«Из опыта работы со сложными подростками на занятиях информатики»
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни.
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. При работе с трудными детьми важно использовать воспитательное пространство образовательного учреждения, в котором учится ребенок, так как именно с этим коллективом ему приходится постоянно взаимодействовать. Преподавателям-предметникам необходимо введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Важным элементом работы с такими учащимися, по моему мнению, является владение информацией о составах семей и степени их благополучности.
Наличие подростка, склонного к девиантному поведению, в подгруппе на уроках информатики накладывает особую психологическую нагрузку, как на педагога, так и на учащихся, занимающихся в этой подгруппе. Эмоциональные неустойчивые состояния таких ребят сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, полным равнодушием к предмету и подчеркнуто недоброжелательным отношением к учителю.
Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких подростков имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей в школах, где они учились раньше, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития.
Основной задачей учителя в такой подгруппе становится:
1. дать возможность каждому подростку осознать свои силы;
2. научить работать без оглядки на других членов подгруппы;
3. развить позитивную самооценку;
4. пробудить интерес к познанию через уроки информатики.
При работе с такими учащимися важно умение педагога использовать в течение урока различные методы, чередовать их, правильно определять плотность урока, его темп в зависимости от оценки процесса формирования внимания и мышления, уровня работоспособности, определения момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Подход может быть только индивидуальный, и задания по теме составляются также индивидуально для конкретного уровня учащегося.
Проведение минуток эмоциональной разрядки, путем, например, рассказа коротких смешных или интересных зарисовок по существу излагаемого материала или организации работы на компьютере в группах, или «минутки покоя» с использованием музыки и показа презентаций с видами природы, исторических мест, животных и т.п. способствует достижению целей, поставленных перед уроком.
Часто в процесс обучения включаю просьбы объяснить педагогу, а заодно и своим одноклассникам какой-либо материал, который учащийся наверняка знает лучше других, а остальным предлагаю добавить что-то, если есть в этом необходимость. Разумеется, просьба должна быть посильной, форма обращения к ученику – этически грамотная. Такой прием позволяет ученику хотя бы на время встать на место учителя и почувствовать на себе как важно, чтобы тебя слушали и слышали. Обязательно ввожу проверку усвоенного за урок материала сразу же в конце урока и ставлю оценки. Проверку иногда проводят сами учащиеся, причем их оценки всегда ниже моих.
Введение физкультминуток или зарядки для глаз первое время вызывает у этих достаточно взрослых ребят смешки и прямое игнорирование моих предложений, но постепенно урок за уроком все большее количество ребят присоединяется к моим упражнениям. Я разрешаю во время выполнения самостоятельных работ включать музыку при условии, что все согласны, чтобы звучала именно эта музыка, и я - в том числе.
Корректируя негативные поведенческие проявления на любом уроке, мы должны пытаться развить у ребят позитивный собственный образ и позитивный образ педагога, который хочет научить, помочь, поддержать и понять. Работая с информацией, полученной из Интернета, надо стараться научить критически мыслить, принимать продуманные решения. Для того, чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать не только предмету, но и умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, надо показывать постоянно, что можно и нужно неагрессивными способами реагировать на критику, на давление со стороны других людей, уметь противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.