ходе занятий учитель учитывает ведущие репрезентативные системы обучающихся и опирается на визуальное восприятие при наглядно – образном изложении, то он успешно развивает потенциальные способности детей. Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слушать, ощущать и чувствовать действия с сенсорным изображением, получая целостное представление объекта и его значение. В определённых ситуациях учителю следует использовать те модальности восприятия, которые всесторонне показывают взаимозависимость и взаимообусловленность обучаемых процессов.
Некоторые психологи выделяют четыре способа обучения: визуальный, аудиальный, тактильный и кинестетический. Те, кто использует визуальный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда видят перед собой учебный материал, напечатанный либо представленный в графической форме, или же просто глазеют по сторонам. Те, кто использует аудиальный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда слушают и говорят. Те, кто использует тактильный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда дотрагиваются до объектов и наглядных пособий, эмоционально переживают учебный материал или усваивают его на «пальцах». Те, кто использует кинестетический способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда пускают в ход мышцы своего тела. Кроме того, существуют люди, которые используют в процессе учёбы сразу две, три, или четыре модальности.
Трудно обучать детей, не представляя ясно психологических основ организации восприятия и памяти, развития мышления и воображения, без умения управлять вниманием.
Следует отметить, что современные педагоги уделяют большое внимание повышению уровня профессиональных качеств . К сожалению всего лишь только 33% опрошенных педагогов испытывают потребность в повышении уровня психологических знаний. 76% учителей сосредотачивают внимание на самом процессе деятельности, 31 % - на воспитаннике и 16% - на себе как личности. В индивидуальном профессиональном сознании многих педагогов так и не укрепился приоритет воспитанника.
Современный учитель недооценивает значимость себя как личности в деле воспитания и развития своих учеников. Осознание себя как личности в педагогической профессии и своего личностного влияния на конкретных учеников – трудный, часто очень болезненный процесс. Вот почему сильно сопротивление (иногда бессознательное) процессу личной рефлексии. Между тем, повышение уровня психологических знаний, создание образа идеального учителя. как в профессиональном плане, так и в психологическом, работа над собой, является главной задачей учителя на сегодняшний день.
Необходимо указать и на то, что большинство практикующих учителей не знакомы с основными понятиями и методами когнитивной психологии, изучающей процессы восприятия, переработки, хранения и использования информации человеком при его взаимодействии с внешним миром. Поэтому говорить о том, что учителя способны вести целенаправленную, специально спроектированную работу по когнитивному развитию учащихся не приходится. Сегодня практически отсутствуют статистически значимые, достоверные и объективные данные об уровне когнитивного развития российских школьников, не разработана дидактическая теория, на основе которой можно проектировать технологический учебный процесс, обеспечивающий когнитивное развитие учащихся; практикующие учителя не обладают необходимыми знаниями и умениями ни для мониторинга когнитивного развития учащихся, ни для проектирования содержания обучения и обучающих процедур на основе его данных.
Большая роль в обучении педагогов формированию знаний, касающихся психологических основ урока принадлежит школьным психологам. Но одному педагогу-психологу не под силу охватить весь объём необходимых действий по психологии. Сегодня школам нужна целая команда психологов узкой специализации: психолог-методист, психолог-преподаватель, психолог-консультант учителей, учеников, родителей. Необходима и активная управленческая работа по направлению деятельности психологической службы. Без управленческой поддержки никакая инновационная модель в образовательном учреждении не сможет быть реализована в полной мере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова М.Р., Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении. М.: Сентябрь, 2017
2. Волков Б.С.,Психология урока его подготовка, проведение и анализ. М.: Центр педагогического образования, 2007
3. Галева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии М., 2006.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку М.: Центр педагогического образования, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.