Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
21.02.2018
Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без рефлексивной культуры. И ученые, и практики называют рефлексию одним из обязательных этапов любого учебного занятия.
Рефлексивные техники.doc
Высиканец Марина Леонидовна
МБОУ г. Мурманска «СОШ № 18»
Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего
обучения. Для этого периода очень важна сформированность «универсальных учебных
действий», обеспечивающих
«умение учиться». Сегодня начальное образование
закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и
познавательных мотивов, умение принимать и реализовывать учебные цели, умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он
не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о
личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе я и начинаю обучать
школьников рефлексивной деятельности. Рефлексия выступает формой теоретической
деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, виды
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия), отражает внутреннее состояние
человека (сенсорная рефлексия), является средством самопознания. Ребенок осознает
потребность в учебной деятельности и ее цель, а также понимает учебную задачу в рамках
урока, способ деятельности, направленной на ее решение, и обосновывает, почему именно
так, а не иначе он ее осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью
деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог
этого сделать.
Передо мной как учителем начальных классов стоит задача так организовать урок,
чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности младшему
школьнику необходимо ощутить потребность в деятельности. Это происходит, когда
ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он
еще не знает. После этого осознает свое незнание и словесно формулирует его в виде
учебной задачи. Таким образом, формируется внутренний мотив к выполнению учебной
деятельности. Например, при изучении новой темы «Сложные слова» учащимся сначала
предлагаю вспомнить способы образования слов в русском языке, а потом задаю вопрос:
Как вы думаете, а есть еще другие способы образования новых слов?
Учащиеся осмысливают границу своего знания: слова образуются приставочным,
суффиксальным, приставочносуффиксальным способами. Попадают в новые условия: в
однокоренных словах пар – паровые, пароход, паровоз определяют способ образования.
Кто догадался, как образованы слова «пароход» и « паровоз»?
Совместно мы делаем вывод, что, оказывается, сложение бывает не только в
математике! Это маленькое открытие позволяет детям определить цель урока.
Организация осознания границ знания и незнания осуществляется не только на этапе
постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, а также на уроке систематизации
знаний.
Понимание способа действия позволяет ученику обосновывать решение частных
задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После
выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины ошибок, соотносят результат
выполнения задания с его целью.
При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети
получили на занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока. Это
также стимулирует рефлексию, которая осуществляется через различные рефлексивные
техники. Их можно использовать на разных этапах урока. На начальном этапе учебного
занятия стараюсь организовать учеников на работу, привлечь их внимание. В этом мне
помогает рефлексивная техника «Мои ожидания»:
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (получить новые знания, справиться со
всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько – посмотрим в конце урока.
Как вариант использую технику «Шкала самооценки». Для этого прошу ребят в
начале урока оценнить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их
знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько
пополнились их знания, объективно оценивают себя.
При взаимодействии с учащимися использую учебную рефлексию, отражающую
интеллектуальную сферу человеческой сущности. Она осуществляется через технику
«Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием
текста. Читая, дети делают пометки:
« + » знаю
« » не знаю
« ! » – узнал новое
« ? » – удивило
Обязательное условие для такой работы:
наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (Конечно, для когото
новой информации будет много, а ктото будет ощущать ее дефицит, ведь запас
знаний у детей разный);
в тексте должна содержаться правильная информация, если мы хотим вывести
детей не на спор, а на усвоение нового.
Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его.
После работы с текстом задаю вопросы:
Выберите ту информацию, которая вам знакома.
А какая информация ранее была неизвестна?
Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
Что бы вы еще хотели узнать?
Кроме этой техники использую технологию развития критического мышления,
направленную на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем представить ему условия
для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания.
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с
учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения,
отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, идеи, чувства или
мнения об окружающем мире. Ребята чертят в тетради таблицу, которая заполняется по
ходу урока.
Знаю
Хочу знать
Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по
данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить
ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
На последнем этапе занятия организую рефлексию детей, которая связана с целью
урока, в словесной форме Учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от
урока.
Рефлексивная деятельность дает возможность детям наблюдать за деятельностью
своих товарищей, общаться, обмениваться мнениями, при этом возникает потребность оценивать результат и процесс совместной деятельности и участие каждого, адекватно
воспринимать оценки товарищей. Формирование рефлексивных умений происходит в
следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Такие уроки дают возможность и мне отрефлексировать свою деятельность, то есть
ответить на ряд существенных вопросов по окончании занятия:
Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Как сделать так,
чтобы в следующий раз получилось?
Всё это позволяет мне организовывать на уроке учебное взаимодействие не только
между детьми, но и между мною как учителем и ими, а также формировать у детей
способность к саморазвитию. Урок русского языка
Тема урока: «Однокоренные слова».
Имя урока «Словародственники».
Тип урока: закрепление знаний и способов действия.
Программа: «Школа 2100»
Класс: 1 (14)
Тема урока «Однокоренные слова». Имя урока «Словародственники». Тип
урока: закрепление знаний и способов действия. Это определило цель, задачи урока, его
структуру, а также формы и методы организации деятельности учащихся.
Цели:
развивать умение распознавать родственные слова;
формировать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
способствовать развитию внимания, мышления, умению сравнивать,
анализировать, обобщать, классифицировать;
мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные
возможности.
Методы работы, которые использовались на уроке:
беседа
самостоятельная работа
частичнопоисковый метод
сотрудничество детей с учителем и между собой.
Организационные формы:
o работа в парах
o учебный диалог
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Из опыта работы "Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.