Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"
Оценка 5

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Оценка 5
Игры +1
docx
воспитательная работа
Детсад
03.03.2019
Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"
Известно, что совершенствование мелкой моторики играет не последнюю роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей. На основе развития тактильных ощущений формируется творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основ работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти. Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Из опыта работы Тактильные дощечки.docx
Диагностические обследования, которые мы провели в младшей группе, показывают:   словарный   запас   большинства   детей   не   соответствует   их возрасту. Это является одной из причин трудностей в школьном возрасте при написании   детьми   творческих   работ;   пересказе   текстов   и   т.   п.   Другой причиной является «недоразвитие» творческого воображения. Воображение присуще каждому ребенку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте   у   ребенка   не   развили   творческое   воображение   через   игровую   и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью, а скорее всего, будет исполнителем чьей­либо воли. Поэтому задача педагога – находить   все   новые   и   новые   пути   развития   творческого   воображения   и речемыслительной деятельности. Исходя   из   этого,   я   в   своей   работе   стала   проводить   занятия   с использованием «тактильных дощечек». Известно,   что   совершенствование   мелкой   моторики   играет   не последнюю   роль   в   общем   развитии   ребенка,   особенно   его   речевых способностей.   На   основе   развития   тактильных   ощущений   формируется творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная   память  –   это   способность   запоминать   ощущения   от прикосновения   к   различным   предметам.   Основ   работы   с   «тактильными дощечками» ­ развитие тактильной памяти. Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии;   развитие   речи,   умения   выражать   словами   свои   ощущения   от прикосновения. Требования к занятиям:  Занятия   с   использованием   «тактильных   дощечек»   проводятся индивидуально или по подгруппам.  Оптимальный размер «тактильных дощечек» ­ не менее 5х10 см, что   примерно   соответствует   размеру   детской   ладошки.   Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки   пальцев   –   мы   же   должны   научить   их   проводить обследовательские движения всей кистью.  Дощечки   покрываются   различными   материалами,   которые создают разнообразную поверхность.  Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка.  Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа. Материал.  Набор   из   10   –   15   дощечек   с   разной   шероховатостью поверхностей. Изготовление дощечек: 1. Вырезать из толстого картона или любого жесткого материала 10 ­ 15 дощечек размером 5х10 см. 2. На одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15. 3. Все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:  на   дощечку   №   1   наклеить   кусочек   натурального   или искусственного меха;  на   дощечку   №   2   –   наждачную   бумагу   (она   должна   быть жесткой и шершавой);  на дощечку № 3 – кусочек мягкой ткани (байка, фланель);  на   дощечку   №   4   накапать   расплавленный   воск   от   свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;  на   дощечку   №   5   наклеить   кусок   веревки   или   толстый шнурок (зигзагообразно);  на дощечку № 6 – спички или маленькие тонкие палочки;  на дощечку № 7 – скорлупу от орехов;  на дощечку № 8 – фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой;  на дощечку № 9 наклеить бархат или бархатистую ткань;  на дощечку № 10 – рубчатую ткань (вельвет);  на дощечку № 11 – крупу (греча или перловка);  на дощечку № 12 – чешуйки от шишки;  на   остальные   дощечки   можно   наклеить   те   материалы, которые   сочтете   нужным   (мелкая   крупа,   разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т. д.). Этапы работы. Первый этап. Цель.  Познакомить   с   пособием,   ввести   в   активный   словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки»   по   отдельным   признакам   при   помощи   зрительных   и   тактильных ощущений. Приемы. 1.   Тактильное   обследование   окружающих   предметов   с   названием качества поверхности. 2.   Обследование   «тактильных   дощечек»,   сравнение   их   поверхностей между собой и окружающими предметами. 3. Обучение приемам обследования. 4. Нахождение дощечки по описанию. 5. Описание заданной дощечки. Примечание. Работа проводится как при помощи зрительного, так и при его выключении. Второй этап. Цель.  Учить   соотносить   поверхности   дощечек   с   определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Приемы. 1. Найди такую же дощечку. 2. Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. 3. Найди дощечку, похожую на котика. 4. Какое животное напоминает дощечка? Какую вещь? 5. Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п. 6.   Какая   дощечка   тебе   больше   нравится,   какая   меньше,   какая   не нравится? 7. Разложи дощечки по «сюжету». Пример.  Собака   бежит   за   кошкой   (дети   выкладывают   друг   за другом две тактильные дощечки, которые, по их мнению, соответствуют кошке или собаке). По дороге (дощечка) ползет змея (дощечка). Цыплята (дощечка) клюют зернышки (дощечка).  Третий этап. Цель. Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему состоянию. Приемы. 1.   Составление   тактильных   рассказов   на   основе   сопоставления поверхностей   (по   ходу   рассказа   ребенок   выкладывает   друг   за   другом дощечки).  Составление   «неподвижных»   рассказов   (дощечки   не передвигаются). Пример.  Жил­был   колючий   ежик   (подбирается   дощечка)   под   не очень колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая шелковистая трава (дощечка),   в   которой   ползали   маленькие   букашки   (дощечка).   В   гости   к ежику иногда приходила пушистая белка (дощечка) и не очень пушистый зайчик   (дощечка).   И   они   все   вместе   шли   гулять   по   твердой   дороге (дощечка).  Составление   «подвижных»   рассказов,   где   уже   выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь. Пример.    Жил­был   колючий   ежик   (подбирается   дощечка)   под   не очень колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая шелковистая трава (дощечка),   в   которой   ползали   маленькие   букашки   (дощечка).   В   гости   к ежику   (ребенок   вспоминает,   какую   дощечку   он   выкладывал   на   слово «ежик», берет и кладет ее на новое место) иногда приходила пушистая белка (дощечка) и не очень пушистый зайчик (дощечка). И тогда они все вместе:   ежик   (берется   ранее   выложенная   дощечка,   которая соответствовала  «ежику»),  белка  (ребенок  берет  дощечку,  которую  он уже   выкладывал   на   слово   «белка»),   заяц   (берется   ранее   выложенная дощечка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее   выложенная   дощечка),   где   ползали   маленькие   букашки   (берется дощечка,   которая   по   мнению   ребенка,   соответствует   этой   «букашке») под высокой колючей елкой (берется ранее выложенная дощечка). 2. Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам. 3.   Составление   рассказов   на   сопоставление   качества   поверхности   с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам». Пример 1.  Был солнечный денек (подбирается дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка).   На полянке веселились зайчата (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что­то не хорошее (дощечка).   Оказывается,   в   кустах   прятался   злой   волк   (дощечка).   Но зайчата его увидели и разбежались. Волк разозлился (дощечка) и ушел ни с чем. Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые зайчата вернулись на поляну (дощечка). Пример 2. Хитрая кошка (дощечка) крадется по траве (дощечка) к дереву   (дощечка),   чтобы   достать   маленьких,   пушистых,   беззащитных птенцов (дощечка). 4. Составление рассказов о себе. Пример.  Я добрый мальчик (девочка) (дощечка). Когда я вижу что кого­то   обижают,   то   у   меня   настроение   такое   (дощечка).   Про   злых людей я думаю, что они вот такие (дощечка). Когда мне покупают новую игрушку, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда я обманываю, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка). Последовательное   прохождение   всех   этапов,   использование   всех приемов,   а   также   творческий   подход   педагога   к   выбору   и   составлению предложений   и   рассказов   помогут   развивать   у   ребенка   эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, обогатят его речемыслительную деятельность, а следовательно, окажут плодотворное влияние на его развитие в целом. Психологический аспект На   занятиях   с   использованием   «тактильных   дощечек»   необходимо выяснить, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность   определить,   понимает   ли   ребенок   данное   задание,   а   также оценить   его   эмоциональное   состояние   (в   семье,   детском   саду,   в   разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить ребенку выложить такой сюжет «Мама, папа, я – вот   и   вся   моя   семья».   И   выяснить,   почему   каждому   члену   семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку: 1. Выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям; 2. Выбрать ту дощечку, которая, по мнению ребенка, подходит ко всему детскому коллективу. 3.   Показать   дощечку,   которая   подходит   к   его   настроению,   когда   он утром пришел в детский сад, и т. п. Такие тесты дают большие возможности для психолого­педагогического обследования ребенка. Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих   близких   он   сопоставляет   с   одними   тактильными   ощущениями,   а   в следующий   раз   –   с   другими.   Следовательно,   проводить   тесты   с использованием   «тактильных   дощечек»   необходимо   многократно   или   в совокупности с другими тестами.

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"

Из опыта работы "Использование тактильных дощечек в работе с детьми дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019