Из опыта работы со слабоуспевающими детьми

  • docx
  • 07.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад.docx

 

 

Работа педагогического коллектива со слабоуспевающими обучающимися.

Из опыта работы со слабоуспевающими детьми

Он не должен говорить очень много,

потому что этим утомляет  внимание слушателей

 и потому что многосложность и большое обилие предметов

не дадут возможности удержать всего в мыслях

                                Н.В. Гоголь

На мой взгляд, слабоуспевающий – это тот, у которого отсутствует познавательные интересы, желание учиться либо из-за дурного влияния улицы, либо семьи.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам:

-        пропуски занятий по болезни;

-        слабое общее физическое развитие;

-        наличие хронических заболеваний;

-        задержка психического развития (ЗПР).

Часто дети с диагностикой ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребёнка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма и счета, отсутствуют навыки самостоятельной работы и т.д.

Классному руководителю

1.        Определить причину неуспеваемости обучающегося через:

-     анкетирование;

-     беседу с психологом;

-     беседу с социальным педагогом;

-     посещение на дому, для выяснения социальных условий;

-     беседу с учителем-предметником, у которого обучающийся имеет «неудовлетворительные» оценки.

2.        Вести контроль за:

-     посещением слабоуспевающих учащихся;

-     успеваемостью при посещении основных и индивидуальных занятий;

3.        Уведомлять еженедельно родителей о результатах успеваемости обучающегося.

4.        Объяснить родителям требования учителей-предметников.

5.         Разработать вместе с обучающимся индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях на текущую четверть.

6.        Вовлекать в КТД, кружки, проведение классных часов, экскурсий.

7.        В случае выявления причин неуспеваемости и отсутствия должных результатов по ликвидации пробелов в  знаниях или бездействия со стороны обучающегося, направить учащегося на совет профилактики и принять меры дисциплинарного воздействия.

Учителю-предметнику

1.        Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями обучающихся, заместителем директора по УВР в решении задач по успешности обучения детей:

-        своевременно оповещать классного руководителя о снижении успеваемости учащихся через докладные;

-        приглашать родителей для индивидуальной беседы с целью ликвидации пробелов в знаниях;

-        обращаться за консультацией к психологу и социальному педагогу с целью установления характера учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определения оптимальные условия их обучения.

2.         Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими обучающимися.

3.         

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности обучающихся

-   создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

-   снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

-   предложение обучающимся примерного плана ответа;

-   разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

-   стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

-   поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

-   привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;

-   привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

-   разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

-   напоминание приема и способа выполнения задания;

-   указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

-   ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

-   инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

-   стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

-   более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

-   выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

-   более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

-   предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

4.        Проводить по мере необходимости  индивидуальные и групповые консультации со слабоуспевающими учащимися.

5.        Стимулировать к участию в мероприятиях в рамках предметных недель.

Социально-психологической службе:

1.        Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи слабоуспевающему ребенку.

2.        Осуществлять контроль за посещаемостью и поведением слабоуспевающих обучающихся.

3.        Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых бесед.

4.        Выдать рекомендации классному руководителю и родителям на индивидуальных встречах по оказанию помощи ребенку.

5.        Проводить родительский лекторий с целью  профилактики неуспеваемости.

Заместителю директора, курирующему учебно-воспитательный процесс:

1.        Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, психолого-педагогической службой ОУ, социальной службой, родителями обучающихся в решении задач повышения успешности обучения детей.

2.        Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы со слабоуспевающими обучающимися.

3.        Проводить собеседования с обучающимися и их родителями для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.  

Классный руководитель обязан выявлять неуспеваемости учащегося через:

-        индивидуальные беседы;

-        при необходимости общаться к психологу;

-        социальному педагогу;

-        использовать анкетирование учащихся и родителей, собеседование.

К возможным причинам неуспеваемости можно отнести пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточную домашнюю подготовку, низкие учебные способности, нежелание учиться, недостаточную работу на уроке, высокий уровень сложности материла т. д.

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), беседу или звонок с родителями (если пропуски неоднократные), через Совет профилактики (если пропуски систематические).

Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по математике и информатике. Для успешной работы с каждым учеником учителю необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в занятиях коллективом и непосредственно с учителем.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственно труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы  и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение.

В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:

-        самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся;

-        хороший  стимул в работе с такими учащимся - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства;

-        помогают в работе с такими детьми работа с карточками взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части;

-        успешная «цепочка»: отработка практических новых при изучении нового материала, решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке, ошибки исправляет учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.

Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый и выбирается нужный для новой темы материал.

Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:

-        диалоги по теоретическому материалу (в парах) (хорошо, если были таблицы, схемы алгоритмов; дети рассказывают друг другу - опрос занимает 5-7 минут, с последующим  оцениванием друг друга);

-        коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

-        практические (тренировочные) упражнения (может  быть дифференцированными (или для всех: учитываю возможность успешно ответить каждому);

-        при проверке  домашнего задания (на доске выписываю ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся ученикам образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике знак «?», соответственно, если  были вопросы или затруднения.

Большое количество пропусков по болезни

Провожу послеурочные консультации. Иногда  прошу провести консультации ученика, у которого лучше всех получается данная тема.  Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания.  На закрепление даю карточку.

Если консультации мало, пробелы значительные даю задание на дом, определяю сроки подготовки материала.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями  неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. В ходе беседы мы вместе выбираем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов.

Тестирование,  проводимое на уроках, позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картину и дает возможность  для индивидуальной  работы с неуспевающими  и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ. На каждом уроке провожу проверочные, обучающие работы. По образцу и подобию реши примеры и задачи.

 

Примеры карточек для слабоуспевающих детей.

правило

образец

задания

Чтобы решить линейное уравнение:

1.     Перенести слагаемые с неизвестными в левую часть,  меняя их  знаки;

2.     Перенести слагаемые без неизвестного в правую часть уравнения,  меняя их знаки;

3.     Привести подобные в обеих частях уравнения;

4.     Раздели обе части уравнения на коэффициент при х (если он не  равен 0)

Решить уравнение:

2х-17=63+4х

2х-4х=63+17;

-2х=80;

Х=80:(-2);

Х=-40.

 

Ответ: х=-40.

Решить уравнения:

 

 

1)       4х+5=2х-7;

2)       5х-7=13

3)       3х+4=7х-8

 

ПРАВИЛО

ОБРАЗЕЦ

ЗАДАНИЯ

Чтобы умножить многочлен на многочлен, умножь каждый член первого многочлена на каждый  член второго многочлена.

(a + b - c)(x - y)=

= ax – ay + bx – by – cx + cy

Преобразовать произведение в многочлен:

1)       (a + b)(c + d);

2)       (a + 2)(b - c);

3)       (a - 1)(a + b - 2);

4)       (a - b)(a + b);

5)       (a + b)(a + b);

6)       (x + y)(z + t);

7)       (x + 2)(y - z);

8)       (x - 1)(x + y - 3);

9)       (x – y)(x + y);

10)     (x + 1) (x + 1);

11)   (m + n)(p + q);

12)   (m + 2)(n - p);

13)   (m – 1)(m + n - 2);

14)   (m – p)(m + p);

15)   (m + 2) (m + 2);

 

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе творческих самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки на ней). Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить  такие задания на следующий урок. Каждый ответ оценивается,  и поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта, устных ответов).

Устная работа на уроке.

Надпись: —	1. Вместо звездочки поставь знак «+» или  «–», а вместо точек – числа:
—	а) (*5)+(*7) = 2;
—	б) (*8) – (*8) = (*4)–12;
—	в) (*9) + (*4) = –5;
—	г) (–15) – (*…) = 0;
—	д) (*8) + (*…) = –12;
—	е) (*10) – (*…) = 12.
—	2. Составь уравнения, равносильные уравнению:
—	а)  х – 7 = 5;
—	б) 2х – 4 = 0;
—	в) х –11 = х – 7;
—	г) 2(х –12) = 2х – 24.

Схема работы на уроке.

Надпись: По этой схеме (алгоритму) решаем уравнения на сегодняшнем уроке:
—	1. Раскрыть скобки.
—	2. Собрать члены, содержащие неизвестные, в одной части уравнения, а остальные члены в другой.
—	3. Привести подобные члены.
—	4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

Разноуровневые карточки.

Тест.

Провожу индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально-личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, провожу анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем. Работаю над их устранением.

Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку, приходят на дополнительные занятия и снова пишут контрольную работу. Решают задания для приобретения навыков, умений и знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Проводя консультации во внеурочное время, использую индивидуальные задания. На консультации приходят и «сильные» дети. Часто обращаюсь с просьбой:  «помоги товарищу».

Для поднятия качества обучения посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков математики, кому нужна консультация. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учениками.