ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВСЁ ПРО ТО, КАК МЫ ЖИВЁМ!»
В своей работе в региональном компоненте мы используем программу "Все про то, как мы живем» и "Юные новороссийцы. Я хочу поделиться опытом работы по программе "Все про то, как мы живем». Эту программу используют многие сады города Новороссийска. Наш сад в своё время являлся апробационной площадкой данной программы. Особо хочется отметить наиболее важной задачей является создание благоприятных условий для развития интересов детей любознательности и познавательной мотивации. Не только от реализации этой задачи Но и от того какие будут созданы условия, будут зависить результаты моей работы.
Цели Программы: Формирование у дошкольников целостной картины мира на основе представлений о социальной действительности родного города/станицы, края. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Краснодарский краймногонациональныйкрай с героическим прошлым, успешным настоящим и счастливым будущим. Задачи: - создание благоприятных условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, о своей семье, об объектах окружающего мира (детский сад, улица, микрорайон, город/станица, край, страна); - приобщение к истинно человеческим ценностям, культуре, науке, искусству; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Особо хочется выделить принцип- минимакса – заключается в следующем: педагоги предоставляют детям возможность включения в процесс познания на максимальном для них уровне, определяемом зоной ближайшего развития детей группы, и стремятся обеспечить при этом освоение необходимого минимума. В соответствии с принципом минимакса содержание тематических блоков распределено не по возрастным группам, а по уровням сложности. При формировании программы, наряду с принципами, отраженными в Примерной основной образовательной программе, авторы руководствовались следующими педагогическими принципами: - целостности,которыйпредполагает формирование у дошкольников обобщенного системного представления о социальном мире (самом себе, обществе, природе, социокультурном мире) - деятельности,который заключается в том, что дети учатся получать знания не в готовом виде, а, добывать их самостоятельно вспецифических видах детской деятельности (игре, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности), - минимакса – заключается в следующем: педагоги предоставляют детям возможность включения в процесс познания на максимальном для них уровне, определяемом зоной ближайшего развития детей группы - психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в группе, в образовательном учреждении доброжелательной атмосферы - вариативности – предполагает возможность для участников образовательных отношений систематического перебора вариантов и адекватного принятия решений в ситуациях выбора - творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе сотрудничеств Программный материал распределён по тематическим блокам: "Я и моя семья" "Мой детский сад" "Моя улица, микрорайон" "Мой город/станица" "Мой край" "Моя страна". Не все темы могут использоваться в младшем возрасте. Реализацию Программы в рамках культурологического и деятельностного подхода мы в своей группе обеспечиваем вариативными формами, способами, методами и средствами, направленными на формирование у воспитанников способности осваивать культуру родного края через взаимодействие со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в детском сообществе. Примером вариативных форм организации образовательной деятельности по Программе являются такие формы как: v утренний и вечерний общий групповой сбор; v образовательные ситуации, «запускающие» проект/мини проект; v проекты различной направленности, прежде всего, познавательноисследовательские; v коллекционирование; v конструирование, создание макетов, лепбуков, книг, альбомов; v различные виды игр: свободная игра, игра-исследование, ролевая, подвижные кубанские народные игры; v взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; v досуги, праздники; v социальные акции; Включение детей в планирование работы по проекту в нашей группе происходит на традиционных групповых сборах в начале каждой недели. Цель таких встреч: обмен мнениями, новостями, составление плана работы на проект, анализ его выполнения, корректировка, итоговая рефлексия. Далее мы с детьми заполняем таблицу-паутинку, в которой отражаются все идеи и то, что планируется сделать в рамках данного проекта. Каждый день в нашей группе начинается с утреннего сбора, на котором мы с детьми собираемся вместе, радуемся встрече, началу нового дня. Играем в разнообразные игры, составляем план на день, обмениваемся новостями, дети задают вопросы. Вечером организуем сбор, где дети рассматривают выполненные работы, анализируют достижения, успехи и трудности, намечают перспективы. Итоговый сбор мы проводим для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей. Особое место в работе с детьми занимает «Модель четырёх вопросов». 1 вопрос: "что мы знаем о...?" v Цель данного вопроса: актуализировать имеющиеся знания УОО по теме проекта. v 2 вопрос (дополнительный "четвертый" вопрос): "что с этим можно делать?" v Цель данного вопроса: практически применить имеющиеся у УОО знаний в разных видах деятельности. v 3 вопрос: "что мы хотим знать о...?" v Цель данного вопроса: создать условия для мотивации к деятельности по открытию нового знания. v 4 вопрос: "что нужно сделать, чтобы узнать?" v Цель данного вопроса: создать условия для самостоятельного планирования деятельности по открытию нового знания. Ответы на третий и четвёртый вопросы я фиксирую в таблице во время беседы. В конце всех высказываний, обогащаю задачи проекта своими предложениями. Благодаря этой модели я выявляю актуальные предпочтения детей и определяю уровень сложности содержания того или иного тематического блока, ориентируясь на зону ближайшего развития детей группы. Методы, которые я использую при реализации программы, направлены, прежде всего, на мотивацию и активизацию познавательной активности и инициативности детей, поддержку их индивидуальности, на выявление «зоны актуального и ближайшего» развития воспитанников. Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка. Поэтому при реализации Программы я учитываю такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. При работе с родителями мы в своей группе учитываем три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников: v -информирование - происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо опосредовано, при получении информации из различных источников v -обучение родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, игры. v -совместная деятельность: социальные акции, проектная деятельность, праздники, театры, ярмарки и др. Для обеспечения включения родителей в планирование деятельности по проекту мы в своей группе создаём определенные условия, например: доска "обратной связи", на которой в интересной форме сообщаем о начале нового проекта и предлагаем родителям поучаствовать в работе (предложить какие-нибудь "полезные дела" по теме или свою помощь в реализации какой-нибудь идеи). Также приветствуем аналоги доски "обратной связи": чат в Ватцапе. Большим подспорьем является помощь родителей в реализации этой программы. Родители нам в группу сделали сказочных персонажей: Бурячка, Лучок, Капельку, Матушку-Кубанушку, Сам Самыча. Были сделаны тематические карточки. Воспитателем нашего детского сады были написаны авторские сказки про каждого персонажа. После прочтения сказок дети рисовали или делали аппликации понравившихся сказочных персонажей В группах была создана развивающая предметно-пространственная среда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.