Из опыта работы по созданию сплоченного коллектива
Оценка 4.6

Из опыта работы по созданию сплоченного коллектива

Оценка 4.6
docx
03.05.2021
Из опыта работы по созданию сплоченного коллектива
Из опыта работы по созданию сплоченного коллектива.docx

Совместная коллективно-творческая деятельность детей и взрослых –

основа формирования сплоченного коллектива

 

Коллеги, по этой теме говорить можно бесконечно долго, но я не собираюсь вас утомлять общеизвестными суждениями. Коллектив – вот ключевое слово, от которого все остальные мысли и фразы станут лишь производными.

 

Еще А.С. Макаренко говорил, что «Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив, - писал он, - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет свои органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, , а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он — ученик, в другом — спортсмен, в третьем — артист и т.д.)

О том, что основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность взрослых и детей, направленная на достижение общих целей, и сказано, и написано тысячу раз. Тот же Макаренко (показывает на слайд) на практике проводил эту идею в реальность. Характер  этой деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе,  и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива.

Но как же сделать так, чтобы коллектив стал сплоченным? Как этого добиваться? И тут  к нам на помощь приходит настоящее волшебное понятие «коллективно-творческое дело - КТД».

 

Применяя его в практике, внедряя в жизнь в самых различных его проявлениях, воспитатель добивается успеха, воспитанники обретают «мажор» — постоянную бодрость, готовность   к действию, что является, по выражению Макаренко, важнейшим отличительным признаком  стиля детского коллектива.

Основными  действующими лицами КТД являются, в наших условиях, педагоги – учителя и воспитатели, родители - в различной степени активности, и главные герои – дети-тундровики, разделенные на группы в соответствии с возрастом. За долгий период работы у меня накоплен некоторый опыт по обсуждаемой теме, с чем и готова поделиться, если вы считаете нужным.

Так вот, в последнее время в практику организации коллективно-творческой деятельности уверенно входят новые формы, использование которых вызывает в детях интерес к участию, самореализации своих способностей. Имеется в виду проектная деятельность, реализация того или иного проекта, цели которого близки и понятны для коллектива.

 

Выбирая направление работы, нужно учитывать некоторые особенности. Так, его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно тогда, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В процессе совместной деятельности и общения между детьми возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

 

Именно в этом мы убедились в ходе реализации проекта «Жить здорово!». По уважительным причинам, вам вполне понятным, мне приходится использовать примеры из недалекого прошлого. Здесь имеется в виду 2016-2017 учебный год. Это был тот период, когда в группе была достигнута убедительная сплоченность коллектива.

 

 

Проект «Жить здорово!» был направлен на формирование позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Цель проекта: вовлечение учащихся в разнообразные виды   активной здоровьеформирующей  деятельности через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни. 

 

В задачи проекта входили воспитание в детях умения организовывать коллективные мероприятия; приучение детей выбору правильных ориентиров в жизни; приобщение их к коллективному труду; формирование  чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи; развитие уважения к другим людям; формирование в детях основ здорового образа жизни. Это все совпадало с целью и задачей темы моего плана по самообразованию. Мы тогда сумели выполнить все пункты, все этапы самым лучшим образом.  

 

Мероприятия проекта проводились по принципу «равный-равному», то есть их исполняли  ребята, имеющие опыт и достижения в активном здоровом образе жизни, творчестве, учебе и спорте и те, кто имел опыт отказа от вредных привычек в пользу здорового образа жизни. Все мероприятия носили позитивный оптимистичный характер.

   

В реализацию проекта были вовлечены дети – воспитанники    группы  6б.  При этом  в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией выступали воспитанники групп  младших  классов, а наши воспитанники действовали как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.

В итоге это был самый решительный шаг к укреплению сплоченности коллектива группы. Каждый уже знал, что он должен делать и, скажу я вам, мы были сами удивлены тем, что достигли. Безусловно, мы ничего бы не сумели сделать, если бы повели себя просто как наблюдатели. Нет, в каждую минуту воспитатели старались быть рядом, давали советы, ставили в пример тех, кто по-настоящему вживался в проект, переживая за конечный результат.

Наша проектная группа надеялась, что в результате проведенных нами мероприятий  значительно увеличится число воспитанников, активно занимающихся различными видами спорта в школьных и внешкольных секциях и спортивных объединениях. Это было сделано с надеждой, что ребята из нашего жилого корпуса № 2  активнее и результативнее будут участвовать в различных конкурсах по ЗОЖ и, главное, в большей степени будут воспринимать здоровье и здоровый образ жизни как ценность.

 

В итоге мы, воспитатели, обрели бесценный практический опыт по созданию сплоченного детского коллектива. А воспитанники, в свою очередь, на ступеньку выше поднялись и в духовно-нравственном,   и в спортивно-физическом развитии. По большому счету, за период работы таких коллективно-творческих дел в своих группах нами проводилось немало. Многие участники уже закончили школу. И очень дорого услышать от них добрые слова. «Спасибо, что научили отличать хорошее от плохого, доброе от злого». Так и сказал на одной встрече наш выпускник, Алексей Салиндер, сам уже учитель – педагог-организатор Сюнай-Салинской начальной школы. А это дорогого стоит.

Якимова Зоя Алексеевна, воспитатель Ямальской школы-интерната имени Василия Давыдова

Март, 2021 г.

 

 


 

Совместная коллективно-творческая деятельность детей и взрослых – основа формирования сплоченного коллектива

Совместная коллективно-творческая деятельность детей и взрослых – основа формирования сплоченного коллектива

Применяя его в практике, внедряя в жизнь в самых различных его проявлениях, воспитатель добивается успеха, воспитанники обретают «мажор» — постоянную бодрость, готовность к действию, что…

Применяя его в практике, внедряя в жизнь в самых различных его проявлениях, воспитатель добивается успеха, воспитанники обретают «мажор» — постоянную бодрость, готовность к действию, что…

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт

Все мероприятия носили позитивный оптимистичный характер

Все мероприятия носили позитивный оптимистичный характер

Салиндер, сам уже учитель – педагог-организатор

Салиндер, сам уже учитель – педагог-организатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021