Урок искусства в 8 классе
региональный компонент – неделя «Погружение в Камчатку»
из серии уроков «Портрет художника»
ТЕМА: Искусство открывает новые грани мира – «Мир акварели Виталия
Александровича Шохина»
Тип урока получение новых знаний.
Форма – урок – учебная экскурсия
Цель деятельности учителя: создать условия для свободных высказываний,
рассуждений, предположений по теме урока; совместно с учащимися рассмотреть и
раскрыть вопрос о том, что искусство раскрывает для человека новые грани мира,
обыкновенный человек может стать талантливым художником.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся анализировать и рассуждать об искусстве и художнике, его видении мира
в картинах.
Метапредметные:
Познавательные – формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают
выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения.
Регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи,
выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные – оценивают результаты деятельности.
Материал для урока: презентация «Мир акварели Виталия Александровича
Шохина»
Аппаратура: компьютер, проектор, музыкальный центр.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Эпиграф (раздаточный материал)
Поэзия полутонов, синеватой туманности, философской недосказанности мира…
Глядя на картины, проваливаешься в прозрачность акварели и чувствуешь то, что всегда
было главным стимулом художника, – тайну. Тайну дремлющего заката, надвигающейся
бури, пока что скомканной в ватные валики серосиних облаков, тайну оконечностей скал,
растворяющихся во влажной дымке молочного тумана. Отчетливее всего сквозь словно
наполненные воздухом работы проглядывает тайна художника.
(автор статьи Дарья ЧЕРНЕНКО)
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ:
I.
Учитель:
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Один учащийся прочитывает вслух,
остальные учащиеся прочитывают на полученных листочках).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
I.
Вопрос учителя: После прочтения эпиграфа подумайте и ответьте на 3 вопроса:
1.
«Каким видом искусства занимается человек» (Предположительный
ответ изобразительным, рисованием).
2. Назовите жанр изобразительного искусства, в котором работает художник
(Предположительный ответ – акварель)
3. Прочитайте еще раз фрагмент эпиграфа и сформулируйте тему нашего
сегодняшнего урока. (Предположительный ответ – портрет художника, акварель)Вы правы, и сегодня мы совершим с вами учебную экскурсию в мир акварели
Виталия Александровича Шохина, Камчатского художника.
Запишите в тетрадь тему нашего урока «Мир акварели Камчатского художника
Виталия Александровича Шохина»
II.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
СЛАЙД № 1
Заслуженный художник России, член Камчатского отделения Всероссийской
творческой Общественной организации «Союз художников России»Шохин Виталий
Александровичродился 14 декабря 1937года в селе Карага Карагинского района
Камчатской области.
СЛАЙД № 2
Художник со своей мамой в 1937 году в селе Карага.
СЛАЙД № 3
В 1962 году окончил художественнографическое отделение Биробиджанского
педагогического училища. В Союз художников СССР принят в 1977 году.
В конце 1960х годов преподавал черчение и рисование в средней школе № 2
имени Л. Н. Толстого города ПетропавловскаКамчатского.
СЛАЙД №4
С 1970 года по 1981 год В. А. Шохин работал в городе Вилючинске (Камчатская
область), где создал одну из лучших художественных школ Камчатки. Многие выпускники
его школы впоследствии окончили художественные училища и институты России. Сегодня
в этой школе педагогами работают все, без исключения, его ученики. Пять воспитанников
В. А. Шохина стали членами Союза художников России.
СЛАЙД № 5
С 1981 года Виталий Шохин занимается исключительно деятельностью живописца
и принимает активное участие в работе Камчатской организации Союза художников
России: с 1981 года по 1983 год являлся председателем правления, в 1981 году —
делегатом и членом ревизионной комиссии на V съезде Союза художников РСФСР, в 1983
и 1987 годах — делегатом VI и VII съездов Союза художников РСФСР.
СЛАЙД № 6 ВОПРОС
1.
Что такое АКВАРЕЛЬ?
2.
3.
Шохина.
Что является основой для акварели?
Посмотрите следующие слайды и сделайте выводы о работах художника В.А.
ее
Предположительный ответ:1. рисунок акварельными красками;
Запишите определение в тетрадь:
Аквар ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника,
использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие
прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект
лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности
живописи и графики.
Предположительный ответ: 2. бумага
Запишите в тетрадь:
Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто
предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для
этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким
образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую
фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист
акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, взависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают
угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально.
СЛАЙДЫ № 7,8,9,10,11 просмотр слайдов с работами В.А.Шохина
Предположительный ответ: это пейзажи с Камчатской тематикой.
СЛАЙД № 12
Творческая работа: напишите синквейн по впечатлениям от акварели
художника (раздаточный материал).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
СЛАЙД № 13
В. А. Шохин — общепризнанный мастер акварельных пейзажей
В них — образ Камчатки, воспринятый романтичной и влюбленной в свою землю
душой.
Виталий Александрович постоянно тяготеет к философским обобщениям, поэтому
даже маленький этюд в его руках обретает мощную, динамичную, но очень доступную
для восприятия эпичность.
Выделить чтолибо из огромного числа акварелей Шохина весьма трудно. Однако
есть ряд работ, которые в максимальной степени раскрывают мастерство и необыкновенно
тонкую фантазию автора: "Земля вулканов", "Осенние страсти", "Двадцать лет спустя",
"Элегия весны", "Мыс опасный", "Моя земля", "Приближение грозы".
СЛАЙД № 14 ВОПРОС
Как художник узнает о своем призвании?
СЛАЙД № 15
ОТВЕТ ХУДОЖНИКА
« Никак! Оно само находит художника. Я начал рисовать в 5 лет и уже тогда
решил, что это – на всю жизнь».
Шохинская судьба – поэтична. Все детство его воспитывал суровый север
Карагинского района. Природа сама помогала открывать законы перспективы, учила
чувствовать цвет, хотя красок не было, и рисовал тогда еще маленький Виталик простым
карандашом.
« Для меня существует три мира, – делится Виталий Александрович мыслями. – Первый –
космос, окружающая природа. Второй мир родился с появлением на Земле человека. А
третий создает сам человек, высказывая свое отношение, восприятие окружающего в
музыке, живописи, слове – любом искусстве, – и он всегда неповторим. Однако творить его
дано не каждому. Можно закончить даже самый лучший художественный институт, но не
быть художником».
Самое сильное вдохновение в Шохине рождает природа. Быть может, поэтому он любитель
путешествий и разного рода приключений. Как о чемто само собой разумеющемся,
художник мне рассказывает об одном из последних «творческих безумств». В марте
друзьявертолетчики по его просьбе «забросили» художника на вершину Вилючинского
вулкана и оставили совершенно одного на несколько часов. «Это настоящее наслаждение!
Весь город перед тобой!», – чуть жмурясь от удовольствия, вспоминает он (из интервью
В.Шохина репортеру местной газеты).СЛАЙД № 16
Наброски, использованные для иллюстрации сборника "Каждый геолог — поэт"
(ПетропавловскКамчатский, 2000)
СЛАЙД № 17
Виталий Александрович Шохин создал альбом репродукций картин «Моя земля»
СЛАЙД № 18
Акварель не должна соревноваться с другими красками, – считает художник. – Это своя
философия, своя техника и язык.
Нужно уметь чувствовать тональное состояние природы: серебристый, холодный, теплый…
Затем важно понять тон, в котором будет жить картина. Иначе образа не получится.
Облака я, например, всегда рисую с первого мазка.
СЛАЙД № 19
Заключение
Произведения художника находятся в Камчатском краевом объединенном музее,
Камчатском краевом художественном музее, в частных собраниях России и за рубежом
/Австрия, Чехия, США, Мексика, Польша, Югославия, Испания, Швеция, Франция,
Япония/.
УЧИТЕЛЬ: сделайте вывод из того, что вы узнали на уроке, а также как лучше узнать творчество
художника? (Предположительный ответ: об акварели, необходимо увидеть работы художника в
музее, на выставках)
Учитель:
«Акварели Шохина нельзя смотреть мимоходом, на бегу. Чтобы суметь почувствовать, прочитать
язык художника, нужно задержаться у очередного полотна и дать волю душе. И она обязательно
откликнется многообразием внутренних переживаний».
Учитель:1. оцените свою работу на уроке используя лестницу успеха (I, II, III).
2. Хотите ли вы узнать о работах В.А.Шохина больше? (предположительный ответ «да» или «нет»).
Я предлагаю вам воспользоваться интернетом и на следующий урок озвучить какие еще работы
написаны художником.