Из опыта работы по проведению экспериментально-исследовательской деятельности в рамках тематической недели «Почемучки и следопыты»

  • doc
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мой доклад.doc

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот и на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

Перед началом учебного года были поставлены задачи и третьей годовой задачей было  проведение опытно-экспериментальной деятельности.

Была поставлена цель:                  

 Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для реализации этой цели поставили задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

--- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;

--- развитие у детей элементарных представлений об основных физических

     свойствах и явлениях;      

--- развитие представлений о свойствах (вода, песок, воздух, камень);

--- познакомить с основными чертами рельефа планеты.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.

3.Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,  

   обобщение.

4. Социально- личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

В рамках третьей годовой задачи в саду была разработана, организована и проведена тематическая неделя «Почемучки и следопыты», которая была разбита на тематические дни.

Была проделана огромная работа-разработаны конспекты занятий с детьми, подобраны артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики, подвижные игры, маршруты экскурсий

Проведение такой работы было бы невозможно без участия семей воспитанников.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагала:

·                     Информирование родителей о целях, задачах и результатах экспериментальной работы;

·                     Проведение консультаций по темам;

·                     Организация конкурса на лучшую эмблему мини-лаборатории нашей группы

В группе создана мини-лаборатория

Первый день: «День звука»:

Задачи:

  • Увлечь детей красотой и своеобразием звуков весенней природы, обогатить эстетические впечатления. Научить слышать звуки природы.
  •  Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения.

экскурсия в лес «Где найти звук?»-находили источники звуков, слушали их. Дети были удивлены тем, что звуки издаются всем, что мы видим –деревья, вагоны поезда, птицы, трава, листья, наши руки и ноги.

. Для обогащения впечатлений выполняли упражнения артикуляционной гимнастики: «Ветер»

Рассматривали с детьми иллюстрации и определяли, где можно услышать звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).

Практическая деятельность: нарисовали совместно с детьми предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых мы слышали во время прогулки.

Итог: стенгазета

Второй день: День геолога

  • Познавать "наощупь" свойства вещества:  твердость, мягкость, плавучесть.
  • Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
  • Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, сюда же входят искусственные камни (кирпич, асфальт, керамзит и др.), а также камушки самоцветы

В этот день я предложила детям стать геологами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней. Дети выявляли свойства камней-

 Опыт 1.

Рассмотрите камни через лупу- какого цвета камень

Опыт 2.

Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?

Опыт 3.

Что еще можно обнаружить на камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.
Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий

Третий день: День воды –

Цели:

1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.

 Активизация и обогащение словаря детей.

. Отгадывание загадок о воде. Соревнование между двумя группами. За правильный ответ группа получает 1 капельку.

Просмотр мультфильма “Такая разная вода”.

Опыты с водой, экскурсия на канал

Четвертый день –День эколога В рамках этого дня мы с детьми разработали правила поведения в природе и нарисовали запрещающие знаки, ходили на экскурсию по участкам детского сада и рассматривали клумбы с растениями, во фруктовом саду рассмотрели скворечник и кормушки для птиц, в группе повторили правила ухода за комнатными растениями

Итогом нашей тематической недели стал День мудрецов-вот тут мы с детьми намудрили- проводили опыты с водой и мылом, камнями и воздухом. Рассматривали коллекции семян, крупы, камней

Каждый день для родителей мы вывешивали стенгазету с фотоотчетом о проделанной работе

По итогам тематической недели можно сказать, что 

у дошкольников формируются  навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

- Дети стали более уважительно относиться с к ближним;

- эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений.

 - дети стараются измениться в своем поведении и поправляют друг друга в нужных ситуациях.

В работе с родителями наладился  более тесный  контакт с семьями воспитанников – родители охотно откликались на просьбы воспитателя, с удовольствием пришли на консультацию по теме организации экспериментирования в домашних условиях и выразили желание принять участие в совместной деятельности

 

 




Скачано с www.znanio.ru