Психологические основы урока
Оценка 4.9

Психологические основы урока

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа
05.11.2021
Психологические основы урока
Психологические основы урока
основы урока.docx

О.В. Никифорова,

учитель географии

МБОУ «Лицей №3» г. Братск

 

 

Психологические основы урока

 

 

 

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы учитывались не только способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Целью образования становится «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности». Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного и социального опыта». Как видно из цитаты, школа становится местом развития личности ученика. Также в документе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приводятся основные направления формирования качеств личности, то есть определяются те качества и способности, развитие которых становится целями деятельности образовательного учреждения. Выделяются следующие направления: личностное развитие (качества и способности, обеспечивающие понимание человеком себя, своих особенностей, становление нравственного самосознания, способность занимать и отстаивать позицию); социальное развитие (качества и способности, обеспечивающие гражданскую позицию человека); познавательное развитие (качества и способности, обеспечивающие способность к самообразованию и ценностному отношению учению);  коммуникативное развитие (качества и способности, обеспечивающие эффективное взаимодействие с другими людьми).

Данная выдержка из стандартов второго поколения показывает, как принципиально меняются государственные и общественные ожидания от школы. На государственном уровне задаётся новое направление образования. Этот перечень качеств и способностей выпускника школы делает очевидным тот факт, что решить эти задачи без знаний психологии учителями невозможно. Школа перестаёт быть учебным учреждением в узком смысле этого слова. Школа сегодняшнего дня – это учреждение, основное предназначение которого – развитие личности ребёнка. Стандарты второго поколения задают цели деятельности образовательного учреждения. Эти цели исходят из психологической парадигмы. Эффективная реализация этих целей возможна лишь в том случае, если учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, преподаватели дополнительного образования психологически грамотно осуществляют свою педагогическую деятельность, знают психологические механизмы эффективного усвоения знаний.

Благодаря прогрессу в науке, особенно в сфере неврологии, мы теперь гораздо лучше понимаем, как работает наш мозг. Используя возможности мозга, преподаватели могут преподносить учебную информацию таким способом, который помог бы обучающимся максимально быстро и качественно её усвоить. Настало время осознать, что учитель работает с функциями мозга ребёнка – «самым сложным объектом  во Вселенной» (Н.П. Бехтерев).

Знания, умения, навыки – это результат психических процессов. Они возникают в результате собственной деятельности ученика. Необходима психическая активность самого ребёнка. Учебный процесс должен строиться с учётом индивидуального развития и особенностей психики ученика. Однако в школе существуют проблемы, когда хорошо функционально развитый ребёнок становится плохим учеником. Это дети, генетические функции которых не отражаются в деятельности учителя. Швейцарский психиатр Карл Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов. Психологические типы – в данном случае ученики и учителя – не всегда совместимы в учебном процессе. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптация. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего

мира, для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу; необщительны, замкнуты и испытывают затруднение социальной адаптации, часто социально пассивны.

В классе имеются эмоционально-устойчивые (стабильные) дети, не предрасположенные к беспокойству, устойчивые к внешним воздействиям, вызывающие доверие, склонные к лидерству, и дети эмоционально неустойчивые (нейротичные) – чувствительные, эмоциональные, тревожные, склонные болезненно переживать  неудачи и расстраиваться по мелочам. Представленные стереотипы поведения субъектов учебного процесса (ученика и учителя) являются результатом не только врождённых качеств, но и влияния социальной среды.

Известно, что одни и те же методы обучения могут оказываться пригодными для детей экстравертов, но совершенно не подходящими для детей интровертов. Как чувствует себя ребёнок – интроверт, когда учитель экстраверт, и наоборот. Изучение взаимодействия между личностью и методами обучения показывает, что одни методы отражают возможности экстравертов, другие – интровертов. Учитель  - экстраверт переключает деятельность обучающегося в ходе урока от 10 до 17 раз, что способствует активизации познавательной деятельности учеников – экстравертов. Учитель – интроверт переключает деятельность обучающихся 3 – 4 раза, что отвечает возможностям учащихся – интровертов. В первом случае – экстраверты  учатся с интересом. Им некогда отвлекаться. А что делают учащиеся интроверты? У них наступает кризисная ситуация, которая провоцирует нервное напряжение, особенно эмоционально ранимых меланхоликов. С учителем – интровертом учащиеся – интроверты работают вдумчиво, последовательно, рассчитывая своё время. Они реализуют себя в актуально – смысловой учебной деятельности, а учащиеся – экстраверты, выполнив задание, мучаются от безделья и мешают вдумчиво работать интровертам.

Учитель должен учитывать модель поведения экстравертов и интровертов, эмоционально устойчивых и эмоциональных неустойчивых (тревожных) с тем, чтобы иметь необходимые представления о ребёнке и применять наиболее эффективные методы обучения детей разных способностей и разных типов темперамента. Следует заметить, что нет хороших или плохих методов обучения и воспитания. Есть методы, которые востребованы в нужное время и в соответствующей ситуации.

Открытие в 1982 году американским психонейрохирургом Р.Сперри в области функциональной ассиметрии полушарий головного мозга позволяет использовать в обучении индивидуально-психологические особенности человека, которые определяются  доминированием, то есть большим вкладом одного из полушарий. Доминирование левого полушария обуславливает склонность к анализу, дедукции, конвергентному мышлению (от общего к частному), логике, последовательному решению задач, вербальному (словесному) языку, оперированию фактами, цифрами и т.д.  Правое полушарие – это образы, идеи, чувства и фантазии,  индукция, дивергентное (от частного к общему) глобальное мышление, ориентация на процесс, а не на результат, пространственное представление. Для правополушарных школьников характерна ориентация не  на знания, а на высокую оценку и похвалу, поэтому в работе с ними необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость предлагаемого вида деятельности. Мотивы, побуждающие их изучать школьные предметы, связаны с потребностью в самореализации, со стремлением к познанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях, научиться убеждать других людей и осознать своё положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Левополушарных  учеников привлекает процесс усвоения знаний, так как им свойственна потребность в постоянной умственной деятельности. Как правило, они настроены на продолжение образования. Занятия школьными науками ими рассматриваются как средство для  развития своего мышления. Для них более значимым является качество знаний, а не их оценка учителем. Поэтому для мотивации к учебной деятельности левополушарных  школьников необходимо делать упор на познавательной стороне.

При организации учебной деятельности на уроке учитель должен иметь представление и об особенностях сенсорного восприятия каждого ребёнка в классе. Информация человеком воспринимается в виде образов, звуков, ощущений по определённым каналам. Канал восприятия – конкретный способ получения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Осознать и скорректировать ожидаемые трудности в учебном процессе  учителю помогают рекомендации психолога по определению восприятия ребёнком информации, знание репрезентативных систем детей визуалов, аудиалов, кинестетов. Одному ученику необходимо видеть, другому достаточно услышать, а третьему потрогать, чтобы понять и определить, что это такое. Для первого ребёнка ведущей репсистемой является зрительная информация, для второго – слуховая информация, для третьего – наибольшее значение имеет ощущение, движение, запахи, вкусы. Учитель - аудиал, говорящий примерно 70 – 90 слов в минуту , не воспринимается учащимися визуалами в силу того, что они просто не успевают перевести, перекодировать слова учителя в образы. Ребёнок – визуал испытывает неудовлетворённость собой в том, что не способен понять учителя. Учитель, не осознавая сущности процесса восприятия, снижает самооценку ученика и его реальные возможности в учебном процессе. Ученик – визуал воспринимает знания зрительными образами, а учитель – аудиал сообщает эти знания для слухового восприятия. Темп изложения не учитывает возможности восприятия обучаемых. Способные к обучению ученики становятся «неуспевающими».

Для развития эффективности потенциальных возможностей учащихся учителю следует совместно с психологом определить доминирующую репрезентативную систему ребёнка по восприятию. Зрительно ориентированные ученики воспринимают информацию через видимый образ, аудиальные – через слуховой, кинестеты – посредством собственных ощущений.

Способность успешно обучаться определяется развитием всех репрезентативных систем при ведущей генетической. Если в ходе занятий учитель учитывает ведущие репрезентативные системы обучающихся и опирается на визуальное восприятие при наглядно – образном изложении, то он успешно развивает потенциальные способности детей. Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слушать, ощущать и чувствовать действия с сенсорным изображением, получая целостное представление объекта и его значение. В определённых ситуациях учителю следует использовать те модальности восприятия, которые всесторонне показывают взаимозависимость и взаимообусловленность обучаемых процессов.

Некоторые психологи выделяют четыре способа обучения: визуальный, аудиальный, тактильный и кинестетический. Те, кто использует визуальный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда видят перед собой учебный материал, напечатанный либо представленный в графической форме, или же просто глазеют по сторонам. Те, кто использует аудиальный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда слушают и говорят. Те, кто использует тактильный способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда дотрагиваются до объектов и наглядных пособий, эмоционально переживают учебный материал или усваивают его на «пальцах». Те, кто использует кинестетический способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда пускают в ход мышцы своего тела. Кроме того, существуют люди, которые используют в процессе учёбы сразу две, три, или четыре модальности.

Трудно обучать детей, не представляя ясно психологических основ организации восприятия и памяти, развития мышления и воображения, без умения управлять вниманием.

Следует отметить, что  современные педагоги уделяют большое внимание повышению уровня профессиональных качеств . К сожалению всего лишь только 33% опрошенных педагогов испытывают потребность в повышении уровня психологических знаний. 76% учителей сосредотачивают внимание на самом процессе деятельности, 31 % - на воспитаннике и 16% - на себе как личности. В индивидуальном профессиональном сознании многих педагогов так и не укрепился приоритет воспитанника.

Современный учитель недооценивает значимость себя как личности в деле воспитания и развития своих учеников. Осознание себя как личности в педагогической профессии и своего личностного влияния на конкретных учеников – трудный, часто очень болезненный процесс. Вот почему сильно сопротивление (иногда бессознательное) процессу личной рефлексии. Между тем, повышение уровня психологических знаний, создание образа идеального учителя. как в профессиональном плане, так и в психологическом, работа над собой, является главной задачей учителя на сегодняшний день.

Необходимо указать и на то, что большинство практикующих учителей не знакомы с основными понятиями и методами когнитивной психологии, изучающей процессы восприятия, переработки, хранения и использования информации человеком при его взаимодействии с внешним миром. Поэтому говорить о том, что учителя способны вести целенаправленную, специально спроектированную работу по когнитивному развитию учащихся не приходится. Сегодня практически отсутствуют статистически значимые, достоверные и объективные данные об уровне когнитивного развития российских школьников, не разработана дидактическая теория, на основе которой можно проектировать технологический учебный процесс, обеспечивающий когнитивное развитие учащихся; практикующие учителя не обладают необходимыми знаниями и умениями ни для мониторинга когнитивного развития учащихся, ни для проектирования содержания обучения и обучающих процедур на основе его данных.

Большая роль в обучении педагогов формированию знаний, касающихся психологических основ урока принадлежит школьным психологам. Но одному педагогу-психологу не под силу охватить весь объём необходимых действий по психологии. Сегодня школам нужна целая команда психологов узкой специализации: психолог-методист, психолог-преподаватель, психолог-консультант учителей, учеников, родителей. Необходима и активная управленческая работа  по направлению деятельности психологической службы. Без управленческой поддержки никакая инновационная модель в образовательном учреждении не сможет быть реализована в полной мере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Р., Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении. М.: Сентябрь, 2017

2.  Волков Б.С.,Психология урока его подготовка, проведение и анализ. М.: Центр педагогического образования, 2007

3. Галева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии М., 2006.

4. Поташник М.М. Требования к современному уроку М.: Центр педагогического образования, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

О.В. Никифорова, учитель географии

О.В. Никифорова, учитель географии

Швейцарский психиатр Карл Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов

Швейцарский психиатр Карл Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов

Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов

Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов

Те, кто использует кинестетический способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда пускают в ход мышцы своего тела

Те, кто использует кинестетический способ, достигают наибольших успехов в учёбе, когда пускают в ход мышцы своего тела

Психологические основы урока

Психологические основы урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021