Ассоциативное мышление на уроках математики
Мышление начинается с удивления.
Аристотель
Невысокий уровень знаний у учеников по математике является одной из главных проблем математического образования в общеобразовательной школе. Чтобы добиться положительного результата, необходимо найти средства и методы обучения, соответствующие особенностям развития детей.
Дело в том, что школьники целиком зависят от определенной ситуации, а это накладывает отпечаток на получаемые знания: в большинстве своем они не систематизируются и ограничиваются личным чувственным опытом. Известно, что мы запоминаем лишь те события, которые у нас вызвали какие-либо эмоции: удивление, радость, сопереживание, волнение, гнев и другие.
Немаловажную роль для достижения положительного результата играет развитие и формирование мыслительных процессов, развитие памяти.
Т.о. на уроках математики стала использовать приемы ассоциативного мышления. Формулы, правила легко можно воспроизвести, если построить ассоциативный ряд. Умение правильно и верно составлять ассоциативные связи между словами – залог быстрого запоминания и качественного развития памяти.
Алгебра
Множество чисел
1. Натуральные числа – натура - можем взять в руки и подсчитать;
2. Целые числа – цельные – без дробей;
3. Иррациональные числа – неразумные числа – ускользающие – не знаем сколько в руках.
4. Число .
1)
22 совы скучали
На больших 7 суках
22 совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
2) 3,1415926 (три четырнадцать пятнадцать девяносто два и шесть)
3) 3,1416 (что я знаю о кругах- количество букв в слове)
4) 3,14159265358
(это я знаю и помню прекрасно пи лишние
знаки тут чужды напрасны – количество букв в слове)
Сравнение чисел. Знак неравенства
У знака неравенства на нижней линии поставить штрих. Получили число 4 – знак меньше, число 7 – знак больше.
Правила сложения чисел
1. Знаки одинаковые – складываем, ставим их знак;
2. Знаки разные – вычитаем, ставим знак большего числа.
Распределительный закон умножения
· ab+ac=a(b+c)
Находим солнышко с и выносим его за скобки, на улицу.
· a(b+c)=ab+ac
Папа а дает фамилию своим детям, когда они выйдут из дома - скобки, то к имени добавляется фамилия а.
Правило раскрытия скобок
Пришел в гости + - добрый знак, знаки в доме – скобке не меняются;
Пришел в гости «−» - зловредный знак, знаки в доме – скобке меняем на противоположные.
Алгоритм решения уравнений
Неизвестные живут слева, известные справа. На ночь идут домой, если переходят через мост - равно – знак меняется, если сидит дома, то знак сохраняется.
Свойства степени
(an)m – числа m и n находятся рядом, значит умножаем.
Формулы сокращенного умножения
(а+b)2=a2+2ab+b2 – волшебная формула, волшебство – 2ab
Числовые промежутки
(а; b: в числе а – пропасть – точка выколота, дыра (мы не можем ее взять), скобка – круглая – скользкая;
: в числе а – мост - закрашиваем (мы можем зайти на него, взять число),
скобка – квадратная, ручку – рисуем.
Неравенства с модулем
Используем геометрический смысл модуля. Модуль – расстояние от точки 0 до точки с координатой, которое равно а, следовательно мы можем ходить от 0 влево и вправо на а шагов, получим две точки а и –а.
1. - ходим внутри интервала от −а до а, получаем двойное неравенство –а<x<a
2. - ходим вне интервала, получаем два промежутка, следовательно, нужно решить совокупность неравенств
Графики функций
1. Абсцисса – икс (все звуки шипящие), ордината – игрек (Р-р-ычим)
2. у= – лежащая ветка параболы.
3. у= – галка.
4. Движение графиков функций. y=f(x+l) +m. Движение по оси х (шипящий – змея, зловредный – перемещаемся с точностью наоборот, l>0 – в минус, l<0- в плюс). Движение по оси у – игрек – Р-родной, все хорошо- m>0 – движение в плюс, m<0- в минус)
5. Построение кусочной функции
Функция живет только в своем государстве (условие – если), за границу не выезжает.
6. Возрастающая функция – график поднимается в гору.
7. Убывающая функция – по графику катимся с горы.
8. График производной функции – фиксируем точки пересечения графика с осью х – точки экстремума функции.
Геометрия
Луч
Луч солнца, солнце – начало - главная точка для нас, название луча начинается с точки начала луча.
Вершина угла АОВ
Точка вершины угла – О – босс, его всегда охраняют, поэтому он находится посередине, охрана А и В может меняться местами.
Площадь и периметр
Площадь – Красная, солдаты на параде занимают каждый кирпич, значит нужно найти количество кирпичей, умножить длину на ширину.
Периметр – солдаты охраняют здание по периметру, значит нужно найти длину охраняемой зоны.
Формула площади треугольника
Параллелограмм – главная фигура, треугольник – его половина, следовательно, в формуле площади будет коэффициент .
Практика показывает, что ученики через несколько лет после изучения темы, вспоминают ее только через ассоциации. Ученики, у которых развито ассоциативное мышление, которые сами могут придумывать ассоциации, имеют возможность применить полученные навыки, как на других предметах, так и в повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.