Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию

  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале показан опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольного возраста.Вработе выделены четыре блока. 1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей. 2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание. 3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями поселка, которые используют в своей работе экологическое направление (Краеведческим музеем, Домом детского творчества, школа.) 4 блок – создание экологической тропы.
Иконка файла материала обобщение опыта по экологии.docx
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 пгт Даровской Кировской области Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию 2012 ­2015  год Старший воспитатель МКДОУ  ДС №4 пгт Даровской Одегова Светлана Владимировна2015 год Дошкольный   возраст   –   первый   этап   в   развитии   экологической   культуры человека.   Одна из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения на 2014 – 2015 год – создать условия для повышения качества воспитательно – образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.   Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создаётся система работы, состоящая из взаимосвязанных компонентов:  ­использование различных видов деятельности в экологическом воспитании; ­экологическое просвещение родителей; ­обогащение развивающей предметной среды; ­специально организованные занятия. Чтобы   дети   могли   освоить   программу   экологического   образования,   её содержание, был разработан план по решению годовой задачи, в него входит:  изучения программ:  «Юный эколог» С.Н. Николаевой,  Н.А. Рыжовой  «Наш дом – природа», Основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. (раздел  «Экологическое воспитание»)                                                                         программно­методическое пособие по разделу экологическое  воспитание в детском саду О.А. Соломенниковой. заседания   педагогических   советов,   с   тематикой   экологического воспитания (где были обозначены проблемы, цели и задачи, обоснована актуальность данного направления работы, выработаны планы решения этих задач);   совершенствование педагогического мастерства (проведение открытых занятий по природе родного края);  организация   различных   конкурсов   природоведческого   характера, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов.   создание   экспериментальных   уголков,   уголков   природы,   календарей погоды;  приобретение и изготовление дидактических игр экологического  содержания; праздники, развлечения;  экскурсии в природу;  выставки детских работ и совместные работы родителей и детей;  связь с социумом;  Начали мы работу с обогащения предметно­развивающей среды. В   коллективе   поддержали   идею   создания   мини­музея   «Русская   изба»,   где собрали и разместили предметы старины. Собранные предметы используются для ознакомления детей с укладом жизни крестьян. А также для проведения экологических и фольклорных мероприятий, праздников.   В оформлении мини­музея принимали участие не только воспитатели, но и дошкольники, их родители.  (Фото музея). В период с 2012 по 2015 г. в нашем ДОУ были проведены следующие  мероприятия: ­педсовет:   «Формирование у детей представлений о необходимости  бережного и сознательного отношения к природе через проектную  деятельность». (Фото)  ­консультации для педагогов:  «Формирование у детей экологических  представлений через проектную деятельность» (Зав. ДОУ Куимова Т.Н.) ­Практикум  на тему: «Экологический мост» (ст.воспитатель Одегова С.В.) с  показом презентации. ­Экологическая карусель. Презентация проектов. Воспитателями были  представлены проекты по экологии родного края. (Наши зеленые друзья –  деревья», «Перелетные птицы», «Вода – источник жизни», «Чудо – дерево»   Проведен  конкурс среди педагогов  на лучший природный уголок в  группе.  (Фото)  Конкурс  тематических папок среди воспитателей «Птичья столовая»   Конкурс кормушек  среди родителей «Покормите птиц зимой» (Фото)    Опыт работы по экологическому воспитанию был представлен на открытых  просмотрах занятий и в повседневной жизни.   В разных формах с  применением эффективных методов и приёмов воспитатели показали занятия: развитие речи «Чтение стихов о зиме»,  «Посадка семян овощей». (Фото) Сезонные выставки:  «Осенняя палитра», «Чудо с грядки», «Зимушка­ хрустальная», «Осенний  калейдоскоп», «Наши друзья ­ птицы» (фотостенд о  птицах,   выставка детских работ «Весенняя капель», «Наш урожай»  (Фото)К участию в наших праздниках мы привлекаем и родителей. Они помогают  шить костюмы, изготавливать атрибуты, предстают перед детьми в образе  сказочных персонажей.  (Фото фольклор, праздников) Воспитатели организуют экскурсии в близлежащий лес.   Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных  ситуаций, используется художественное слово, словесные  игры, отгадывание  загадок.  Большое  значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения –  они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.  (Фото экскурсии) Дети вместе с воспитателями проводили акцию по уборке территории «Не засоряйте нашу природу», в ходе которой вместе с сотрудниками детского сада прибирали участки  и территорию детского сада. (Фото уборки) На   каждом   групповом   участке   разбиты   цветники,   в   создании   которых активное участие приняли воспитатели, родители и дети  (Фото) Из опыта мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной   в   вопросах   экологического   образования,   поэтому   работа педагогического   коллектива   направлена   на   воспитание   экологической культуры у родителей. Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные   с   укреплением   здоровья   детей,   поэтому   очень   важна   работа   по приобщению   к   здоровому   образу   жизни   как   составляющей   экологической культуры   человека.   Совместными   усилиями   готовятся   эколого­ оздоровительные   праздники,   досуги,   игры,   развлечения,     физкультурные занятия экологической и валеологической  направленности. (Фото) В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как   традиционные   формы   работы:   родительские   собрания,   консультации, беседы – так и нетрадиционные: «Семейный клуб». (Фото)      Таким образом, взаимодействие с родителями направленно на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение их в совместную с детским садом эколого­оздоровительную работу с детьми.Весной прошла акция «Зелёный десант», где дети вместе с воспитателями   высаживали саженцы деревьев  на территории детского сада. (Фото) Результатами нашей  работы считаем сформированную познавательную  активность детей, связанную с экологическим воспитанием. ­повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы; ­вопросы детей носят познавательный характер; ­повысился уровень экологической воспитанности детей; ­качественно изменилось отношение детей к природе. Перспективность работы в следующем.  Ее можно разделить на три блока: 1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение  информационной культуры, повышение уровня экологических знаний  родителей. 2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение  познавательной активности детей через экологическое воспитание.  3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями  поселка, которые используют в своей работе  экологическое  направление    (Краеведческим музеем, Домом детского творчества, школа.) 4 блок – создание  экологической тропы. Вывод.  Экологическое образование начинается с детства. Стихийно оно  осуществляется в семье, а направленно и постоянно ­ в дошкольном  учреждении. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным  миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем  больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание  оберегать растущее и живое.    И мы считаем, что в коллективе проходит  работа по экологическому  воспитанию на должном уровне и   начат собираться  материал  по  распространения своего опыта.