Из опыта работы. Разработка уроков по теме: "Деньги"
Оценка 4.8

Из опыта работы. Разработка уроков по теме: "Деньги"

Оценка 4.8
docx
02.02.2020
Из опыта работы. Разработка уроков по теме: "Деньги"
Никитина Н.В. Эссе Пед.кредо.docx

Министерство просвещения Российской Федерации

Российский конкурс «Знанио»

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы

 Мое педагогическое кредо: «Идти вперед и не останавливаться на достигнутом»

 

 

Автор: Никитина Надежда

 Васильевна,

учитель обществознания

МБОУ «ВОК»

 СП «Сепычевская школа»

Пермского края

 

 

с. Сепыч -2020

Мое педагогическое кредо: «Идти вперед и не останавливаться на достигнутом»

   В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала существенно возрастает, выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.                                                        

       Станет ли способный ребенок талантливым взрослым? Практика показывает, что это происходит далеко не всегда, но выявить потенциальные возможности и склонности учеников, создать условия для их полноценного развития -  профессиональная задача учителя.  

       Целью  моей педагогической деятельности является  создание условий для развития способностей и социальной активности школьников посредством подбора эффективных технологий и форм организации образовательного процесса.

   Для выявления способностей обучающихся проводится  диагностика дважды в год. При проведении обследования детей используются методы анкетирования и тестирования, наблюдения, беседы с  учеником, его родителями и учителями. Применяю  методики «Карта одаренности», диагностики Айзенка, «Палитра интересов» А.И. Савенкова. 

    Первый принцип моей работы – изучение способностей и интересов ребенка.

       Основными средствами достижения поставленной цели считаю использование   образовательных технологий:  модульного обучения, проектной, исследовательской, информационно-коммуникационной технологий и активных форм обучения.  

Работа с учащимися осуществляется  по двум  направлениям:

I направление –  организация активной  интеллектуальной деятельности на уроке;

II направление – внеурочная деятельность учащихся.

       Сложившаяся в моей педагогической практике на протяжении ряда лет система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

1. пропаганда  престижа образования в информационном обществе, мотивация  учащихся на участие в  интеллектуальной  и творческой деятельности;

2. выявление  и поддержка  интереса  детей к интеллектуальной, исследовательской и проектной деятельности с целью  гражданского и профессионального самоопределения;

3. применение  проектной, исследовательской, информационно-коммуникационной  технологий,  модульного обучения  на уроках и во  внеурочной деятельности;

4. использование активных форм организации образовательного процесса: самостоятельной, групповой,  индивидуальной работы, деловых игр,  создания  портфолио достижений, разработки  и реализации  индивидуальных планов развития одаренных старшеклассников и т.д.;

5. совершенствование методического и дидактического оснащения образовательного процесса. 

       Знакомство с каждым классом начинается с разговора о престиже  образования в информационном обществе,  о значении знаний и умений по преподаваемым  мною предметам   в жизни. Рассказываю ребятам о наиболее значительных результатах обучения выпускников школы, моих воспитанников, о связи этих результатов с профессиональным самоопределением. 

     Важными компонентами  сложившейся системы работы с учащимися  является использование развивающих технологий и активных форм организации образовательного процесса. Решая вопрос подбора педагогических технологий,  наиболее эффективно развивающих интеллектуальные и творческие способности учащихся, остановилась на модульной технологии, а также технологиях исследовательской, проектной и информационно-коммуникационной.

     Технологию модульного обучения  использую, например,  на уроках экономики в 10 классе при изучении тем: «Деньги», «Факторы формирования величины денежной массы», «Количественная теория денег», «Причины и виды инфляции», «Виды фирм. Акционерное общество» и др. Использование данной технологии способствует развитию самостоятельности школьников, дает возможность пошагового освоения материала, сокращает долю его пассивного восприятия учеником, ориентирует на продуктивную работу, предоставляет возможности для организации промежуточного контроля, рефлексии усвоения материала, обсуждения результатов учебной деятельности с учителем и другими учениками.

     Технологию исследовательской деятельности применяю на уроках экономики при работе над темами: «Проблема  выбора, альтернативная стоимость»,  «Фирма, виды фирм»,  «Предпринимательство»,  «Рынок труда» и т.д.  Для организации исследований подбираю проблемы актуальные для моих учеников. Например, при изучении темы: «Проблемы выбора, альтернативная стоимость» задаю домашнее задание на решение практического вопроса: «Что важнее и целесообразнее в ближайшее время построить в селе Сепыч: школьный стадион, асфальтированную дорогу в деревню Мухино, новое здание больницы, пруд,  молодежное кафе?»  Старшеклассники проводят мини - исследование, организуя социологический опрос среди своих сверстников, родителей, родственников, знакомых.  На уроке выступают с обоснованием выбора, построенного на основе результатов опроса и экономических расчетов. 

       На уроке обществознания по теме: «Глобализация человеческого общества» в 10 классе, рассматриваем проблему роли телевидения в жизни современного общества. Учащиеся выявляют факторы положительного и негативного влияния телевидения на жизнь своих сверстников путем анкетирования, проводят обработку данных, анализируют результаты своих исследований и делают выводы по данной проблеме.  

     Учебно-исследовательская работа учащихся способствует активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательских компетенций учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания.

      Метод проектов использую на уроках обществознания в 8 классе при работе над темами: «Спрос и предложение», «Предпринимательство», «Рынок», «Бюджет семьи» при изучении раздела «Экономическая сфера». Обучающиеся выполняют проекты: «Семейный бюджет», «Реклама товара»,  «Реклама торговой марки» и др. Они изучают возможности заполнения «ниши» на рынке производства товаров и услуг.   Затем представляют формы организации мелкого и среднего бизнеса по производству различной продукции (мяса, меда, лекарственного сырья, овощей).  Разрабатывают  виды  услуг  на селе  (организация   досуга, автомобильный сервис, информационные услуги и обучение компьютерной грамотности пенсионеров).                              Мальчишки предложили идею социального   проекта «Внуки на час», где предлагают свои услуги по оказанию конкретной  помощи пожилым людям  (расколка и складывание дров, сброс снега с крыш, расчистка дорожек от снега,  уборка квартиры, двора, полив огорода и др.)

      Технология проектной деятельности предоставляет школьникам возможность развития способности самостоятельно мыслить, выявлять и разрешать актуальные для современного общества проблемы, привлекая для этой цели знания разных школьных предметов.  Эта технология позволяет  также формировать и развивать умения прогнозировать результаты и  определять возможные последствия   разных вариантов решения проблемы,  устанавливать причинно-следственные связи и  оформлять проекты.

Так, согласно  второму принципу - придание исследовательского, творческого характера  образовательному процессу, осуществляю свою деятельность.

        Информационно-коммуникационные технологии широко использую на уроках обществознания, экономики и права. Сама создаю презентации к урокам: «Банки. Банковская система Российской Федерации», «Искусство»,  «Религия»,  «Семейное право», «Президент» «Федеральное собрание», «Исполнительная и судебная власть», «Местное самоуправление» и другие. Использую презентации и видеофрагменты, созданные коллегами и размещенные в сети Интернет. Провожу Парламентские уроки, правовые турниры,  занятия факультатива «Финансовая грамотность».  Осуществляя контроль знаний учащихся, широко использую технологию тестового контроля, в том числе онлайн-тестирование. Старшеклассники на занятиях элективных  курсов «Политический круиз» и «Ориентир в лабиринте закона» готовят и представляют презентации о политических лидерах, партиях, режимах правления, роли Конституции в политической системе общества и др. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы Интернет  позволяют им получить дополнительную справочную информацию  для подготовки выступлений, докладов, творческих заданий. Использование информационно-коммуникационных технологий  развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности, формирует информационную культуру, умение обрабатывать информацию.

        Важную роль в развитии предметных и метапредметных УУД одаренных школьников отвожу самостоятельной работе  на  уроке. Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности. Она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства,  потому что именно такая работа наиболее полно  отвечает потребностям сегодняшних учащихся в самостоятельности и независимости.  Организация  самостоятельной  работы учащихся  на  уроке  требует создания определённых условий, обеспечивающих её успешность.

Такими условиями являются:

1.         планирование разных вариантов организации самостоятельной работы в системе уроков по теме;

2.         наличие у учащихся сформированных предметных и общеучебных

    умений и навыков, в том числе навыков самостоятельной учебной

    деятельности;

3.         осознание учеником учебной цели и способов ее достижения;

4.         возможность выбора  форм  организации деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа; коллективная деятельность; индивидуальная работа;

5.         разнообразие заданий по уровню сложности, содержанию, формам работы, обеспечивающее возможность выбора учащимися;

6.         соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения;                                                    7.  осознание учащимися результатов своих достижений.

       В зависимости от целей урока   самостоятельную работу  дифференцирую по типу учебной деятельности: реконструктивно – вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая  (поиск ответа за пределами образца) и творческая (получение принципиально новых знаний, нового для ученика продукта деятельности).

       Важным результатом организации самостоятельной учебной деятельности по предметам гуманитарного цикла является выработка учеником собственной позиции в отношении актуальных проблем современного общества.  Отбор заданий,  ориентированных на выработку собственной позиции ученика, провожу  по  схеме:  тема   -  источник информации – операции с информацией – продукт, в котором выработана собственная позиция – презентация продукта.  Например, при изучении темы «Гражданское право» в 9 классе предлагаю учащимся проанализировать реальную жизненную ситуацию: брат М. подарил ей в день свадьбы  телевизор стоимостью 30 000 рублей, не оформив договор дарения; через год, ссылаясь на материальные затруднения, попросил вернуть подарок. Задание: используя текст параграфа учебника, Гражданский кодекс РФ, ответьте на проблемные вопросы, выразив и обосновав свою позицию:

1.         Какое решение вынесет суд, рассматривая иск о возврате подарка?  

2.         Как работает гражданское право в условиях российской рыночной экономики для защиты имущественных интересов граждан?

3.         Каковы «плюсы»  и «минусы» современного гражданского права?

4.         Подумайте над вспомогательными вопросами:

- Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?

- Что включают в себя имущественные отношения?

- Что может относиться к понятию имущество?

- Кому может принадлежать имущество?

- Могут ли договорные отношения быть имущественными?

- В какие отношения мы вступаем в магазине, в общественном транспорте?

- Какие формы и виды имеют имущественные отношения?

- Что такое аренда?

       В группах учащиеся обрабатывают и обсуждают информацию, формулируют и отстаивают в мини-дискуссии собственную позицию, а затем представляют ее на обсуждение всего класса. При изучении темы «Местное самоуправление» в 10 классе учащимся предоставляется возможность выполнить творческое задание  - написать сочинение-эссе.    Предлагаются на выбор примерные  темы: «Если бы я был главой местного самоуправления…», «Если бы я был членом совета депутатов Сепычевского поселения…» и др. Старшеклассники высказывают свою точку зрения на «больные» проблемы местного социума, предлагают пути их решения.

         На уроках и занятиях элективных курсов, факультатива «Финансовая грамотность»  широко использую такие активные формы организации учебной деятельности, как  урок-дискуссия, круглый стол,  «мозговой штурм». При подборе тем для обсуждения со старшеклассниками исхожу из социальной остроты проблемы и ее актуальности.                                                                                На уроках в 11 классе предлагаю, например, такие темы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»,  «Вы за смертную казнь или против?», «Алкоголизм – это болезнь или проявление слабости характера?», «Имеет ли право государство решать экономические проблемы за счет своих и иностранных граждан? Кипрская проблема», «Что такое счастье?»

Здесь определяется третий принцип моей  педагогической деятельности - активизация обучения путем передачи школьникам инициативы в организации познавательной деятельности.

  Четвертый принцип - развитие индивидуальных способностей школьников и удовлетворение их образовательных запросов.  

    В целях более полного удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников внеурочная деятельность организуется по планам индивидуального развития, которые разрабатываются учениками и педагогами с учетом интересов и склонностей старшеклассников, согласуются с их родителями. При составлении таких планов учитываются, прежде всего,  намерения старшеклассников в отношении продолжения образования и профессионального самоопределения. Работаю по составлению таких планов с учащимися, которые планируют сдавать ЕГЭ по обществознанию и продолжать образование по профилям, связанным с применением знаний этого предмета. В планы индивидуального развития  учащихся, проявляющих интерес к предмету, включаем такие мероприятия: посещение элективных курсов по предмету, участие в школьном и муниципальном турах предметной олимпиады по обществознанию, экономике и праву, в Молодежном Чемпионате по обществознанию, интернет – олимпиадах. Учитываем  самостоятельную работу с сайтами «Решу ЕГЭ», «Готов к ЕГЭ», «ЕГЭ – онлайн», «ЕГЭ. Яндекс»,  встречи  с выпускниками школы, обучающимися на гуманитарных факультетах вузов, участие в ярмарке учебных мест.  Проводим самостоятельный и совместный с учителем просмотр видео-уроков по предмету «Обществознание» по вызывающим затруднение темам курса,  индивидуальное консультирование  при подготовке к олимпиадам, конкурсам, предметным чемпионатам, ЕГЭ.

      Достижения учащихся формируют портфолио школьников, помогаю учащимся, проявляющим особый интерес к моему предмету, подготовить свой «портфель» для участия в школьном конкурсе ученических портфолио.

       Внеурочная деятельность предоставляет возможности обучающимся в полную силу проявить себя, раскрыть свои способности, таланты. Поэтому  использую ее различные формы в работе с детьми, заинтересованными в освоении предмета «Обществознание»:

•          организация школьных интеллектуальных конкурсов, правовых турниров, деловых игр;

•          исследовательская и проектная деятельность, предоставление результатов исследований  на районный и краевой КУИР;

•          проведение парламентских уроков,  занятий элективных курсов;

•          участие школьников в районных и краевых предметных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах (очных, заочных турах,  Интернет-олимпиадах);

•          проведение дополнительных консультаций при подготовке олимпиадам, конкурсам, к ГИА  в течение учебного года.

        По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления его особых способностей. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:

•стимулирование интереса детей к изучению  обществознания;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями повышенной сложности;

• расширение информационного пространства в данной предметной области.

Подготовка к олимпиаде  - длительный  процесс. Те участники, которые занимают  призовые места на олимпиаде, как правило, успешно сдают ЕГЭ по предмету и успешно учатся в вузах по избранному профилю.

        Проведение парламентских уроков,  элективных курсов, правовых турниров, конкурсов  и деловых игр - эти формы внеклассной работы способствуют формированию и  сплочению детского коллектива. Кроме того, влияют на развитие творческих и умственных способностей учащихся, они дают возможность им осмыслить учебный материал предмета «Обществознание» и связать его с жизнью, высказать свою точку зрения на то или иное общественное явление, выявлять социальные проблемы и находить пути выхода из них,  а также получить хорошие баллы на ЕГЭ.

      Систематическая, целенаправленная работа на уроке и во внеурочное время дает положительные результаты, к ним, прежде всего, отношу следующие:

•          положительная динамика качества знаний по преподаваемым предметам;

•          высокий уровень  познавательного интереса к предмету «Обществознание», о чем свидетельствует увеличение количества учащихся, сдающих экзамен по предмету и посещающих элективные курсы;

•          неплохие показатели, которые ежегодно демонстрируют выпускники при сдаче ГИА и ЕГЭ по обществознанию за курс основной и средней школы;

•          повышение показателей сформированности проектно – исследовательских умений  учащихся;

•          рост социальной активности обучающихся;

•          результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах;

•          после окончания школы выпускники выбирают профили «обществознание», «экономика», «право» для профессионального образования, успешно работают по избранным профессиям.

   Считаю, что использование педагогических развивающих технологий и активных форм обучения в образовательном процессе способствует овладению обучающимися системой обществоведческих знаний, получению хороших результатов ГИА, личностному развитию старшеклассников,  предоставляет им возможность реализовать  свой интеллектуальный потенциал и найти свое место в жизни.  Для того чтобы работать со старшеклассниками, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.


 

Министерство просвещения Российской

Министерство просвещения Российской

Мое педагогическое кредо: «Идти вперед и не останавливаться на достигнутом»

Мое педагогическое кредо: «Идти вперед и не останавливаться на достигнутом»

Важными компонентами сложившейся системы работы с учащимися является использование развивающих технологий и активных форм организации образовательного процесса

Важными компонентами сложившейся системы работы с учащимися является использование развивающих технологий и активных форм организации образовательного процесса

Технология проектной деятельности предоставляет школьникам возможность развития способности самостоятельно мыслить, выявлять и разрешать актуальные для современного общества проблемы, привлекая для этой цели знания разных школьных…

Технология проектной деятельности предоставляет школьникам возможность развития способности самостоятельно мыслить, выявлять и разрешать актуальные для современного общества проблемы, привлекая для этой цели знания разных школьных…

В зависимости от целей урока самостоятельную работу дифференцирую по типу учебной деятельности: реконструктивно – вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая…

В зависимости от целей урока самостоятельную работу дифференцирую по типу учебной деятельности: реконструктивно – вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая…

На уроках в 11 классе предлагаю, например, такие темы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями

На уроках в 11 классе предлагаю, например, такие темы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями

По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления его особых способностей

По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления его особых способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020