РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
искусство
8 кл
03.03.2018
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов. В - третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы. Дивергентное мышление отличается большей внутренней свободой и нередко приносит более приятные плоды. Формирование творческого мышления на уроках искусства, через творческие задания или в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.В 8 классе на уроке искусства обучающиеся получают творческие задания развивающие беглость и гибкость мышления. На экране высвечиваются картинки, которые меняются через 5-6 секунд. При первом просмотре учащиеся, в режиме «мозгового штурма», должны давать им название. От 8 до 10 картинок учащиеся дают название достаточно легко, а вот после 10, фантазия иссякает, но попытки все еще остаются. Такие упражнения развивают творческое мышление и постепенно формируют умение давать название своим работам (метод забегания вперед – работа над ученическим исследовательским проектом). Групповая работа на уроке с открытками, на которых изображены картины различных художников, проводится так: 1 этап: работают по 2 человека. Из большого числа открыток каждый должен выбрать 2 открытки, которые ему понравились. 2 этап: из 4 открыток двое ребят должны выбрать 2 открытки, которые понравятся обоим. 3 этап: объединяются 2 парты, число участников – 4. Из 4 открыток 4 человека должны договориться и выбрать одну открытку, которая понравится всем четверым. Умение договориться – важный этап в курсе предмета «Искусство» и это должны понять все участники такого задания. «Твой взгляд на проблему» - это и есть творческое задание дивергентного типа. Лидер группы защищает сделанный выбор, рассказывая о содержании картины. В работе представлены еще варианты творческих заданий на развитие мышления.Развитие дивергентного мышления на уроках искусства при помощи творческих заданий
развитие творческого мышления статья.docx
Дубинец Ирина Павловна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Искусство только тогда будет верно человеку,  когда не будет стеснять его свободу развития.  Достоевский Ф. М.  Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во   все   времена.   Творческие   способности   –   это   предмет   исследования психологов,   педагогов,   философов.   Очень   часто   в   обыденном   сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной   деятельности,   с   умением   красиво   рисовать,   сочинять   стихи, писать музыку и т.п.  Противоречивы   суждения   ученых   по   поводу   того,   что   считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во­первых, деятельность   в   области   искусства,   во­вторых,   конструирование,   созидание, реализацию новых проектов. В ­ третьих, научное познание, созидание разума, в­ четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [10, 72]. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.   Творческое   мышление   направлено   на   создание   новых   идей,   его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной  задачи.  В  ходе  творческого  мышления  возникают  новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности.  Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [6, 436].  Дивергентное   («расходящееся»,   творческое) мышление   или   воображение   характеризуется   широтой   умственного   поиска,   разнонаправленное, умением   использовать   отдаленные   аналогии   и   ассоциации,   находить нестандартные,   оригинальные   решения,   преодолевая   привычные   шаблоны   и устоявшиеся   мнения,   способность   применять   разнообразные   подходы   и стратегии   при   решении   проблем,   готовность   и   умение   рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения [6,147]. Впервые было описано Дж. Гилфордом.  Люди,   обладающие   таким   типом   мышления,   при   решении   какой­либо проблемы   не   концентрируют   все   свои   усилия   на   нахождение   единственно правильного   решения,   а   начинают   искать   решения   по   всем   возможным направлениям   с   тем,   чтобы   рассмотреть   как   можно   больше   вариантов. Дивергентный   способ   мышления   лежит   в   основе   творческого   мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  Быстрота ­ способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).   Гибкость ­ способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность ­ способность порождать новые нестандартные идеи (это   может   проявляться   в   ответах,   решениях,   несовпадающих   с общепринятыми).  Законченность ­ способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. Дивергентное   мышление   отличается   большей   внутренней   свободой   и нередко приносит более приятные плоды.  В общеобразовательной школе ведется учебный  предмет «Искусство» по программе Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой и Е.Д. Критской. Методологической основой   программы   являются   современные   концепции   в   области   эстетики, культурологии,   психологии   художественного   творчества,   развивающего обучения, художественного образования. Задача курса воспитать компетентного читателя, зрителя, слушателя.  Как разглядеть на простом уроке, что учащийся ­ творческая личность? Как     развить     творческие   способности   ребят?   Решение   есть!   Посредством развития творческого мышления. Формирование   творческого   мышления   на   уроках   искусства,   через творческие задания  или  в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность. В   8   классе   на   уроке   искусства   обучающиеся   получают   творческие задания развивающие беглость и гибкость мышления. На экране высвечиваются картинки, которые меняются через 5­6 секунд. При первом просмотре учащиеся, в   режиме   «мозгового   штурма»,     должны   давать   им   название.   От     8     до   10 картинок  учащиеся дают название достаточно легко, а вот  после 10, фантазия иссякает,   но   попытки   все   еще   остаются.   Такие   упражнения   развивают творческое мышление и постепенно формируют умение давать название своим работам (метод забегания вперед – работа над ученическим исследовательским проектом). Групповая   работа   на   уроке   с   открытками,   на   которых   изображены картины различных художников,  проводится так:   1этап:   работают по 2 человека. Из большого числа открыток каждый должен выбрать 2 открытки, которые ему понравились.  2этап:  из 4 открыток двое ребят должны выбрать 2 открытки, которые понравятся обоим.  3этап:   объединяются 2 парты, число участников – 4. Из 4 открыток 4 человека должны договориться и выбрать одну открытку, которая понравится всем четверым. Умение договориться – важный этап в курсе предмета «Искусство» и это должны понять все участники такого задания. «Твой взгляд на проблему» ­ это   и   есть   творческое   задание   дивергентного   типа.   Лидер   группы   защищает сделанный выбор, рассказывая о содержании картины. Тема «Портрет». Мы начнем изучение  человеческих эмоций. Эмоции – основа   изобразительного   и   музыкального   искусства.   Учащиеся   получают   на уроке   творческое   задание.   Нужно   изменить   мимику   и  настроение     портрета. Необходимо   подключить   свое   творческое   мышление,   воображение,   создать образ для решения этой не простой задачи.  На следующих уроках  мы говорим о музыкальном портрете и портрете композитора в литературе и кино, и ребята будут готовы к такому разговору. Тема  «Зримая   музыка»   включает   изучение   вопросов:   устное   народное творчество, музыкальный  фольклор, иллюстрации к сказкам. На этих уроках предлагаю учащимся поучаствовать в эксперименте и почувствовать себя в роли писателя – сказочника, художника – иллюстратора, поэта.    Задание   №1:   написать   рассказ   на   тему   «Цветная   сказка».   В   тексте должно быть все цветным (название цветов), т.к. следующий этап – это рисунок по написанной сказке.  Работа Жадаевой Кати 8 в2 класс «Цветная сказка» (фрагмент). В цветной стране жили Цвета. И каждый из них обозначал определенный предмет   или   явление.   Так   зеленый   цвет­это   листья,   трава   в   летнюю   пору. Осенью листва становилась красной и желтой. Желтый цвет – это тек же ясное и теплое солнце. Синий цвет­это небо, и вся вода на планете: шумные водопады, прекрасные   и   загадочные   ручьи,   моря   и   озера.   Фиолетовый   и   розовый обозначают цветы в саду: розы, фиалки, астры, пионы. Белый – олицетворяет добро, и снег зимой. Черный цвет – это всегда что – то плохое и мрачное. Все эти цвета были друзьями, и в их волшебном мире царила красота и покой. Цвета смешивались   и   появлялись   новые.   И   каждый   новый   Цвет   хотел   быть   лучше других. Все цвета стали ссориться, в их радужный мир пришел мрак. А вместе с ним уныние, грусть, тоска, ненависть. Все стало одним цветом – Серым… Задание №2: нарисуйте иллюстрацию к вашей сказке. И тут у некоторых ребят, которые написали самые разные сказки, возникают трудности, т.к. они не выполнили   точно   данное   задание.   И   на   следующий   урок   они   переписывают сказку для того, чтобы нарисовать к ней рисунок. Учащиеся еще не знают, что задание № 3 – написать стихотворение по рисунку. Задание   №3:   напишите   стихотворение,   которое   будет   передавать содержание рисунка.  «Цветная сказка» Колдаевой Аллы 8б класс Стоит осенний хмурый день  И фантазировать так лень Нет настроения у Оли И нет печальней ее доли. Совет ей бабочка дала, Чтоб банок с краской набрала И чтоб по небу рисовала Широкой кистью малевала. Кисть окунула Оля в краску И стало все в лесу, как в сказке В цвета окрасился лесок Уж слышен птичек голосок. Зеленый, синий, красный Ах, какой цвет прекрасный Желтый, рыжий, голубой Пойдут все краски скоро в бой. И каждый новенький мазок Дарует яркий нам листок Уж в небе радуга блеснула Лишь только б Оля не уснула. И вот готов шедевр яркий Цвета на месте, все в порядке Улыбка на лице у Оли Нет счастливей теперь доли. Такие комплексные задания помогают развивать творческое мышление и видеть   плоды   своего   труда.   Отсюда   ­   повышение   самооценки,     желание проявлять себя в творчестве, стремление к  самовыражению. Задание   «Подобрать   картинку   к   любимой   музыке»   (тема   урока   «Как происходит передача сообщения в искусстве») – это поиск необычных средств художественной   выразительности,    превращается   в   создание   целых   фильмов, видеоклипов. Учащиеся могут выбирать любую музыку, которая нравится им, ограничений   нет.   Они   могут   работать   в   группах,   а   могут   самостоятельно. Следующий   урок   –   это   урок   музыкальных   критиков   и   кинокритиков.   Мы разбираемся, что получилось хорошо и что можно было сделать иначе. Заранее ребята настраиваются на то, что критика должна быть правдивой,   не должна унижать   достоинство   тех,   кто   делал   творческую   работу.   Этот   вид   работы помогает   учащимся   видеть   недостатки   в   работе   и   видеть   по   –   настоящему творческую   работу.   А   это   хорошая   мотивация   для   дальнейшей   творческой работы.   «Предсказание в искусстве» ­ тема,   требующая творческого подхода, мышления,   воображения.   Мы   фантазируем   –   «Письмо     в   2035   год»   (года меняются). Это может быть письмо себе, письмо другу, письмо незнакомцу и т.д.. С 2012 года в школе появилась  традиция, на Всемирный день приветствий (21 ноября) ребята, писавшие такое письмо, получают его обратно в 11 классе. Они читают эти письма с неподдельным интересом. Письменные работы ребят  проходят отбор в кружке журналистов школы и публикуются в школьной газете «СЭМ» Письмо в 2035 год. Бойко Мария Здравствуй я сорокалетняя! Надеюсь, что ты поступила после 11 класса в престижный университет и уехала в Санкт­Петербург. Нашла достойную работу и завела семью. Если все так   и   случилось,   то   прошу   показать   детям   мою   родину   –   Камчатку.   Ведь Камчатка уникальное место. Раньше тут стояли старые пятиэтажные дома, а сейчас должно быть их снесли и построили новые с достойными условиями для проживания.   Знаю,   твое   тело   стареет.   Под   глазами   появились   морщинки,   а седину   приходится   закрашивать.   Может   ученые   и   придумали   лекарство   от старения, но жить вечно не хорошо.   Надеюсь, что в твоем времени из жизни ушел терроризм и насилие, и все дети на Земле будут иметь светлое будущее. Будь   честна   и   идя   по   улице   не   забывай   улыбаться.   С   любовью.   Я   – четырнадцатилетняя. Тема   «Архитектура   современного   города»  дает   возможность   развития творческого   мышления   и   учащиеся   получают   задание   написать   эссе:   «Город моей мечты».  Это   только   маленькая   часть   заданий   и   упражнений   на   развитие творческого мышления учащихся 8 и 9 классов на уроках искусства.  Все   что   мы   делали   в   течение   двух   лет,   поможет   в   конце   9   класса подготовить свой ученический исследовательский проект по искусству и этот проект будет обязательно необычной творческой работой. Развитие   творческого   мышления   не   заканчивается   только   уроками, творческие   работы   учащихся   получают   путевку   для   участия   в   различных городских, краевых, региональных и Всероссийских конкурсах.  БИБЛИОГРАФИЯ 1. Богоявленская,   Д.Б.   Психология   творческих   способностей   /   Д.Б. Богоявленская. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Академия, 2002.­ С. 320. 2. Божович,   Л.И.   Психологическое   развитие   школьника   и   его воспитание [Текст] / Л.И. Божович Психологическое развитие школьника и его воспитание ­ М, 2009г. – С. 96. 3. Грибов   Ю.А.   Художественное   самовыражение   детей   как   фактор активизации их творческого потенциала [Текст] / Ю.А. Грибов Художественное самовыражение детей как фактор активизации их творческого потенциала ­ М., 1987 ­ С.124—126. 4. Горюнова Л. Развитие художественно­образного мышления детей на уроках   музыки./   Горюнова   Л.   Развитие   художественно­образного   мышления детей на уроках музыки. Музыка в школе. 1991. № 1. 5. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий Развитие личности в учебной деятельности ­ М., 2006. – С. 208. 6. Калвейт.   Резерв   успеха   –   творчество./   Калвейт.   Резерв   успеха   – творчество М.: Педагогика, 2003 – С. 152. 7. Колесов Д.В. О психологии творчества. / Д.В. Колесов О психологии творчества Психологический журнал. 1992. № 6. 8. Лук А.Н. Психология творчества./ А.Н. Лук Психология творчества М.: Изд­во «Наука», 1978 – С. 275. 9. Петровский А. М Психология. [Текст] Словарь. / А.М. Петровский Психология. Словарь. Политиздат, 1990. – С. 448. 10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность /Б.М. Теплов Избр. Труды в 2­х т./ Б.М. Теплов, Способности и одаренность /Б.М. Теплов Избр. Труды в 2­ х т М., 1985

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018