Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"
Оценка 4.6

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
21.04.2017
Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи. Чтение – один из четырех видов речевой деятельности, которое неразрывно связано со всеми другими ее видами: говорением, слушанием и письмом. Поэтому для достижения оптимальных результатов в понимании текста учащимися я стараюсь, чтобы работа над формированием всех ее компонентов, проходила параллельно и была четко сбалансирована.
deyatelnostnyy_metod_obucheniya.docx
Из   опыта   работы   по   теме:   «Деятельностный   метод   обучения   на   уроках литературного   чтения     как   средство   повышения   качества   знаний обучающихся» Чтение – это окошко, через которое дети видят  и познают мир и самих себя.  Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,  одновременно с ним и даже раньше,  чем впервые раскрыта книга,  начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский  «Чтение и письмо открывают человеку   мир, Особенно   в   наше   время,   при нынешних успехах разума» Н. Карамзин новый   Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок   овладеет   техникой   чтения,   устной   и   письменной   речью,   если   он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на  всех   этапах   обучения,  сможет   овладеть  грамотным   письмом,  научиться правильно решать задачи. Чтение   –   один   из   четырех   видов   речевой   деятельности,   которое неразрывно связано со всеми другими ее видами: говорением, слушанием и письмом.  Поэтому   для   достижения   оптимальных   результатов   в   понимании текста   учащимися   я   стараюсь,   чтобы   работа   над   формированием   всех   ее компонентов, проходила параллельно и была четко сбалансирована. Сейчас   я   предлагаю   Вам   встать   на   место   учеников   и   немножко поработать,  чтобы   можно   было   наглядно   показать   работу   деятельностного подхода в обучении чтению в 1 классе. 1   задание:   слоговая   таблица.   Составить   слова   (в   парах),   составить высказывание (групповое) 2 задание: ребусы (в парах) слова, (в группе) высказывания Знакомство   со   «Слогофоном­говоряшкой»   (http://www.rebus-metod.net/play) Издательства  Штернберг 3 задание: технология продуктивного чтения.  1 группа: определите по названию, о чем пойдет речь в рассказе (3­5 предложений). 2   группа:   озаглавьте   текст   и   сделайте   рисунок,   который   бы отражал самое интересное в рассказе. 3   группа:   прочитайте   текст   и   придумайте   3   вопроса   по содержанию. 4 задание: каждый ряд получает листок со словосочетанием, напишите свои ассоциации. Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки. Чтение невозможно без звуко­буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами   и   сочетаниями.   Я   их   выписываю   перед   уроком   на   карточках. Значение слов объясняет сам ребенок, если же он не может объяснить, учу пользоваться   толковым   словарём,   объясняю   сама.   Эта   работа   помогает ученику   приобрести   навыки   уверенного   чтения   и   пользования   справочной литературой. В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым.   Это   ежеурочные   пятиминутки   чтения,   режим   щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево. Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения. Если   это   опрос,   значит,   вопросы   и   задания   подбираю   такие,   чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли. Навык   чтения   характеризуется   не   только   выразительностью,   но   и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность. Для   формирования правильности   чтения обеспечиваю   на   уроках предварительное   чтение   многосложных   слов,   постановку   ударения   в   этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка. Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное  обращение к тексту с использованием различных видов работ: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; – чтение жужжащее; – чтение хором; – чтение в темпе скороговорки; – “прыжки” (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом  несколько раз) Для формирования выразительности использую такие упражнения: – артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов; – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с  той же интонацией; – чтение по ролям. Для   формирования осознанности чтения   использую   группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения   слов,   подбор   синонимов,   антонимов),   вопросы   и   задания, направленные   на   обобщение   полученных   знаний,   на   обучение   различным видам пересказа. Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования  у  учащихся  умения  самостоятельно  пользоваться  различной литературой. Так же использую игровые технологии.  Например: 1) «Азбука» (с. 11) ­ деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые   хлопки.   Сколько   слогов   ­   столько   хлопков.   Например: корова ­   3 гласных,   3   хлопка.   Добавляю   игру   «Тише   ­   громче»: корова ­   3   хлопка, ударный слог (ро ­ второй по счету), значит, первый и третий хлопок ­ тихие, а второй ­ сильный, громкий. Рассмотрим   некоторые   виды   творческих   письменных   упражнений, способствующих   развитию   речемыслительной   деятельности   младших школьников. 1. «Продолжи текст».       Задания такого типа, как правило, очень нравятся учащимся, так как в этом возрасте дети с удовольствием фантазируют, сочиняют. А это задание как раз и предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов. Жила­была Звездочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, Звездочка в полете уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать?     2. «Озвучь картинку». Учащиеся   получают   картинки   с   рисунками   разных   грибов.   Ученикам предлагается   представить   себя   насекомыми,   живущими   под   грибами. Учащиеся   должны   описать   жизнь   в   грибном   домике,   рассказать   о преимуществах своего домика – о месте его расположения, о лесных соседях и т.п.     3. «Рифма».        Это упражнение занимает 5­6 минут. Вначале детям предлагаю слова, к которым   они   должны   подобрать   слова   в  рифму: клинок   (рожок),   скворец (гонец),   ремешок   (поясок),   печальный   (хрустальный),   несчастный (ужасный), ловить (шалить), искать (играть). Потом даю задание составить четверостишие   на   какую­то   тему.   У   некоторых   учеников   появляются рифмующиеся строчки.                     Каждый будет очень рад                     Получить мильон наград,                     Кубки и медали,                     Лишь бы только дали.                      Маша здорово чихнула –                    Простыню с веревки сдуло.                    Облетел в полях горох,                    А глухарь совсем оглох.       Занимаясь таким видом творчества на уроках чтения, ученики ощущают себя маленькими поэтами, которым очень трудно соперничать с мастерством настоящего   поэта.   Но   им   нравится   каждое   прикосновение   к   миру прекрасного! Не говорю уже о том, что у большинства появляется желание узнать как можно больше слов, выражений, которые помогут им высказать мысли о любви к Родине, ближнему, порассуждать о назначении человека, о зле и добре.      4. «Фантограмма».      Это   словообразование   связано   с   понятиями   «фантазия»,   «фантастика», «фантом».       Я   учу   детей   составлять   фантограммы   на   разные   темы.  Фантограмма   – сочинение,   в   котором   действительность   выступает   в   сверхъестественном, нереальном виде. Это позволяет мне поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать   умение   аргументировано   строить   ответ   на   любую   заданную тему. На уроках литературного чтения мы много сочиняем: стихотворения  о любимых героях, сопелки, кричалки,  потешки, пословицы и т.д.          Хорошо живут ребятки, да­да­да          Дневники всегда в порядке, да­да­да Но хотя там и ошибки и помарки и записки           Мы стараемся учиться  да­да­да.   По голубой полянке катится желтый колобок.   Для развития речевого творчества учащимся даю задания – исследования «Энциклопедия  одного  слова». Учащиеся  исследуют слово  всей  семьей  по заданному плану: 1) Слово и его лексическое значение (в толковом словаре) 2) История происхождения слова (в этимологическом словаре) 3) Родственные слова (однокоренные) 4) Слово и его «друзья­синонимы» 5) Слово и его «враги­антонимы» 6) Слово и слова­рифмы 7) Слово …в рисунках (Нарисуй свое слово) 8) Слово в творчестве детей (собственные стихи, рассказы, сказки). Затем идет представление (презентация) – защита детских работ. При выполнении заданий оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий   и   развивающий   характер.   Такая   работа   также   развивает   и орфографическую зоркость. Одним   из   эффективных   приемов,   активно   воздействующих   на познавательную   деятельность   учащихся,   на   их   эмоциональную   сферу, является творческая игра. Главная задача творческой игры – научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, находить решение в нестандартной  ситуации. Разнообразны игры, применяемые нами на уроках чтения. Рассмотрим некоторые из них.    1.«Игра в ассоциации». Какое настроение, цвет, предмет вам представляется, когда произношу слова гром, капелька росы, звезда, облака и.т.д.     Подобные речевые разминки присутствуют на каждом уроке.    2. Игра «Волшебная кисточка» Эта   игра   помогает   оживить   картину   произведения,   понять   учителю насколько   ребенком   понято   и   воспринято   прочитанное   произведение.   Под впечатлением   дети   могут   творить,   изображать   то,   что   эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Все дети рисуют одного и того же героя,   но   каждый   видит   его   по­своему.   Получаются   очень   интересные работы. Каждому ребенку предоставляется возможность высказаться, а затем устраиваем выставку работ или аукцион по продаже картин. Для усиления эмоционального   впечатления   использую   музыку.   Тайна   литературного искусства   и   состоит   в  том,  чтобы   слушать   и   любоваться   невидимым.  Для развития   творческого   воображения   учащихся   использую   на   уроках   чтения приемы   уподобления,   одушевления,   перевоплощения,   сравнения.   Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать   его.   Поэтому   учащиеся   перевоплощаются   в   любого   из   героев произведения. Например, в грозу… Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по­другому взглянуть на себя, на окружающих.  Начиная   с   первого   класса   необходимо   гармонично   сочетать   учебную деятельность с   деятельностью   творческой,   связанной   с   развитием индивидуальных   задатков   учащихся,   их   познавательной   активности. Решающую   роль   в   обучении   играет   умение   читать   быстро,   осознанно,   без ошибок.   Поэтому   моя   цель   как   учителя создавать на   уроках условия   для  развития   выразительного   чтения. Одним   из действенных   средств   обучения   является   дидактическая   игра.   Приведу примеры игр, которые использую на уроках.                Игры, на развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Бросок – засечка.   правильного,  беглого, Ребенок   кладет   руки   на   колени   и   начинает   читать   текст   вслух   по команде   «Бросок».   Когда   раздается   команда   «Засечка»   ученик   отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок»  нужно отыскать глазами то место в книге, на котором остановился и продолжить чтение вслух. Прятки. Ученик начинает читать не сначала, а где попало, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Угадай­ка. По первой и последней букве найти слово в тексте. Поиск слов. Задаётся   слово, которое ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем ­ на слух. Желательно, чтобы слово встречалось в тексте несколько раз. Игры,   формирующие   способность   схватывать   целостные   образы   слов, развивающие словесную память. Веселая зарядка. Показывать   карточки   с  командами   в  произвольном   порядке,  ребенок читает   слова   и   выполняет   команды:   руки   вверх,   вниз,   вперёд,   назад,   в стороны; побегать, потянуться, нагнуться, повернуться, присесть, хлопнуть, топнуть,   прыгнуть;   кукарекать,   мычать,   квакать,   лаять,   мычать,   мяукать.  Можно добавлять команды­слова, которые сообщают, на какой предмет надо стать   ребенку   похожим   (паровоз,   юла,   робот,   чайник,   зонтик,   бабочка, кенгуру). Транспорт.           Написать   названия   видов   транспорта,   переставив   буквы   местами. первой   (последней) Например: малсёто (самолёт, вопазор (паровоз), стовуба (автобус), ракльбо (корабль), силоведеп (велосипед). По букве.          Загадано   слово белка.   Подобраны   картинки   (банка,   ели,   лейка,   кот, аист).   Ребенок   называет   слова,   определяет   их   первый   звук,   пишет соответствующую букву. Кроссвордики р у в п в о л е д б х л ь й и е ю а щ ц д   с о р о к а н м т о ч в г м л м н р ж к э г р а ч з а я   Найти названия птиц Игры, развивающие правильность чтения. Мнимое слово. Учитель   в   ходе   чтения   произносит   неправильно   слово,   ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Буква заблудилась Под картинкой, на которой нарисован кот написано слово кит. Нужно найти букву, которая заблудилась, и заменить ее на правильную (коза – коса, сом – сон, ворона – корона, булка – белка, мишка – мышка, палка – галка, орёл – осёл) Библиотека. На «книжках» подписать названия специально допуская «смешные»  ошибки: «Кепка», «Шурочка Ряба», «Гусли­лебеди», «Полк и семеро козлят», «Киса и журавль», «Крот в сапогах», «Федорино море», «Шар­птица», «Серая лейка»,  «Гладкий утенок», «Маленький мак», «Нежная королева»,  «Серебряное корытце».  Игра  Буквы убежали формирует сознательное чтение, умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая  глазами вперед. Даётся   напечатанный   текст   с   пропущенными   буквами   (количество пропусков   зависит   от   уровня   подготовки   ребенка).   Пропуски   отмечаются пробелами или точками. Игра Половинки формирует словесную память, развивает умение читать «про себя». Чтение   текста   с   прикрытой   верхней   частью строчки.   (Прикрыть половинку   текста   на   глазах   у   детей,   словно   бы   давая   возможность подсмотреть написанное). Игра Пирамида помогает развивать поле зрения. 3­­­­­­­4­­­­­­­­7 10­­­­­­­­5­­­­­­­­­41 24­­­­­­­­­­­­6­­­­­­­­­­­­­55 45­­­­­­­­­­­­­­­8­­­­­­­­­­­­­­­­94 36­­­­­­­­­­­­­­­­­­­9­­­­­­­­­­­­­­­­­­­14 87­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­19­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­79 Игра Путешествие по перевёрнутому миру способствует формированию в памяти   ребенка   целостных   эталонов   букв,   развивает   умение   сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Игры, развивающие скорость чтения. Буксир. Упражнение заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух.   Учитель   читает   в   пределах   скорости   ребенка,   который   должен подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать «про себя», ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если   ребенок   правильно   «уловил»   темп  чтения,  то   «встретится»  с  ним   на одном слове. Многократное чтение. Школьнику   предлагается   начать   чтение   и   продолжать   его   в   течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова   замечает,  до   какого   слова   он   дочитал,  и   сравнивает   с  результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Спринт. Предлагается   отыскать   в   тексте   одинаковый   отрывок   и   по   команде начать   читать   одновременно   вслух,   кто   быстрее,   правильно   проговаривая окончания слов. По сигналу   «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился. Губы. При   команде  «Губы»  к   плотно   сжатым   губам   ребенок   прикладывает палец   левой   руки,   чем   подкреплялась   психологическая   установка   на беззвучное чтение. При команде «Вслух» убирает палец и читает вслух текст. Перебивалка. Каждому ребёнку даётся карточка со словом, с которого необходимо начать чтение. Ближе к концу текста по команде «Старт» все начинают читать вслух. (В букварный период, когда тексты маленькие и дети медленно читают «перебивание» происходит в момент касания учителем плеча ребёнка). При обучении чтению ребенка у нас один критерий проверки умения читать   –   проверка   техники   чтения.   Чтобы   ребенок   хотел   работать   над скоростью   чтения,   результат   должен   быть   виден,   поэтому   итоги   техники чтения заносятся в таблицу «Мои успехи». Дата Скорость чтения Количество ошибок 21.09 19.09 23.11 23.12   9     3 10 4       22 3 28 2           В начальной школе необходимо научить детей читать художественную литературу,   вызвать   интерес   к   чтению   и   заложить   основы формирования грамотного читателя. Для этого нужно владеть как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Надеюсь, что использование различных игр на уроках обучения грамоте и чтения поможет моим ученикам читать правильно, бегло, выразительно, научит их лучше ориентироваться в тексте,   будет   способствовать   формированию   словесно­логической   памяти, расширять поле зрения, развивать устойчивое внимание. Работа со слоговой таблицей (период обучения грамоте,1 класс). С   помощью   данного   пособия   можно   не   только   отрабатывать   навык чтения,   но   и   формировать   некоторые   фонематические   и математические   умения.   Каждое   из   заданий   представляет   собой проблемную ситуацию.  Выборочное чтение слогов с мягкими звонкими согласными, с мягкими глухими согласными; с гласными первого (второго) ряда, с согласными, которые   обозначают   только   мягкий   звук;   слогов,   которые   являются орфограммами и т. д.  Ориентирование   на   плоскости. направлениях (от слога «МЫ» 5 слогов вправо, 4 – вниз, 6 – вверх и т.д.  Составление  подобных алгоритмов  учащимися.  Чтение по заданному алгоритму (в виде цепочек, см. эл. приложение)  Чтение цепочки и распознавание геометрической фигуры, которая при этом получилась.   Чтение   слогов   в   различных В  современной  методике   обучения   грамоте   принят   принцип   слогового чтения. Этот принцип реализован в “Азбуке”. Я строю свою работу с учетом этого принципа. Покажу это на конкретных примерах. Мною   были   подобраны   три   типа   упражнений,   которые   систематически проводились в начале урока обучения грамоте. К первому типу относятся упражнения, связанные с запоминанием алфавита; ко   второму   типу   относятся   упражнения,   направленные   на   формирование умений читать слоги не только открытые, прямые, но главным образом слоги со стечением согласных(СГ, ССГ, СССГ и др.); к третьему типу– упражнения, облегчающие чтение текста. Рассмотрим первый тип упражнений: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Прочитай   букву   на   карточке.   (Учитель   показывает   карточку   с напечатанной буквой.) Напечатай целую строку букву м в тетрадочке. Напиши на интерактивной доске буквы: а, н, м, и, е. (Учащиеся это задание очень любят и с большим интересом по очереди его выполняют.) Выщипи из бумаги букву. Зачеркни   карандашом   в   тексте   букву   р.   (Учитель   до   урока   раздает детям   нарезанные   кусочки   газеты,   в   тексте   которой   дети   зачеркивают каждую встретившуюся букву р). Прочитай буквы по “ленте букв” в учебнике. Прочитай в кассе букв и слогов сначала гласные, затем согласные. Прочитай   алфавит.   (На   уроке   вывешивается   таблица “Алфавит”,учащиеся при чтении называют звуки.) Во   второй   тип   упражнений   включены   слоги   разной   степени   трудности, начиная от СГ до ССГ, СССГ. Пока дети не научаться читать слоги­слияния, им трудно будет перейти к чтению слогов со стечением согласных (двух, трех и более): РА­ТРА­СТРА РУ­ТРУ­СТРУ РА­ДРА­ЗДРАВ РО­ПРО­СПРО и т.д. А   чтобы   облегчить   детям   чтение   слогов   со   стечением   согласных   в словах,   я   решила   обозначить   все   слоги   определенным   цветом   (один   слог печатаю черным, другой – зеленым). Зачем я это делаю ? В   процессе   работы   я   заметила,   что   некоторые   учащиеся,   встретив   в тексте “длинное” слово, сразу пугаются, останавливаются и ждут помощи. А иные дети начинают читать, но неверно, потому что не знают точно, сколько букв надо прочитать за один прием, т.е. не могут правильно разделить слово на слоги. И   вот   здесь­то   на   помощь   и   приходит   прием   цветового   восприятия слога. Кроме того, я использую не любые слоги со стечением согласных, а только те, которые привязаны к определенному тексту. Цель данной работы: отработать чтение трудных слогов, встречающихся в словах текста. Например, при чтении текста “Зимние гости” (“Азбука”) на доске до урока выписываю такие слоги (см. левый и правый столбики): КАБР Ь СЛОВ КРАС СНЕ ВЗЯ ШЛИ ДРУ ДЕКАБРЬ СЛОВНО КРАСНОГРУДЫЕ СНЕГИРИ ВЗЯЛИ ПОШЛИ ДРУГИЕ Учащиеся   прочитывают   их   по   указке   несколько   раз   (подряд   и   в разбивку),   затем   читают   из   текста   слова   (см.   правый   столбик)   с   этими слогами, выделенными цветом. И   наконец,   огромную   помощь   первоклассникам   в   обучении   чтению оказывают плакаты с текстами и карты. Несколько   слов   о   том,   как   работать   с   плакатами.   Если   это   начало букварного периода, работу с плакатами лучше проводить ежедневно, сразу же   после   работы   со   слогами,   всем   классом   (дети   читают   хором   или   по предложениям). Затем учащиеся читают текст по “Азбуке”. К середине букварного периода, когда большинство детей уже читают,  по плакатам читают средние и слабые учащиеся, здесь же можно использовать групповой прием (читает средний ученик, и с ним читают один­два слабых ученика). К   концу   букварного   периода   и   в   послебукварный   период   следует проводить   дифференцированную   работу   с   картами.   Указанные   плакаты   и карты дают возможность быстрее и легче научить ребенка чтению. Ученик видит   в   единстве   и   слоговое   строение   слова,   и   слово   в   целом,   и   все   это способствует скорейшему обучению чтению. Использование   цветового   восприятия   слога   как   одного   из   приемов обучения   чтению   дало   возможность   активизировать   работу   по   осознанию учащимися читаемого материала. На   плакатах   подчеркнутые   слоги   должны   быть   обозначены   зеленым цветом, а остальные слоги – черным; на доске же черный цвет обозначается белым . Зеленый цвет выбран как самый благоприятный цвет для глаз. Яркие контрастные пятна могут снизить остроту зрения, затруднят чтение. 1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя. 1 класс Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову. •   Слова, написание которых отличаются одной буквой: козы ­ коса травы ­ травка  след­следы  дедушка­девушка  ветер­вечер  друг­враг Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: город­горох­грохочет вьют жалеть­желтеть, жилет, желать. ­     вьюн­   вьюга Чтение слов с твердой и мягкой согласной:  угол­уголь ест­есть полка­полька  крыло ­ крылья  галка­галька мел­мель  лист ­ листья  мел­мель Чтение разных слов с одинаковой приставкой: развел­развесил побежал­полежал (для слабо читающих)  (для быстро читающих)  прогибать ­ пробегают  прихлопнуть ­ притопывать Чтение слов с одинаковым окончанием:     салазках  колючий  соседи сказках  случай веселый  олени лиловый  тюлени  тополям  медведи  коврами  золотые  голосок  лебедями  смешные  снежок  зеленые  лужок  небесами  простые  лесок и Слова  желательно печатать  на доске  или  на плакатах  и  выбирать  из разбираемых на уроках произведениях. Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.  Чтение односложных слов:  крот  брат  вдруг  хруст ус уж  глаз  волк  гвоздь  взять душ  двор внук  дрозд  брат нос  круг  полк  класс  хвост     рот  порт гость  гром  взгляд рог  стул  крот  треск  дрожь день  квас  пень  слон  блеск петь  двор день  кран  ткач Чтение двусложных и трехсложных слов:  деревья  доктор зима поле  валенки  травинки кусты  пестрый  подумал земля сучок  стряхну  снежок  навстречу  бабушки л каждый  прикрыл  кормушка страна  трактор  настала Чтение   однокоренных   слов   (эту   группу   слов   надо   включать   в   урок, когда «поле» чтения будет не менее 5­7 букв):  море – моряк ­ морской бег – бежать – бегство вода ­ водный – водяной  чисто ­ чистить – чистильщик Чтение слов – синонимов: ключ­родник забор стеречь храбрый – смелый ­ отважный. ­       охранять ­     ­   караулить­ изгородь­плетень сторожить   Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога; дед да баба весна ­ красна  грачи прилетели  кататься санках   на медведь в берлоге  заяц­ беляк последний снег  жили­были 2.   Упражнения,   совершенствующие   произношения. Они   направлены   на работу   над   дикцией   и   в  определенной   последовательности   орфоэпическим произношением. Эта   группа   упражнений   способствует   более   правильному   и выразительному   чтению.   Речь   пришедших   детей   очень   часто   страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной   речи.   Упражнения   в   произношении   делает   речевой   аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется. 1 класс        Упражнения,   направленные   на   отработку   артикуляции   отдельных звуков с разной интонацией: и, а, э, у, ы и ­ э, и ­ а, и ­ о, и ­ у, э ­ о, э ­ у, э ­ а, э ­ и а ­ и, а ­ ы, о ­ ы, о ­ и, а ­ э, о – у. Упражнения в чтении букв парами: э ­ е, а ­ я, о ­ е, у ­ ю, ы ­ и; А­Я аист, март, сахар, яма, яблоко; О­Е нос, нес, мороз, лед, замерз; У­Ю пух стул, клюв, уютно, южный; Упражнения, в чтении согласных: Ш ­ школа, шалаш, кувшин, карандаш Ж ­ лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи Щ ­ плащи, клещи вещи, щенок С ­ зима, зеленый, звон, язык, здоровье Ц ­ цапля палец, царапина, мельница. Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове: З­С Спасибо, мороз, что снегу нанес. У Сени и Сани в гостях сом с усами. Ч­Ж­Щ­Ш Швец и жнец и на дуде игрец. Произношение скороговорок и чистоговорок: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Проворонила ворона вороненка. Наш Полкан, попал в капкан. 3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены   на   быстрое   овладение   слов   в   процессе   чтения.   Понимание содержания   произведения   и   его   смысла   раскрывается   через   понимание значения слов. Упражнения, в подборе обобщающего слова: чиж, грач, сова, стриж, ласточка; ножницы, клещи, молоток, грабли, пила; шарф, варежки, шапка, пальто. Разделение слов на группы: коза корова, соловей, овца, сорока; заяц, огурец, капуста, ежик, горох; апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.  Найти лишние слова: река  муравей  голубь  воробей ручей  ель лейка  ольха  синица  клест озеро  береза пруд  осина  верблюд Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл   этой   пословицы.   От   умения   детей   читать   бегло   и   выразительно, понимать   содержание   прочитанного,   зависит   успех   на   протяжении   всех школьных лет. давать образцов,   «…не   в ситуацию, где его привычные  способы   действия с   очевидностью   непригодны   и мотивировать   поиск   существенных   особенностей   новой   ситуации,   в которой надо   действовать –   вот   основания   нетрадиционной   педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» ставить ребенка   Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"

Из опыта работы: "Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017