Из опыта работы "Формирование адекватной самооценки школьников".
Оценка 5

Из опыта работы "Формирование адекватной самооценки школьников".

Оценка 5
docx
30.01.2023
Из опыта работы "Формирование адекватной самооценки школьников".
Из опыта работы ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАД, ШКОЛЬНИКОВ.docx

(СЛАЙД №1)

Из опыта работы
учителя начальных  классов

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста»

(СЛАЙД №2) Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, позволяющий  развивать социально активную, реализующую свои способности  личность.

Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает  как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельностькоторая является постоянным процессом. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке.

(СЛАЙД №3) Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.

(СЛАЙД №4) Самооценка влияет:

- на успеваемость школьника;

- на процесс адаптации ребенка в школе;

- на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;

- на благополучие будущей жизни.

(СЛАЙД №5) Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста: завышенная, низкая и адекватная.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.

(СЛАЙД №6) Поэтому алгоритм самооценки я начинаю вводить уже в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

•       Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).

•       Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).

•       Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).

•       Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.

Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов?

(СЛАЙД №7) Инструменты (методики) формирующие оценивание:

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Я использую  знакомую многим методику цветовых символов или светофора.

(СЛАЙД №8) 1.Цветовые символы позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с работой. В тетрадях моих учеников в этом году можно увидеть восклицательные знаки зелёного, жёлтого и красного цвета.

(СЛАЙД №9) -красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

- жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

- зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

 

(СЛАЙД №10) 2. Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).

3. «Смайлики» Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

(СЛАЙД №11) Мы с ребятами объединили эти два приёма в один. У нас не просто цветные светофоры, а цветные СМАЙЛИКИ. Улыбается у нас жёлтый смайлик, а плачет красный, зелёный  смайлик без улыбки обозначает, что нужно ещё подучить материал.

Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

4. Расскажу ещё ободной своей системе оценивания, я называю её бальная система.

(СЛАЙД №12) Я использую её начиная с первого класса, когда ещё нет у детей оценок. После выполнения самостоятельного задания. Мы начинаем проверку с карандашом, правильное выполнение дети показывают знаком «+», ошибки показывают знаком «-».

Дети хорошо знают: 0 минусов-5 баллов, 1,2 минуса-4 балла, 3,4 минуса-3 балла, 5 и больше минусов-2 балла. Когда у детей во втором классе начинаются оценки, в конце урока по текущим баллам за выполнение всех заданий урока у ребёнка формируется самооценка, которая чаще всего совпадает с оценкой учителя.

(СЛАЙД №13) Ещё один приём который я использую на уроках «Своя валюта». Этот прием использую для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. У нас  своя денежная единица: чаще всего использую маленькие картинки. Чтобы перевести валюту в отметку нужно набрать определенное количество звездочек.

Прием можно использовать в любом возрасте и на любом уроке для организации активной работы учащихся.

(СЛАЙД №14) В конце урока использую «Метод неоконченных предложений». Здесь не только процесс самооценки, но и развитие мыслительных способностей, словарного  запаса и речи ученика.

(СЛАЙД №15) Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

(СЛАЙД №16) Спасибо за внимание.


 

Скачано с www.znanio.ru

СЛАЙД №1) Из опыта работы учителя начальных классов «Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста» (СЛАЙД №2)

СЛАЙД №1) Из опыта работы учителя начальных классов «Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста» (СЛАЙД №2)

СЛАЙД №5) Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста: завышенная, низкая и адекватная

СЛАЙД №5) Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста: завышенная, низкая и адекватная

Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают

Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают

Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты,…

Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты,…

СЛАЙД №13) Ещё один приём который я использую на уроках «Своя валюта »

СЛАЙД №13) Ещё один приём который я использую на уроках «Своя валюта »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023