Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот и на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.
Перед началом учебного года были поставлены задачи и третьей годовой задачей было проведение опытно-экспериментальной деятельности.
Была поставлена цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для реализации этой цели поставили задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
--- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;
--- развитие у детей элементарных представлений об основных физических
свойствах и явлениях;
--- развитие представлений о свойствах (вода, песок, воздух, камень);
--- познакомить с основными чертами рельефа планеты.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.
3.Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение.
4. Социально- личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
В рамках третьей годовой задачи в саду была разработана, организована и проведена тематическая неделя «Почемучки и следопыты», которая была разбита на тематические дни.
Была проделана огромная работа-разработаны конспекты занятий с детьми, подобраны артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики, подвижные игры, маршруты экскурсий
Проведение такой работы было бы невозможно без участия семей воспитанников.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагала:
· Информирование родителей о целях, задачах и результатах экспериментальной работы;
· Проведение консультаций по темам;
· Организация конкурса на лучшую эмблему мини-лаборатории нашей группы
В группе создана мини-лаборатория
Первый день: «День звука»:
Задачи:
экскурсия в лес «Где найти звук?»-находили источники звуков, слушали их. Дети были удивлены тем, что звуки издаются всем, что мы видим –деревья, вагоны поезда, птицы, трава, листья, наши руки и ноги.
. Для обогащения впечатлений выполняли упражнения артикуляционной гимнастики: «Ветер»
Рассматривали с детьми иллюстрации и определяли, где можно услышать звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
Практическая деятельность: нарисовали совместно с детьми предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых мы слышали во время прогулки.
Итог: стенгазета
Второй день: День геолога
Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, сюда же входят искусственные камни (кирпич, асфальт, керамзит и др.), а также камушки самоцветы
В этот день я предложила детям стать геологами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней. Дети выявляли свойства камней-
Опыт 1.
Рассмотрите камни через лупу- какого цвета камень
Опыт 2.
Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?
Опыт 3.
Что еще можно обнаружить на
камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.
Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий
Третий день: День воды –
Цели:
1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.
Активизация и обогащение словаря детей.
. Отгадывание загадок о воде. Соревнование между двумя группами. За правильный ответ группа получает 1 капельку.
Просмотр мультфильма “Такая разная вода”.
Опыты с водой, экскурсия на канал
Четвертый день –День эколога В рамках этого дня мы с детьми разработали правила поведения в природе и нарисовали запрещающие знаки, ходили на экскурсию по участкам детского сада и рассматривали клумбы с растениями, во фруктовом саду рассмотрели скворечник и кормушки для птиц, в группе повторили правила ухода за комнатными растениями
Итогом нашей тематической недели стал День мудрецов-вот тут мы с детьми намудрили- проводили опыты с водой и мылом, камнями и воздухом. Рассматривали коллекции семян, крупы, камней
Каждый день для родителей мы вывешивали стенгазету с фотоотчетом о проделанной работе
По итогам тематической недели можно сказать, что
у дошкольников формируются навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;
- Дети стали более уважительно относиться с к ближним;
- эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений.
- дети стараются измениться в своем поведении и поправляют друг друга в нужных ситуациях.
В работе с родителями наладился более тесный контакт с семьями воспитанников – родители охотно откликались на просьбы воспитателя, с удовольствием пришли на консультацию по теме организации экспериментирования в домашних условиях и выразили желание принять участие в совместной деятельности
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.