Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время
Оценка 4.8

Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—11 кл
01.11.2021
Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время
Технология «Мировоззренческое кино для старшеклассников».docx

Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время

Разработки уроков и занятий внеурочной деятельности в представляемой технологии позволяют решать такие значимые для сегодняшнего образования задачи, как формирование российской идентичности школьников, воспитание их мировоззрения. Кроме того, они дают возможность шире применять интегративный подход в образовательном процессе благодаря обращению к аудиовизуальному языку кино и телевидения.

Интегративная природа языка кино также позволяет учащимся овладевать в ходе собственной деятельности надпредметными компетентностями, что заложено в требованиях ФГОС. Кроме того, мировоззренческое кино в школе становится инструментом формирования и проявления мировоззрения ребенка.

В настоящее время происходит кризис гуманитарного образования, связанный с тем, что на смену текстовой (литературной) культуре приходит аудиовизуальная культура.

Современные школьники во многом утрачивают навыки и культуру чтения и стихийно приобретают способность самостоятельно получать и создавать информацию в аудиовизуальной среде (кино, телевидение, интернет).

В то же время, кино и другие средства визуализации являются мощнейшим каналом воздействия на сознание, поэтому они могут выступать также и средством манипуляции сознанием молодёжи, в том числе, в политических целях. В частности, угрозы в адрес России со стороны политиков США подкреплены не только финансовой мощью или политическим весом, но и наличием мощнейшей «фабрики иллюзий» – Голливуда.

Авторы технологии ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю и воспитателю современные средства формирования российской идентичности сознания учащегося.

В Смоленске организован молодежный Киноклуб «Доброе кино». Почему именно Киноклуб? Откуда пришла такая идея?

Нам всем известно, какую большую роль играет в формировании личности искусство кино. Учитель понимает, как важно задействовать его духовный потенциал в процессе учебной и внеурочной деятельности при формировании их мировоззрения. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии личности школьников. Очень часто фильмы содержат сомнительные, или деструктивные с точки зрения Православия идеи, однако, благодаря умелой подаче, вызывают приятные эмоции и тем способствуют их укоренению в сознании человека. Поэтому выработка навыка вдумчивого просмотра кино (которая происходит при обсуждении фильмов в Киноклубе «Доброе кино») является очень важной в наше время педагогической задачей.

В основе отбора фильмов для просмотра учащимися – православный кинематограф, где главным критерием является Христоцентричность, то есть разворот личности к Богу. Традиционный кинематограф показывает жизнь такой, как она есть, а православное кино стремится показать жизнь, какой она должна быть в идеале. Эти фильмы не только обозначают проблему, но и показывают выход из нее. Это, как правило, фильмы – победители и призеры международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Это фильмы-проповеди, фильмы-исследования, фильмы-путешествия.

Наша задача при организации этого вида работы состоит в том, чтобы помочь ребятам увидеть христианские добродетели в героях просмотренных фильмов, и как бы пафосным это не звучало, помочь направить приобретение этих добродетелей в себе. Очень важно при формировании мировоззрения приобретение такой добродетели, как Любовь. Мы так часто к месту и не к месту употребляем это слово, что стирается истинный его смысл. Любовь – всегда жертвенна. И так трудно порой понять, почему, по свидетельству апостола Павла, «…любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадует истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1. Кор. 13:4-7). Но когда-то же нужно учиться этому пониманию. Вот мы и пытаемся в меру своих сил достучаться до сердец наших учеников посредством показа фильмов с дальнейшим обсуждением увиденного.

Особый интерес у школьников вызывают фильмы про добро и зло, милосердие и сострадание, смирение, совестливость, которые позволяют сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование оказывает благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.

В одном замечательном детском фильме «Щенок» Алеша Пономарев, главный герой, в ответственный момент делает пусть и маленький, но в данный момент, возможно, первый и самый важный нравственный выбор – расстаться с очень дорогим для себя, отдав это нуждающемуся. Став взрослым он, вспоминая этот эпизод, произносит: «Тогда я не мог понять, что со мной. Но теперь я понял, что вот так просто можно встретиться с самим Богом. В любую минуту. Даже сейчас». Самое интересное, как рассказывают учителя, которые присутствовали на обсуждении фильма, на следующий день они были свидетелями того, что ребята обсуждали этот фильм с одноклассниками. Значит, их это «зацепило»? Важно умело подводить ребят к тому, что очень важно не пропустить эту самую встречу с Господом, понять, что такая возможность предоставляется нам часто, нужно только почувствовать её. 

 Однажды, делясь впечатлениями после очередного заседания Киноклуба, иерей Дионисий Новиков, постоянный наш гость, сказал, что Киноклуб помогает «Пробудить» в ребёнке вкус к доброте и милосердию. Хочется надеяться, что это так.

Просмотр и обсуждение короткометражного фильма

 «Собачий день» (реж. Роман Отырба)

(https://www.youtube.com/watch?v=Elfcit4fN1Y)

 

Два ведущих (назовем их условно  Ю.В. и Н.В.) ведут проблемный диалог.

Ю.В. Это история о молодом человеке, который ценою своей мечты, совершает никому не заметный поступок. Но в мире ничего не происходит бесследно.

Просмотр кинофильма.

Н.В. Посмотрев фильм, мы убираем улыбку и узнаём в «Собачьем дне» личную «зубную боль». Собачий день - история о молодом человеке, который ценой своей карьеры совершает очень благородный и хороший поступок, весьма не характерный для нашего времени, однако, как это бывает в жизни, этот поступок остается никем не замеченным...Парень Сергей, главный герой, безусловно, положительный герой.

Вопросы:

Н.В. Деление на положительных и отрицательных героев. Как бы вы провели это деление? Теща, безусловно, - отрицательный персонаж. Жена, которая еще не решила, вернуться ли ей к маме, что и происходит в конце фильма.

Ю.В. А так ли не права теща?

Теща не первый месяц кормит этого молодого человека, который даже не муж ее дочке. Почему она должна радоваться? Герой совершает добрый поступок за ее счет.

Как должен вести себя мужчина? Он должен обеспечивать себя, свою жену, свою семью, своих детей. А если он хочет чего-то большего, то после дневной работы, после выполнения своих обязанностей он творит что-то новое.

А он хочет быть творцом, но за чужой счет.

Н.В. Но ведь они живут так недолгое время, и теща хочет выбить с него деньги, зная, что он находится без работы.  Конечно, у нас у всех разная точка зрения. Я прочитаю отзывы зрителей после премьеры фильма:

1.     Жизненный фильм. Мужик в доме тёщи как коврик для ног. Такая пара разведётся, не успев пожениться. Мать не уважает мужчин и дочку такой же воспитала.

2.     Мир сошёл с ума. Как можно писать восторженные отзывы на фильм с такой концовкой? Парень, который не может взять на себя ответственность за принятие решений бросает свою возлюбленную. Значит,  как занимать деньги у мамы, так подругу (на жену у него не хватило смелости для принятия такого решения в своё время!!!) отправлял, а как повезло с работой, так обо всём позабыл.

3.     Парень беги оттуда!!!! Бросай ее!

Фильм короткометражный, поэтому проработать все сюжетные линии невозможно. Но, посмотрите, как долго общается герой с женой, с тещей. Долго по отношению к развитию других сюжетных линий, потому что  важно понять психологическое состояние героя, чтобы понять настроение отчаявшегося героя. Он цепляется за последнюю надежду - получение престижной и высокооплачиваемой работы. Но он делает доброе дело, жертвуя своей мечтой, своей семьей.

Ю.В. Он мог бы пройти мимо, если бы не обернулся, то даже не увидел бы, что собаку сбила машина.

Он сначала так и сделал. Прошел мимо. Но что-то подсказывает ему, что нужно обернуться.

Н.В. Ведь герой вызывает самые добрые чувства: он много работает, когда девушка подходит к нему, он отворачивается от компьютера и пытается ей объяснить, хотя видно, что ему некогда, ему небезразлично ее состояние, он ее любит.

Ю.В. Мы ответственны за свои поступки. Я сделал доброе дело, подобрал животное, я отнес в клинику, а дальше пусть о нем заботится кто-то другой. Такая форма милосердия - милосердие за чужой счет.

Молодой человек должен повзрослеть и совершать свои добрые поступки за свой счет. Так поступит настоящий мужчина. Или то, что герой не прошел мимо, уже мужской поступок? Хотя мимо собаки и женщина мимо не пройдет.

А гамма переживаний парня, до конца не уверенного, что он поступает правильно! Потом он где-то и сожалеет, потому что понимает, что все с мечтой кончено.

Еще один герой фильма - врач ветеринарной клиники. Доктор поступает так, как должен.

 Он не прооперировал бесплатно, он сделал свое дело. Он сказал парню, чтобы тот отдал деньги, когда сможет. Но вот у меня мысль: ветеринар же знал, что парень отдаст деньги, потому что знал, что сын возьмет парня на хорошо оплачиваемую работу.

Или врач клиники рисковал? Ведь парень мог и не отдать эти деньги.

Н.В.  А я бы хотела обсудить, как встретили парня в клинике. Такая обычная ситуация, что кажется, что парня сейчас вытолкают из клиники. И вдруг сестра клиники так включается моментально, реагирует. И от этого тоже хорошо на душе, что человек поступает так, как должен поступить.

А если перевести такую параллель на школу. Часто ли мы поступаем так, как должны поступать. Мы устаем, дети не слушаются, у родителей и учителей невообразимое количество претензий. Или это не про нас. Я про чувство ответственности. Или у нас с этим все хорошо. Мы достаточно терпеливы и приветливы?

Ю.В. Финал не реалистичен. Отсюда и ощущение  сказочности всего сюжета. В жизни, как правило, бывает и по-другому. Чего вы ждали в конце фильма? Как по-вашему, фильм должен был закончиться? (не найдет работу, собака не выживет и т.д.)

Н.В.  А что, концовка должна быть такого плана: собаку не спасли, жизнь не удалась, добрых людей нет?

Ю.В. Вывод. Когда отчаявшийся человек с кучей проблем берет на себя решение еще одной проблемы. Любой поступок в нашей жизни имеет следствие. Рассказ о реальной ситуации.

 






 

Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время

Из опыта работы с технологией «Мировоззренческое кино» на уроках литературы и во внеурочное время

Авторы технологии ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю и воспитателю…

Авторы технологии ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю и воспитателю…

В основе отбора фильмов для просмотра учащимися – православный кинематограф, где главным критерием является

В основе отбора фильмов для просмотра учащимися – православный кинематограф, где главным критерием является

Став взрослым он, вспоминая этот эпизод, произносит: «Тогда я не мог понять, что со мной

Став взрослым он, вспоминая этот эпизод, произносит: «Тогда я не мог понять, что со мной

Вопросы: Н.В. Деление на положительных и отрицательных героев

Вопросы: Н.В. Деление на положительных и отрицательных героев

Ю.В. Он мог бы пройти мимо, если бы не обернулся, то даже не увидел бы, что собаку сбила машина

Ю.В. Он мог бы пройти мимо, если бы не обернулся, то даже не увидел бы, что собаку сбила машина

Ю.В. Финал не реалистичен. Отсюда и ощущение сказочности всего сюжета

Ю.В. Финал не реалистичен. Отсюда и ощущение сказочности всего сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021