Моделирование как метод логико – математического развития детей старшего дошкольного возраста.
1 слайд. Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
Но процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста должен позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать математические способности и уверенность в своих силах.
2 слайд. Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
3 слайд. Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
4 слайд. Обучение формированию элементарных математических представлений реализуется на ОУД и в игровой деятельности.
Типовая программа дошкольное воспитание и обучение ставит по ФЭМП в старшей группе задачи по таким разделам: Множество. Количество, счет. Величина. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени. Ориентировка в весе.
Ожидаемые результаты:
Ø знает значение слов "один", "одна", "одно";
Ø умеет выделять составные части множества;
Ø знает числа и цифры в пределах 10;
Ø считает в прямом и обратном порядке;
Ø решает простейшие примеры и задачи; использует в речи математические термины, отражающие отношения между предметами по количеству и величине;
Ø знает и различает геометрические фигуры и тела;
Ø ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
Ø называет последовательно дни недели, месяцы и времена года;
Ø определяет по весу предметы, знает, что вес предметы не зависят от его размера.
5 слайд. Для решения поставленных задач в группе имеется математический центр.
Подобрана картотека игр по разделам «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка во времени».
На ОУД применяем логические задачи и задачи – шутки, математические сказки, используем сказочного героя или проводим ОУД в виде сказки. Сказка несёт в себе фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади).
6 слайд. Для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета применяем считалки, пословицы и поговорки. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Например, считалки, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
В свободное время читаем произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», Три медведя» и т. п.).
7 слайд. В математическом центре имеются развивающие логические игры: «Геоконт», кораблик «Плюх – Плюх», «квадрат Воскобовича», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера на количество и счет, на ориентировку в пространстве, на закрепление знаний о геометрических фигурах.
Также в центре имеются:
- игры на объёмное моделирование «Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Сложи узор».
- игры на составление целого из частей.
- игры - задания на ориентировку на листе (игровизор).
- игры-забавы: перевёртыши, головоломки со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера.
Задачи
на смекалку
можно объединить в 3 группы:
1. Задача на составление фигуры из определенного количества палочек: составить
2 равных квадрата из 7 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное
количество палочек: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки,
оставив 1 прямоугольник.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью
видоизменения фигуры: в фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы
получалось 3 квадрата.
8 слайд. На ОУД применяем модели «Образование (состав) числа», «Который по счету»,
«Со - считайка», также используем пальчиковые игры, физминутки с математическим содержанием.
В свободное время детям нравиться играть в настольно-печатные игры: «Цвет и форма»,
«Свойства», «Считалочка», «Что лишнее», «Найди и сравни», «Ассоциации»;
домино «Смешарики» и «Любимые герои».
9 слайд. Родители принимали участие в пополнении математического центра: подобрали и красочно оформили математические сказки; приобрели на подгруппу развивающую игру «Геоконт»; изготовили игровизоры на каждого ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.