Обмен опытом учителя начальных классов
Ивановой Марии Прохоровны
МБОУ СОШ № 15 с. Бада Забайкальского края
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Я работаю в начальных классах 38 лет. Хочу поделиться своим опытом с молодыми учителями.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.
Главный целевой ориентир - содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.
Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:
* образованность * свобода
* воспитанность * оптимизм
* требовательность * человеколюбие
* любознательность * сотворчество
Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Веселье делу не помеха.
5. Один за всех и все за одного.
6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
7. В здоровом теле – здоровый дух.
8. В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей.
Основные элементы системы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся
|
Цели |
Пробудить интерес ребенка к самому себе, вселяя уверенность, целеустремленность, создавая приятный настрой, повышая ответственность |
Проявить себя, добиться успеха. Оценить себя и других. |
Методы и формы |
Благодарности-поощрения с учетом индивидуальности учащихся. Соревнование. |
1 класс – призы в конвертах, 2 – 4 класс – в дневнике благодарности-поощрения учителем совместно с Советом класса (страницы дневника «Заметки классного руководителя») |
Тактика исполнения |
Организовать деятельность учащихся, которая была бы направлена на реальное осуществление рефлексии, самооценки. Педагогические ситуации строить на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. |
Выполнять поручения, требующие самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждать. |
Правила (девиз вида деятельности) |
1. Помоги ребенку быть самим собой! 2. Заинтересуй детей в участии! 3. Одобряй положительные качества учащихся! |
1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально! 5. Убеди родителей – это важно! |
Виды деятельности |
Ключевые дела класса, семейные праздники, концерты, акции и тематические месячники, трудовые десанты и дежурство, конкурсы, проекты, спортивные соревнования, поручения в классном коллективе, досуг классного коллектива совместно с родителями. |
|
Ориентиры |
Главный целевой ориентир воспитательной системы класса. |
Жизненный опыт (поступки, поведение, мысли, чувства); знания, умения, навыки; качества личности: - отношение к себе - любознательность - отношение к школе - прилежание - эстетический вкус - отношение к природе |
Традиции |
Участие в районных и общешкольных мероприятиях: - День Учителя - День Матери - «Веков связующая нить» - «Подарок другу» - «Посылка солдату» - День птиц - Мастерская Деда Мороза - День здоровья - «Чистодвор» и др.; в традиционных делах класса: - День именинника - «Минута славы» - Экскурсии и походы - «Мое поручение» - Праздник-самоотчет «Кто есть Я» - «Семь цветов радуги или личность-коллектив» - Концерты, утренники, дискотеки; конкурсы, акции; в сотрудничестве с родителями: - «Папа, мама, я – дружная семья» - «Пока все дома» - «Я и моя семья» |
|
Темп |
Темп избирается в соответствии с планом работы. 1 раз в месяц промежуточное подведение итога, обсуждение на классных часах. Итоговый классный час в конце года «Семь цветов радуги или личность-коллектив». Праздник-самоотчет «Кто есть Я» в конце года. |
|
Результат |
Степень достижения цели. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности воспитательной системы. Выявление более активных учащихся, достойных занять место в школьном стенде «Гордость школы». |
Праздник-самоотчет «Кто есть Я» (добросовестное отношение к делам, проявляя высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помощь другим...) Получение номинаций в итоговой церемонии награждения: «Знайка», «Эрудит», «Умелые руки», «Непоседа» «Олимпионик», «Обаяние», «Веселая нотка», «Верный друг», «Скромность»... |
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Главным направлением воспитательной работы - продолжение работы над самоуправлением - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным блокам.
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственно-эстетическое воспитание
Экологическое воспитание
Физкультурно-оздоровительное
Семейное воспитание
Самоуправление
ПДД
ППБ
Во время подготовки и проведения классных часов я использую элементы исследовательских технологий (методика Н. Е. Щурковой), что способствует развитию интереса, уверенности, толерантности.
Также использую в воспитательной работе элементы технологий «Педагогики сотрудничества», «Воспитания личности через коллектив», «Организации коллективного взаимодействия», что также способствует формированию сплоченности детского коллектива.
Использование перечисленных технологий позволило повысить уровень воспитанности учащихся. Мониторинг изучения уровня воспитанности по таким критериям как эмоциональная зрелость, трудолюбие, нравственно-этический потенциал, отношение к школе, чувство прекрасного, неконфликтность, толерантность показывает, что основная группа моих воспитанников имеют высокий и хороший уровни формирования данных качеств.
Ежегодно провожу работа по диагностике уровня воспитанности ребят. Проследите в динамике:
Показатели воспитанности |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Долг и ответственность |
3,4 |
3,7 |
4 |
Бережливость |
4 |
4,2 |
4,3 |
Дисциплинированность |
3,3 |
3,6 |
4 |
Отношение к учёбе |
4 |
4 |
4,4 |
Отношение к труду |
4 |
4,2 |
4,3 |
Коллективизм и товарищество |
3,2 |
3,6 |
4,2 |
Доброта и отзывчивость |
3,8 |
4 |
4,2 |
Честность и правдивость |
4,4 |
4,4 |
4,6 |
Требовательность к себе |
3,4 |
3,8 |
4 |
Культурный уровень |
3,2 |
3,6 |
4 |
В среднем по классу |
3,67 |
3,91 |
4 |
Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен. Для того, чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм, я должна так организовать деятельность, чтобы перед ребёнком создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина. Главное для нашей школы сегодня – взять все самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. Вот некоторые направления и формы воспитательной деятельности:
- Классные часы по теме “ Государственные символы Р. Ф.”.
- Уроки России.
- Уроки толерантности.
- Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.
В школьной библиотеке познакомились с земляками – героями:
- Уроки Мужества.
- Уроки нравственности.
- Встречи с интересными людьми.
- Путешествия по родному краю ( экскурсии ).
- Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.
Экскурсия к памятнику погибшим воинам
- Встреча с ветеранами, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы. Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. Наполняются не прошеными слезами глаза ветеранов. Вот она – связь времён, вот они - уроки духовности, равных которым нет! Вполне понятны достоинства такого урока – дети получают информацию из первых рук. Ребята вынесут с таких уроков в сердце намного больше того, о чём можно прочитать в учебниках, в книгах.
Встреча с ветеранами войны - вокальная группа ветеранов. Прослушали рассказы о тяжелом военном детстве. Как дети помогали фронту в тылу, работая на полях нашей Родины.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Этих дней не смолкает слава», «Вспомнить всех поименно…») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли. Встречи с ветеранами и участниками войн, участие в конкурсах («А ну-ка, мальчики») – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
« А ну – ка, мальчики!»
КВН «Наши милашки»
Экскурсии в сельскую и школьную библиотеки
На перемене
Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций, организация походов по родному поселку – вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. Большую помощь в воспитательной работе по данному направлению оказывает школьные кружки по туризму, баскетболу и теннису, который с удовольствием посещают мои ученики. В классе есть свои спортсмены, имеющие награды не только школьного. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», конкурс поделок по пожарной безопасности, операция «Чистый двор», участие в концертах.
Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости
Здоровым жить здорово
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это участие в школьном осеннем кроссе « Золотая осень»- 2 место,в шашечном турнире – 1 место, в шахматном турнире « Белая ладья» - 1 место, в конкурсе «Знатоков поговорок и пословиц о здоровье» – 1 место, в конкурсе рисунков «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»,в конкурсе плакатов «Здоровым быть здорово» - 1место, в спортивном празднике «Веселые старты», проводились классные часы, направленные на сбережение ЗОЖ и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
«Разговор о правильном питании»
«Веселые старты»
Нет вредным привычкам
Осенний кросс
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С одаренными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят на участие в предметных неделях, участие в КВН по английскому языку – 2 место,приняли участие в конкурсе по информатике и ИКТ «Инфознайка» - сертификат.
Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
.
Дети готовят материалы для проведения классных часов, конкурсов, викторин, семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Занятость детей во внеурочное время составляет 100 % – свободное время учащиеся проводят с пользой, развивая свой творческий потенциал.
Участвуя в акциях «Забота», «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке», прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине.
«Помогу птицам зимой»
«Экологическая тропа»
« Я природе помогу»
Умелые ручки
День именинника
День Валентина
ППД
Проводила творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, концерты, тематические классные часы, классные огоньки, анкетирование, праздники.
« Первый звонок»
«УРОК МИРА»»
«Прощание с АЗБУКОЙ»
Смотр художественной самодеятельности
« Украсим елочку»
« И танцуем и поем в Новый год»
Участие в выставке поделок и рисунков
« Школа будущего» « Я в будущем»
«Спешите делать добро» в субботниках, дежурство по классу приобщаю ребят к общественной работе, воспитываю сознательное отношение к своим обязанностям.
«Я весь мусор уберу и природе помогу»
Это направление деятельности является для многих моих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, семейные праздники, конкурсы рисунков, стихов, подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.
Каждый год, теперь уже по традиции, провожу классные часы под общей темой «Мир моих увлечений». На этих классных занятиях дети раскрываются как-то по-особенному: каждому хочется больше рассказать о себе, заинтересовать других своим увлечением, порадовать всех своими успехами и достижениями. Выступление на таких классных часах положило начало созданию каждым учащимся своего портфолио, работа над которым ведется постоянно.
Инициативность в общественных мероприятиях проявляли все ребята. Они участвовали во всех праздниках школы, в конкурсах :школьных, районных, краевых, в российских (см. в таблице).
|
Мероприятие |
Уровень |
Участник |
Награждения |
|
|||||||
|
Спортивные соревнования на природе - осенний кросс «Золотая осень» |
Школьный |
1 |
2 место |
|
|||||||
|
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы» |
Классный |
14 |
Сертификат |
|
|||||||
|
Конкурс осенних рисунков « В гостях у рыженькой красавицы» |
Классный |
12 |
Сертификат |
|
|||||||
|
Конкурсе новогодней игрушки |
Классный |
14 |
Сертификат
|
|
|||||||
|
Конкурс ВАЛЕНТИНОК |
школьный |
12 . |
1 место |
|
|||||||
|
Конкурс рисунков по ПДД |
Школьный |
8
|
Сертификат
|
|
|||||||
|
Проект « Птицы нашего края» |
Классный |
5 |
Сертификат
|
|
|||||||
|
Конкурс газет по английскому языку |
Школьный |
3 |
2 место |
|
|||||||
|
Участие в КВН по английскому языку |
Школьный |
6 |
2 место |
|
|||||||
|
Конкурс чтецов «Зимушка-зима |
Школьный |
4 |
сертификат |
|
|||||||
|
Конкурс « Здоровым быть здорово» |
Школьный |
14 |
Сертификат |
|
|||||||
|
Проект «Здоровым быть здорово» Страницы- (пословицы и поговорки) |
Классный |
6 |
Сертификат |
|
|||||||
|
Проект «Здоровым быть здорово» (рисунки, плакат, правила) |
Классный |
6
|
Участники проекта |
|
|||||||
|
Конкурс « Экологическая неотложка» |
Школьный |
экипаж |
Участие |
|
|||||||
|
Конкурс рисунков « Природа нашего края» газета |
Школьный |
20 |
Сертификаты 1 место Грамота 1 место Грамота |
|
|||||||
|
Конкурс поделок из бросового материала « Природу сохраним – творим и мастерим» |
Школьный |
15
|
1 место |
|
|||||||
|
Конкурс « Лучший почтовый ящик» |
Школьный |
Класс - победитель |
1 место |
|
|||||||
|
КТД « Зимушка - -зима» |
Школьный |
экипаж |
Участие Грамота |
|
|||||||
|
Конкурс « Белые воротнички и бантики» |
Школьный |
экипаж |
1 место Грамота |
|
|||||||
|
Шашечный турнир « Чудо шашки» |
Школьный |
5 |
1 местоГрамота 1 место Грамота Абсолютный чемпион Грамота 1 место Грамота 1 место Грамота |
|
|||||||
|
Шахматный турнир» Белая ладья» |
Школьный |
1 |
1 место Грамота |
|
|||||||
|
Соревнования « Веселые старты» |
Школьный |
экипаж |
Участие Грамота |
|
|||||||
|
Конкурс Задача дня в неделе информатики ИКТ « Инфознайка» |
Школьный |
экипаж |
Сертификат |
|
|||||||
|
Участие в праздничном концерте к 8 Марта |
Школьный |
экипаж |
Благодарность |
|
|||||||
|
Участие в Трудолюбии и прилежании |
Школьный |
экипаж |
Грамота |
|
|||||||
|
Конкурс детского семейного творчества по БДД « Рыцари дорожной безопасности» |
Школьный |
7 |
6 ч. получили - 1 место и Почет. грамота Сертификат |
|
|||||||
|
Номинация»Декоративно –прикладного творчества в Муниципальном этапе краевого конкурса»Рыцари дорожной безопасности» |
Краевой |
1
|
2 место Грамота |
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
Номинация»Живопись, рисунок, графика» |
Районный |
|
2
|
3 место Грамота 3 место Грамота |
|
||||||
|
Конкурс рисунков « Я здоровье сберегу - -сам себе я помогу» |
Школьный |
1 |
Грамота
|
|
|||||||
Конкурс «Знатоки пословиц и поговорок о здоровьм |
Школьный |
Экипаж |
1 место Грамота |
|
||||||||
Конкурс « Чтобы быть всегда здоровым!» в номинации» Прав. повед.» |
Школьный |
экипаж |
1 место Грамота |
|
||||||||
Конкурс плакатов «Здоровым быть здорово!»
|
Школьный |
экипаж |
1 место Грамота |
|
||||||||
Участие в игре « Следопыты» |
Школьный |
экипаж |
1 место Грамота |
|
||||||||
Участие во Всероссийском конкурсе в номинации» День Мамы» |
Российский |
1 |
Участие (Сертификат) |
|
||||||||
|
Воспитательная система классного руководителя не была бы полной без участия родителей. В классе очень тесный контакт с родителями, взаимопонимание и доверие. Ни один праздник не обходится без участия родителей. Они всегда интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают в художественном оформлении класса к какому-либо мероприятию.
Мы с родителями стараемся быть партнерами в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества, поддержка и помощь.
Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.
Родители учеников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Хочется отметить, что многие из родителей, окончив среднюю школу № 15, привели сюда и своих детей, а это вдвойне приятно. Очень активно работает родительский комитет, ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.
«Моя семья» - рисунки о своей семье нарисовал каждый ребенок и с большой гордостью рассказывал о ней.
« Любимое занятие моей семьи»
«С мамой вместе мы играем»
«Подарки с родителями»
« Папа, мама и я – спортивная семья»
«День МАМ вместе с мамой»
Дети многое узнали, многому научились, расширили кругозор, учились творчески мыслить, сотрудничать и участвовать в работе команды, самостоятельно искать, создавать, анализировать и отбирать информацию, уметь обмениваться ею, преобразовывать и сохранять, быть коммуникабельными, ведь от каждого участника зависел результат всей команды.
Результаты воспитательной деятельности меня радуют. В этом году мы принимаем участие в конкурсе школы «Самый классный класс», где наш класс 2 раза уже заработал это звание.
У ребят заметно развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения, проявляя свои личностные способности, они приобрели такие качества как общительность; терпимость; доброжелательность; принципиальность; увлеченность; настойчивость; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; самостоятельность; активность; самообладание; рефлексию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.