Муниципальные педагогические чтения
«Реализация регионального стандарта изменений
через трансформацию урока и проектирование среды развития»
Ильина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
2018г.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны» М.Н. Скаткин
Мы живем в постоянно меняющемся мире. Каждое поколение учащихся значительно отличается от предыдущего. Хорошо это или плохо, легче от этого нам или нет, уже неважно. Главное, что мы, учителя, вся система образования, должны на это адекватно реагировать. Для этого мы обязаны меняться и содержательно, и организационно, быть в тренде жизненных ценностей каждого следующего поколения. Понимать их и, если надо, то грамотно корректировать.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов, специфика работы которого такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Еще Ян Амос Коменский сказал «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.
Анализируя литературу по данной теме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной. Отбор и систематизация материала - нелегкая задача для учителя. Поэтому интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.
Интеграция в начальной школе, на мой взгляд, эффективна не на любом уроке. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться эффективного результата при обучении младших школьников.
В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, технология. Только чтение и только письмо очень утомляют ребенка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1 классе дает следующее сочетание предметов:
Ø Ознакомление с окружающим, Обучение грамоте — музыка, изобразительное искусство.
Ø Ознакомление с окружающим, Математика — технология, изобразительное искусство, физическая культура.
Во вторых-третьих классах вокруг изучения русского языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков литературного чтения, изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром, музыки; вокруг математики - ознакомление с окружающим миром, технология, рисование, физкультура; вокруг музыки – литературное чтение, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром, физическая культура и т.д.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов.
В моей практике, наиболее удачное применение интеграции происходит на предметах гуманитарного цикла, а также на предмете «Окружающий мир». Например: слияние различных дисциплин (ИЗО, музыка, литературное чтение) в предметной области «Искусство», которые способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.
Интеграция предметов ИЗО, музыка, литературное чтение мне помогает развивать нравственную культуру, а также творческие способности учащихся, формирует интерес детей к искусству. У ребёнка развивается эмоциональная сфера, его душа. Думающий, чувствующий, понимающий, умеющий сопереживать - это и есть человек, которого мы мечтаем воспитать. Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время ощутить свою важность, значимость на уроке. Каждый «в меру своих способностей» (Хуторской) может внести свою лепту в урок.
Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины. Например,
Интеграция раздела "Зимние явления в природе"
№ п/п |
Тема |
Интегрируемые предметы |
Реализация межпредметных связей |
1 |
Зимняя экскурсия |
Чтение |
Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”. |
ИЗО |
Рисование по теме “Зима в моём представлении”. |
||
2 |
Зимние явления в неживой природе |
Чтение |
И. Никитин “Встреча зимы”. А.Чехов “Шёл первый снег”. |
ИЗО |
М. Бочаров, В. Васнецов - эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова “Снегурочка”. |
||
Музыка |
Н. Римский-Корсаков “Снегурочка”. |
||
3 |
Снег и лёд |
Чтение |
В. Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы). |
Музыка |
К. Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”. |
||
4 |
Растения зимой |
Музыка |
П.И. Чайковский «Симфония №6» |
Чтение |
С.Есенин “Берёза”. |
||
Изобразительное искусство |
И.Грабарь “Февральская лазурь”. Рисование по теме «Образ березы зимой» |
||
5 |
Животные зимой |
Чтение |
В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение). |
ИЗО |
Рисунки птиц. |
||
Технология |
Лепка животных (кто как зимует), составление композиции |
||
Музыка |
Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”. |
||
6 |
Зимой (обобщение) |
Чтение |
Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”. |
Музыка |
В. Крутицкий “Зима”. Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”. |
Преимущества интегрированных уроков.
Ø Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
Ø В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Ø Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Ø Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы через наблюдения учащихся.
В связи с этим существенно меняется функция и форма организации урока. Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).
Образ зимы
Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока
Например, образ природы (зима) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (рис. 3).
Дружба и вражда
Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока
Например, в ходе урока-путешествия «В стране Времени» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Времени». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели разных часов), творчество – выполнение аппликации «Царство Времени», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Времени и т.д.
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного
урока
Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески само реализоваться.
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками формы интегрированных уроков могут быть нестандартны и интересны.
На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителем и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Контрольные уроки могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.
За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в моей деятельности, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей с использованием сведений интегрируемых наук (тесты, проверочные и контрольные работы и т.п.).
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами (проекты, участие в ученических конференциях, интернет-конкурсы, олимпиады и т.п.).
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы (выступления на различных мероприятиях, хоровое пение, лепка, пластики движения тела, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов и т.п.).
В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
В заключении мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.
Список используемой литературы
1. Программа «Начальная школа XXI века» - Вентана-Граф, 2010г.
2. Анкина М.А. «Интегрированные уроки в современной школе» //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2012г.-№8.
3. Браже Т.Г. «Интеграция предметов в современной школе //Литература в школе.-2004г.-№5
4. Дик Ю.И. «Интеграция учебных предметов» //Современная педагогика. -2008г.-№9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.