В данном материале показан опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольного возраста.Вработе выделены четыре блока. 1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями поселка, которые используют в своей работе экологическое направление (Краеведческим музеем, Домом детского творчества, школа.)
4 блок – создание экологической тропы.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №4 пгт Даровской Кировской области
Из опыта работы ДОУ
по экологическому воспитанию
2012 2015 год
Старший воспитатель
МКДОУ ДС №4 пгт Даровской
Одегова Светлана Владимировна2015 год
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры
человека.
Одна из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения
на 2014 – 2015 год – создать условия для повышения качества воспитательно
– образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного
возраста.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создаётся система работы,
состоящая из взаимосвязанных компонентов:
использование различных видов деятельности в экологическом воспитании;
экологическое просвещение родителей;
обогащение развивающей предметной среды;
специально организованные занятия.
Чтобы дети могли освоить программу экологического образования, её
содержание, был разработан план по решению годовой задачи, в него входит:
изучения программ: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой
«Наш дом – природа», Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. (раздел
«Экологическое воспитание»)
программнометодическое пособие по разделу экологическое
воспитание в детском саду О.А. Соломенниковой.
заседания педагогических советов, с тематикой экологического
воспитания (где были обозначены проблемы, цели и задачи, обоснована
актуальность данного направления работы, выработаны планы решения
этих задач);
совершенствование педагогического мастерства (проведение открытых
занятий по природе родного края);
организация различных конкурсов природоведческого характера,
повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов.
создание экспериментальных уголков, уголков природы, календарей
погоды;
приобретение и изготовление дидактических игр экологического
содержания; праздники, развлечения;
экскурсии в природу;
выставки детских работ и совместные работы родителей и детей;
связь с социумом;
Начали мы работу с обогащения предметноразвивающей среды.
В коллективе поддержали идею создания минимузея «Русская изба», где
собрали и разместили предметы старины. Собранные предметы используются
для ознакомления детей с укладом жизни крестьян. А также для проведения
экологических и фольклорных мероприятий, праздников.
В оформлении минимузея принимали участие не только воспитатели, но и
дошкольники, их родители. (Фото музея).
В период с 2012 по 2015 г. в нашем ДОУ были проведены следующие
мероприятия:
педсовет: «Формирование у детей представлений о необходимости
бережного и сознательного отношения к природе через проектную
деятельность». (Фото)
консультации для педагогов: «Формирование у детей экологических
представлений через проектную деятельность» (Зав. ДОУ Куимова Т.Н.)
Практикум на тему: «Экологический мост» (ст.воспитатель Одегова С.В.) с
показом презентации.
Экологическая карусель. Презентация проектов. Воспитателями были
представлены проекты по экологии родного края. (Наши зеленые друзья –
деревья», «Перелетные птицы», «Вода – источник жизни», «Чудо – дерево»
Проведен конкурс среди педагогов на лучший природный уголок в
группе. (Фото)
Конкурс тематических папок среди воспитателей «Птичья столовая»
Конкурс кормушек среди родителей «Покормите птиц зимой» (Фото)
Опыт работы по экологическому воспитанию был представлен на открытых
просмотрах занятий и в повседневной жизни. В разных формах с
применением эффективных методов и приёмов воспитатели показали занятия:
развитие речи «Чтение стихов о зиме», «Посадка семян овощей». (Фото)
Сезонные выставки: «Осенняя палитра», «Чудо с грядки», «Зимушка
хрустальная», «Осенний калейдоскоп», «Наши друзья птицы» (фотостенд о
птицах, выставка детских работ «Весенняя капель», «Наш урожай» (Фото)К участию в наших праздниках мы привлекаем и родителей. Они помогают
шить костюмы, изготавливать атрибуты, предстают перед детьми в образе
сказочных персонажей. (Фото фольклор, праздников)
Воспитатели организуют экскурсии в близлежащий лес.
Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных
ситуаций, используется художественное слово, словесные игры, отгадывание
загадок. Большое значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения –
они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года,
конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.
(Фото экскурсии)
Дети вместе с воспитателями проводили акцию по уборке территории «Не
засоряйте нашу природу», в ходе которой вместе с сотрудниками детского
сада прибирали участки и территорию детского сада. (Фото уборки)
На каждом групповом участке разбиты цветники, в создании которых
активное участие приняли воспитатели, родители и дети (Фото)
Из опыта мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно
грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа
педагогического коллектива направлена на воспитание экологической
культуры у родителей.
Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы,
связанные с укреплением здоровья детей, поэтому очень важна работа по
приобщению к здоровому образу жизни как составляющей экологической
культуры человека.
Совместными усилиями готовятся эколого
оздоровительные праздники, досуги, игры, развлечения, физкультурные
занятия экологической и валеологической направленности. (Фото)
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем
как традиционные формы работы: родительские собрания, консультации,
беседы – так и нетрадиционные: «Семейный клуб». (Фото)
Таким образом, взаимодействие с родителями направленно на приобщение
семьи к экологическим проблемам и вовлечение их в совместную с детским
садом экологооздоровительную работу с детьми.Весной прошла акция «Зелёный десант», где дети вместе с воспитателями
высаживали саженцы деревьев на территории детского сада. (Фото)
Результатами нашей работы считаем сформированную познавательную
активность детей, связанную с экологическим воспитанием.
повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы;
вопросы детей носят познавательный характер;
повысился уровень экологической воспитанности детей;
качественно изменилось отношение детей к природе.
Перспективность работы в следующем.
Ее можно разделить на три блока:
1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение
информационной культуры, повышение уровня экологических знаний
родителей.
2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение
познавательной активности детей через экологическое воспитание.
3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями
поселка, которые используют в своей работе экологическое направление
(Краеведческим музеем, Домом детского творчества, школа.)
4 блок – создание экологической тропы.
Вывод.
Экологическое образование начинается с детства. Стихийно оно
осуществляется в семье, а направленно и постоянно в дошкольном
учреждении. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным
миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем
больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание
оберегать растущее и живое.
И мы считаем, что в коллективе проходит работа по экологическому
воспитанию на должном уровне и начат собираться материал по
распространения своего опыта.