Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, но и суметь донести свое видение до остальных. Это - избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков.
Суриков В.И..docx
Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же
силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и
чувствовать эти события самим, но и суметь донести свое видение до остальных. Это
избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков.
Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в городе Красноярске в семье
губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному
казачьему роду. Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком.
Огромное влияние на Сурикова оказала его мать Прасковья Федоровна. Свою любовь к старине,
внутреннее чувство прекрасного Суриков унаследовал от нее. В 1856 году Суриков поступил в
приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены
преподавателем Н.В. Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о
произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды
Красноярска.
После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий
живописью не оставил, напротив, он твёрдо решил стать художником. К этому времени
Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал
уроки в доме губернатора. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И.
Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему
стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.
Первая попытка поступить в Академию была неудачной. Однако Суриков не пал духом, не
растерялся. Он поступает в школу Общества поощрения Художеств и в течение трех летних
месяцев осваивает вступительные экзамены. 28 августа 1869 года он сдал вступительные
экзамены и был зачислен воспитанником Академии. Через год он уже сотворил свою первую
самостоятельную работу: "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870).
Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была приобретена
золотопромышленником Кузнецовым.
Учился Суриков с увлечением, получал награды как за рисунок с натуры, так и за живописные
композиции. В то время его интересовали темы из древней истории: античность, Египет, Рим,
первые века христианства. В 1874 году Суриков написал эскиз Пир Валтасара яркую, смелую,
выразительную, совсем не ученическую работу.
За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину "Княжеский суд" (1874
год). В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. В ней он затронул огромную
тему ломки старого быта. В 1875 году на конкурс на большую золотую медаль Суриков
представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста». В картине изображено столкновение христианства,
римского язычества и иудаизма. Большая, около двух метров в ширину, очень величественная
работа. Картина вышла живой и выразительной, но золотая медаль, а вместе с ней и
командировка за границу так и не были ему присуждены. Вместо этого Суриков получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему
истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта
работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился.
Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль.
Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в
Петербурге, познакомился с Елизаветой Августовной. Венчание состоялось 25 января 1878
года во Владимирской церкви в Петербурге. После свадьбы молодые поселились в Москве.
Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни. Художник как бы лично
пережил страшную человеческую трагедию, изображенную им.
Эта картина является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической
живописи. Художник проявил себя, как великолепный мастер крупномассштабного
композиционного решения, показав народные массы русских людей, их переживания в момент
казни раннего утра, устроенную Петром Первым в 1698 году. При этом художник не
показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном
состоянии своих героев в эту страшную минуту. В центре композиции фигуры самих стрельцов
и их близких. Особенно выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы
прочерчивая всю композицию, сталкивается с взглядом Петра. "Торжественность последних
минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной
палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора. Картина
прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым.
В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных
выставок.
В середине 1883 года художник пишет полотно «Меньшиков в Березове». За счет этого он стал
называться не только художником, но и живописцемисториком. Ему удавалось с точностью
отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове»
изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Художник
изобразил маленькое, тесное, неуютное помещение, в котором приходится коротать свои дни не
только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру,
нежели домик для большого семейства. Изза тесноты ограничиваются некоторые движения
людей, которые находятся в данной комнате. Лица всех очень печальные. Этим Суриков как бы
подчеркивает безысходность человеческой судьбы.
«Меншиков в Березове» единственная интерьерная картина из всех классических работ
художника. Сурикова часто упрекали за несоблюдение в ней правил перспективы
диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Однако
возможно, что Суриков сделал это сознательно, для того, чтобы подчеркнуть всю трагичность
состояния сильной энергичной личности, обреченной на медленную смерть в ссылке.
Не сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству, но Павел Третьяков
первым увидел и "шекспировскую трагичность" картины, и ее необычайное колористическое
совершенство. Он приобрел Меншикова за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку. Суриков мог позволить себе
побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, где он изучал и восхищался
достопримечательностями, посещал разные школы живописи.
После приезда в Москву Суриков начал писать «Боярыню Морозову». Эта тема жила в душе
художника уже давно. Свой первый живописный эскиз к Морозовой Суриков написал еще в
1881 году, сразу после окончания работы над «Утром стрелецкой казни», но тогда он счел себя
еще не готовым к этой теме. Теперь, набравшись сил и впечатлений после поездки, Суриков
приступил к заветной картине.
Раскол... Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную
в кандалы "царскую тетку", раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи
русский народ. При этом "толпа" у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей.
Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно
являясь средоточием этих чувств. Слева от нее группа дьячков, которые весело хохочут. Они
на стороне власти, поэтому уверены в справедливости происходящего. Дети, изображенные в
картине, весело хохочут, подражая взрослым и не понимая смысла своей радости. Другие
наблюдают за боярыней с нескрываемым страхом. В картине не найти ни одного счастливого
женского лица. О ссыльной скорбят и боярышни в богатых шубках, и старушки, и девушки из
народа. Ничем не выдают себя единоверцы боярыни. Лишь юродивые без всякого страха
повторяют "преступный" жест, тем самым выказывая свою искреннюю симпатию
"государственной преступнице". По своей силе и трагической выразительности Боярыня
Морозова непревзойденный шедевр Сурикова. Картина была выставлена на XV передвижной
выставке в 1887 году, вызвав живейший восторг всех присутствовавших, была продана
Третьякову за 25000рублей.
Суриков смог наконецто осуществить свою заветную мечту поехать на родину в Красноярск
со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину
оказалась роковой для его жены. После приезда из Сибири тяжело заболела Елизавета
Августовна. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была
тяжелейшим ударом. В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии,
постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе,
о смерти явилась картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», которую художник
писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого
Сурикова.
Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр. Он уговорил Василия Ивановича на
время переехать с детьми в Красноярск, чтобы оправиться после тяжелой утраты. Александр
предложил брату написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие
снежного городка. Василия Ивановича идея увлекла. Работалось легко, как никогда раньше.
Картина отличается оптимизмом и динамикой, который обычно не свойственен для автора. В
центре картины запечатлён момент триумфа мужчины на чёрном коне, прорвавшим оборону
снежной крепости. Всё это происходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на
людей в картине.
Картина была выставлена в Петербурге в 1891 году и вызвала искреннее недоумение публики,
привыкшей к другому, трагическому, Сурикову. «Взятие снежного городка долго не покупали».
Только через несколько лет художник продал полотно коллекционеру Владимиру фон Мекку за
десять тысяч рублей.
Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным
полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать художника, предки
которого пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Суриков провел огромную работу по сбору
материалов для картины. Каждое лето, взяв дочерей, он отправлялся на этюды. Картина,
написана в единой, очень красивой и благородной колористической гамме, прекрасно
передающей атмосферу сумрачного осеннего дня, влажный воздух над Иртышом. Народ здесь
предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак;
его фигура сразу выделяется и в то же время она неотделима от казаков. Полотно «дышит»
войной, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Даже простой зритель, не искушенный
искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний. Она была представлена на
XXIII передвижной выставке в Петербурге. Выставку посетил сам император Николай II,
который и приобрел картину за сорок тысяч рублей. В том же 1895 году Совет Академии
присудил ему звание академика.
Особое место в творчестве Сурикова занимали портреты. Писал он их в моменты отдыха. В них
он изображал простых, обыкновенных людей, ничем не знаменитых, но хорошо ему знакомых и
дорогих сердцу. Портреты Сурикова, в том числе и автопортреты, положительно поражают
своей обыденностью. Все они написаны, будто для тесного семейного и дружеского круга.
Написанная в 1895 году «Переход Суворова через Альпы» представляет собой до некоторой
степени вариант Ермака. Это то же изображение русского воинства, но не перед лицом
противника, а в условиях природы, почти непреодолимых. Суриков смог показать во всей красе
и величии мужество и дух российских солдат, которые совершают поистине великий подвиг,
переходя опасный путь через горы. Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в
Петербурге в 1899 году, ее приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило
Сурикову свозить дочерей на Кавказ и заграницу.
По возвращении он полностью погрузился в XVII век: начал работать над новой картиной
Степан Разин. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Для того
чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду. Степан Разин
был выставлен в 1906 году на XXXV передвижной выставке в Москве. Суриков решил картину
в былиннопесенном ключе. По бескрайним волжским просторам плывет челн с атаманом и его
ватагой. Сам Разин полулежит в челне, погруженный в глубокую думу. Сам по себе замысел
был хорош, однако картина не удалась. Не чувствовалось связи между Разиным и другими
персонажами, не было силы и выразительности прежних картин Сурикова. Художник и сам чувствовал неудачу своей картины, много раз переделывал Разина. В 19091910 годах Суриков
снова работал над Разиным и в 1911 году послал его на выставку в Рим.
Последний созданный Суриковым исторический образ "Пугачев"; сохранился эскиз 1911 года,
изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку. Так же остался
неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого
древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках»,
Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год).
Картина повествует зрителю о безрадостном событии. Дело в том, что в те времена
религиозные устои не позволяли царевнам выходить замуж. Доля девушек из царской семьи
была незавидна – единственным путем для них становился лишь уход в монастырь. Художник
старательно писал образ царевны. Она в белых роскошных одеждах, которые контрастируют с
мрачными нарядами монахинь. Кожа царевны белоснежна. Видно, как она еще юна. Ее лицо –
лицо ребенка, нежели молодой женщины. Молодая царевна понимает все это, и уже смирилась с
такой необходимостью, однако гдето в глубине души она все еще надеется на чудо, что ей
удастся избежать жизни в монастыре, и она останется в своем привычном образе жизни.
Последняя работа Сурикова картина «Благовещение», начатая в 1915 году, осталась
незавершённой.
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6
марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на
Ваганьковском кладбище.
В конце мне хотелось бы процитировать слова его внучки Натальи Петровны Кончаловской:
«Когданибудь благодарные потомки изучат жизнь и творчество Сурикова так же
подробно, как наши современники изучили наследие великого Пушкина. Потому что не
только сама работа, но и весь жизненный путь художника необычайно поучительны. Его
самобытный и могучий характер сумел подчинить все обстоятельства жизни одной
великой цели, единому творческому замыслу. Суриков никогда не изменял ни высокому
искусству, ни самому себе.
Страсти и характеры, исторических персонажей на его полотнах и сегодня волнуют
зрителей своей достоверностью.»
Проект ученицы Дмитриенко Софьи по МХК
Проект ученицы Дмитриенко Софьи по МХК
Проект ученицы Дмитриенко Софьи по МХК
Проект ученицы Дмитриенко Софьи по МХК
Проект ученицы Дмитриенко Софьи по МХК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.