Из опыта работы по сплочению классного коллектива. Методические рекомендации классному руководителю.
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Из опыта работы по сплочению классного коллектива. Методические рекомендации классному руководителю.

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
doc
29.02.2020
Из опыта работы по сплочению классного коллектива. Методические рекомендации классному руководителю.
Из опыта работы по сплочению класса.doc

 

Из опыта работы по сплочению классного коллектива учителя Красноплахтовой Н.Б.

В классе, где я являюсь классным руководителем, в прошлом учебном году было 27 человек. Из них 1 – в возрасте 11 лет, 25 человек в возрасте 12 лет и 1 человек в возрасте 13 лет. В классе было несколько микрогрупп, которые имели не совсем дружественные отношения, часто между собой конфликтовали, особенно девочки. Главным предметом конфликтов являлось желание быть лидером, стремление выделиться во внешнем виде, манере одеваться. Многие проявляли высокомерие по отношению к одноклассникам. Были конфликты между девочками и мальчиками. Причем одни мальчики отрицательно отзывались о девочках, которые считали себя «крутыми», другие, наоборот, общались только с ними. У некоторых девочек стало развиваться чувство зависти, ощущение неполноценности. Сначала я пыталась преодолеть эти явления с помощью индивидуальных бесед. Но это не имело желаемого результата. Наоборот, после бесед «крутые» начинали откровенную травлю тех, кто якобы нажаловался классному руководителю. Поэтому я выработала целую систему мероприятий по сплочению классного коллектива.

Мною были поставлены следующие воспитательные задачи:

1. Формировать у учащихся человеколюбие, доброту, умение радовать других и радоваться самому от общения с коллективом. 2. Воспитывать уважительное отношение между учащимися обоего пола, культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками. 3. Развивать умение самоанализа и самооценки, способность к творческой работе над собой. 4. Воспитывать толерантность между микрогруппами, умение работать вместе ради общего дела, воспитывать чувство коллективизма.

Первым шагом к достижению поставленных мною целей было выявление устойчивых микрогрупп и пар в классе. Для этого было проведено социометрическое исследование. Выяснилось, что в классе имеется 3 устойчивые группы и 3 устойчивые пары. При этом 1 из данных групп противопоставляла себя другим. 50 % ребят оказались «одиночками» и не набрали ни одного положительного выбора.

 По результатам данного исследования я подготовила классные часы «Отчего бывает одиноко», «Чтобы быть понятым». Где постаралась выявить причины дискомфорта некоторых ребят. Мы разобрали несколько педагогических ситуаций: почему человек ведет себя вызывающе и почему, наоборот, замыкается. При проведении этих классных часов  боялась, что ребята не пойдут на контакт. Поэтому вначале я поставила перед ними вопрос: хотите ли вы получать радость от общения с другими, чувствовать себя комфортно? Я заявила ребятам, что хочу, чтобы наш класс был единым целым, чтобы всем было приятно находиться рядом друг с другом. А после использовала прием работы со свитком. Ребята записывали в свитке причину своего плохого самочувствия в коллективе. Затем мы проанализировали записи и высказали свои предложения. И ребята охотно пошли на обсуждение проблемы. Видно велико было желание жить дружно. Чаще всего звучало предложение: пусть тот, кто обижает других, поставит себя на место обиженного. При этом я просила ребят не называть фамилии, чтобы каждый прочувствовал, что отсутствие сплоченности – это общая проблема, а не проблема Иванова или Сидорова.

Так же на этом классном часе была проведена анкета «Мое самочувствие в классе» по 3 параметрам:

 1. Я ощущаю причастность к делам класса.

 2. Я чувствую, что ко мне удовлетворительно относятся.

 3. Мне интересна жизнь класса.

            Ребята выбирали по каждому параметру следующие ответы: да, не всегда, нет. Выяснилось, что 11 человек не ощущают себя причастными  к делам класса. 10 человек не чувствуют удовлетворительного отношения к себе со стороны одноклассников.  5-рым не интересна жизнь класса. То есть стало ясным, что работать по сплочению придется много.

Через некоторое время в классе было проведено еще одно исследование: «Качества моих одноклассников», чтобы затем указать ребятам, на какие черты характера нужно обратить внимание, над чем поработать.

После обработки данных состоялся классный час «Дружба начинается с улыбки. Наши взаимоотношения», где я проанализировала результаты анкет и поставила перед ребятами задачу: добиться того, чтобы ни один не чувствовал себя плохо, находясь в коллективе. Я разъяснила ребятам, что большинство из них не отметили плохих  черт у своих одноклассников, они увидели в них только хорошее. Но есть ответы, которые показывают, что некоторые ребята им не нравятся из-за того что, они злые, грубые, трусливые, мстительные, гордые. Таких ребят выделилась семь. Я не  называла фамилии, чтобы не сделать этим ребятам больно. Я объяснила, что в течение времени с ними будет проведена индивидуальная беседа, чтобы указать на их недостатки. Еще девять человек были названы как имеющие отрицательные качества характера, но этих качеств указывалось мало. Мне хотелось, чтобы дети правильно меня поняли: если к вам плохо относятся, считают вас отрицательным персонажем, значит нужно обязательно менять в себе некоторые черты, работать над собой. Ведь такие ребята думают, что в их бедах, ссорах виноваты одноклассники, что их окружают плохие люди, а они сами - замечательные. На самом деле оказывается все по-другому. Именно оттого, что в этих ребятах кроются плохие  черты, они и не могут ужиться в коллективе. Над ними насмехаются, их обзывают. И им кажется, что все плохие, но они не догадываются, что причина всего этого -  в них самих. Нужно самим быть добрее, внимательнее, не грубить, не мстить, не кидаться с кулаками, а понять: значит, я что-то делаю не так. Измениться нужно мне, а не классу. Если  у вас есть проблемы в общении с одноклассниками, вы не можете ужиться в  коллективе, значит, чаще всего виноваты вы сами.

             В конце классного часа я предложила ребятам разработать законы общения  класса. Через 2 недели  были собраны  различные предложения и через голосование мы приняли законы общения 6 «Б»  класса. После они были отпечатаны и розданы всем учащимся. Многие наклеили их в свои дневники. Было принято решение обсуждать поведение нарушителей на последующих классных часах. Вот эти законы:

1. Не давать прозвища, не обзываться обидными словами

2. Всегда быть вежливым друг с другом, здороваться и говорить «до свидания»

3. Если видишь, что ты обидел одноклассника, попроси у него прощение.

4. Не обижаться по пустякам

5. Не обсуждать родных и близких своих одноклассников, не говорить о них плохо.

6. Никогда не говорить матерных слов.

7. Не отвергать общение с одноклассниками. Всегда быть добродушным по отношению друг к другу

8. Говорить правду в глаза, не сплетничать.

9. Если произошел конфликт, постарайся мысленно поставить себя на место другого и подумай, стоит ли продолжать ссориться.

После этого я могла уже спокойно беседовать с ребятами индивидуально, указывая на их недостатки, пытаясь объяснить, что им нужно изменить в себе. Честно скажу, беседы эти довались нелегко. Приходилось использовать самые тонкие, тактичные способы, чтобы донести до ребенка суть проблемы. И плакали вместе, и спорили, и обнимались. Одновременно шла работа с родителями. На всех собраниях  я не стеснялась говорить о том, что  происходит в классе. Озвучивала результаты анкеты, вместе анализировали ситуацию, выясняли причины дискомфорта детей в коллективе. Одно из собраний имело тему «Психологическая обстановка в классе». Я обращала внимание родителей на то, что некоторым детям прививают в семье чувство превосходства над другими, грубое обращение к тем, кто ниже по положению. Многие родители высказывали свое мнение. На этом собрании решили проводить больше мероприятий совместно: дети и родители, чтобы ребята чувствовали радость от общения.

Были проведены огонек ко дню 8 марта вместе с мамами, битва интеллектуалов, где участвовали команды родителей и детей, проводились дни именинника, где ребята поздравляли друг друга с днем рождения и желали что-нибудь доброе. Я так и говорила им: «Пожелайте что-то хорошее имениннику, даже, если вы его не любите. Вам самому станет от этого хорошо». Почти каждый урок или мероприятие начинала с тренинга: улыбаемся друг другу для поднятия настроения.

Каковы результаты работы? Нельзя сказать, что к концу учебного года коллектив превратился в сплоченный на 100 %. Но то, что ребята стали терпимее относиться друг к другу – это факт. Закончились серьезные конфликты с разбирательствами:  кто сплетничает больше? Кто первым начал? 3 человека хотели перейти в другой класс и даже в другую школу, потому что им было плохо морально. Эти ребята остались, их родители на данный момент против перевода детей в другой класс. Сейчас в коллективе 21 человек. 3 человека перешли в класс с повышенной учебной мотивацией, 3 - как последние прибывшие,  в 7 «А». В конце 2 четверти в этом учебном году была проведена анкета «Мое самочувствие в классе», для сравнения с результатами прошлого года. Из всех опрошенных только 2 человека ответили, что не ощущают причастность к делам класса (11 человек в прошлом году), 1 – сомневается, что к нему удовлетворительно относятся в классе (10 человек в прошлом году), 1- сомневается, что ему интересна жизнь класса (5 человек в прошлом году). Так что работа еще не завершена, но сдвиги в положительную сторону на лицо.


Из опыта работы по сплочению классного коллектива учителя

Из опыта работы по сплочению классного коллектива учителя

После обработки данных состоялся классный час «Дружба начинается с улыбки

После обработки данных состоялся классный час «Дружба начинается с улыбки

Каковы результаты работы? Нельзя сказать, что к концу учебного года коллектив превратился в сплоченный на 100 %

Каковы результаты работы? Нельзя сказать, что к концу учебного года коллектив превратился в сплоченный на 100 %
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку