Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"
Оценка 4.9

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
9 кл
09.06.2017
Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"
Изучение меры времени по классам для обучающихся с ОВЗ , трудности усвоения темы, последовательность изучения тем, Исследование и выводы . Урок в 6 классе, фрагмент урока в 5 классе по теме меры времени. Подборка пословиц,поговорок, загадок ,ребусов о времени. Игра "Счастливый случай" .
доклад меры времени.doc
МАОУ  «Белоевская общеобразовательная школа – интернат для  обучающихся с ОВЗ » Кудымкарский  район, Пермский край . Из опыта работы   «Изучение меры времени в старших классах  для обучающихся с ОВЗ »   »                                                                                        I категории                                                                                     Бушуева Александра                                                                                      Дмитриевна  учитель математики 2017 год  Содержание.  Введение………………………………………………………………………. 3 1. Трудности при изучении темы '' Меры времени''…………………………4 2. Изучение мер времени по классам…………………………   ………     …5 3. Исследование…………………………………………     ………             ….6 4. Результаты исследования………………………  ………………………7 ­ 8 5. Работа над временными понятиями'' Минута и час''…… …       . . … 9­ 10 1. Задачи, развивающие логическое мышление…… ………………       ….11 5. Преобразование чисел. ……………………………  ………………    ….   12 6. Действия над числами………………………………  ……………  ….       13 7. Интегрированные уроки………………………   ………………       … 14­15  Заключение……… ………………………………………… ……        … 16­17  Приложения.           Приложение №1. Урок в 6 классе…………………………………      ….18­19  Приложение №2. Фрагмент урока в 5 классе……………………… ….       20  Приложение № 3. Меры времени в пословицах и поговорках……       …. 21  Приложение № 4. Загадки о мерах времени………………………… ….22­23  Приложение №5.  Игры при изучении меры времени………………         ...24  Приложение № 6. Использование загадок при изучении меры времени25­26  Приложение № 7. Игра '' Счастливый случай''…………………………….   27  Список  литературы…………………………………………………………   .28 Введение.                  ''Мы знаем время растяжимо,                                                                                    оно зависит от того                                                 Какого рода содержимым вы наполняете его.                                           Бывают у него застои, а иногда оно течет.         Не нагруженное пустое                                                                               часов и дней напрасный счет''.                                                                                                                 С. Маршак.  Слово  ''время''  происходит от древнерусского ''веремя'', что обозначает   ''вращение''.   ''   Вращение   Земли   вокруг   своей   оси   дает   нам   солнечные   сутки. Вращение ее вокруг Солнца дает солнечный год. Солнечные сутки  делятся на двадцать четыре часа. Час делится на шестьдесят минут, а минута на шестьдесят секунд.  [2 с. 7] Время   выражает   длительность   процессов   и   событий,   их   последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д. [10.с 8 ]        Жизнь   человека   тесно   связано   со   временем,   с   умением распределять, измерять и беречь время. Во всех видах деятельности человека, так   или   иначе,   требуется   ориентация   во   времени,   чувство   времени.   В   свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Для этого   прежде   всего   необходимо   развивать   у   детей   чувство   времени     умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на тот или иной сигнал с определенной скоростью и через заданные интервалы, ускорять или замедлять темп работы, рационально использовать время – эти умения используются людьми ежедневно. Овладение этими умениями является необходимым условием адаптации учащихся  коррекционной школы и в быту, и в профессиональной деятельности. Нашим ученикам требуются не только знания о мерах времени, но и навыки практического использования, т.е. планирования своей деятельности во времени. Развитие   временных   представлений   у   учащихся   имеет   огромное   жизненно­ практическое и коррекционно­ воспитательное значение.   Исследования   временных   представлений     у   учащихся   коррекционной школы   показали,   что   такие   представления   у   данной   категории   детей формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных  детей  [6.с. 276]  Трудности при изучении темы '' Мер времени'' Тема  ''Время     и   его   измерение   ''   ­   наиболее   трудная   в   силу   своей абстрактности   для   восприятия   учащихся.   Трудности   связаны   как   со специфическими   особенностями   времени:   необходимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм (не видно, и не слышно), так и с особенностями детского мышления.   текучесть,   Поступая в 1 класс коррекционной школы, дети не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термин  '' сегодня'' ,''завтра'', '' вчера'' употребляют так: '' Я завтра ходил с мамой в кино'', '' У нас вчера будет праздник елки''. Это говорит о том, что дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Ученики   заучивают   название   времен   года,   их   последовательность,   но применять   свои   знания   не   могут.   Старшеклассники   свои   ответы конкретизируют,   однако   их   представления   о     конкретной     наполняемости единиц времени часто неправильны: '' За секунду  можно решить 5 примеров; за минуту сделать письменные уроки, за час пройти 1 км '' Чем крупнее единица времени, тем труднее  ученику ее  конкретизировать.       Школьники с нарушением интеллекта  с трудом усваивают  и единичные соотношения мер времени. Они могут ответить, что в году 10 месяцев, в часе 100   минут,   час   меньше   минуты.       Отсюда   ошибки   при   выражении   крупных единиц мер времени мелкими  (240 минут = 2 часа 40 минут.)     Даже в практике столкнулась с   тем, что некоторые ученики 5 класса считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят. Для этого  провела  такую беседу.   Принесла  в класс будильник с громким ходом.  '' Ребята послушайте ход часов. Работа часов ни на секунду не прекращается – время течет непрерывно. Ни остановить его,  ни повернуть вспять нельзя. Часы иногда сравнивают с сердцем человека.  Осторожно приложите ладони к своей груди   и     вы   почувствуете,   как   стучит   ваше   сердце:   оно   работает,   не останавливаясь,  всю жизнь, оно трудится неустанно, гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую секунду был готов сделать что – то полезное. Часы, как и сердце, никогда не останавливаются. Послушайте загадку.  '' Мы день не спим, мы ночь не спим.  И день, и ночь стучим, стучим''.   Что это? (часы)  Значит, часы никогда не спят''   Временные понятия трудны для усвоения, потому что:  ­ их   невозможно   воспринять   органами   чувств   :   нельзя   видеть,   осязать, мускульно ощущать.; ­ отличны от соотношения единиц измерения других мер, которые выражены в десятичной системе счисления.  ­ обилием временной терминологии (раньше, теперь, медленно, быстро,       до, после).  [6. с.278]                                   Изучение мер времени  по классам. Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную   систему   временных   эталонов,   в   которой   каждая   минута складывается   из   единиц   предыдущей   и   служит   основанием   для   построения последующей.   Поэтому   знакомство   с   единицами   измерения   времени   должно осуществляться в строгой системе и последовательности.   1 класс. Утро, вечер, ночь, день.  Вчера, сегодня, завтра. 2 класс. Сутки. Неделя. Дни недели. Час. 3 класс. Месяц. Год.  Сутки = 24 ч . 1ч=60 мин. 4 класс. Час. Секунда.  5 класс. Повторение изученных мер в начальных классах.                Число дней в году. Високосный год. Век.      6 класс. 24­часовой отчет времени.               Сложение и вычитание чисел, выраженных мерами времени                 (легкие случаи)  7. класс. Сложение и вычитание  чисел, выраженных мерами времени.   8 класс. Простые текстовые задачи на вычисление продолжительности события,  времени его начала и окончания. 9 класс. Обобщение и систематизация знаний.                                                                                                                                                                                         Усвоение таблицы должно проходить постоянно. Переход от одной единицы времени к другой выполняется на небольших числах и должен по возможности  иллюстрироваться   различными   примерами.   средствами   наглядности   и     закрепляться Например, при  изучении соотношения 1 год = 12 месяцев  использую табель ­ календарь и круговую схему. На партах у учащихся таблички   с названиями месяцев. Они  раскладывают их по порядку по памяти или  сверяясь с табелем­ календарем (таблички имеют не только названия месяцев, но и порядковый их номер в году). С помощью этих пособий дети усваивают порядок следования месяцев в году, продолжительность каждого месяца, названия зимних, весенних, летних и осенних месяцев.    В программе  по   изучению мер времени отводится немного уроков. Все остальные знания    закрепляю на других уроках математики. Провожу работу по развитию временных представлений независимо от темы урока   так же и в внеурочное время. Работаю совместно с  учителями ­  предметниками, прошу их закреплять то или иное  понятие. И, наоборот, на уроках математики применяю знания, полученные учащимися на других уроках, например на уроках истории. Решаем   задачи   на   время   для   вычисления   продолжительности   и   удаленности событий.         Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их Исследование.   специфичность объясняется: 1)Невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от   других   величин   (длины,   веса,   площади   и   т.д.)   нельзя   видеть,   осязать, мускульно ощущать.  2)косвенным измерением времени, то есть измерением через те измерения, которые   происходят   за   определенный   промежуток   времени:   расстоянием (пешеход прошел 5 километров за один час), количеством движений (2 хлопка ­ одна секунда) и т. д.  З)отличными   от   закономерностей   соотношениями   десятичной   системы исчисления (Iчас ­60минут, I минута­6 0секунд и т.д.) 4)обилием   временной   терминологии   (потом,   раньше,   сейчас,   после,   до, медленно,   скоро)   и   относительностью   ее   употребления   (то,   что   вчера   было завтра, завтра будет вчера). Таким образом, специфика временных понятий и нарушение психического развития   детей   с   нарушением   интеллекта   затрудняют   возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения. Перед началом обучения я провожу обследование развития представлений о   времени.   Обследуя   умение   ориентироваться   во   времени,   выделяются следующие моменты: 1.   Знают   ли   дети   времена   года   (показывают   ли   эти   времена   года   по картинкам   ­   называют   или   только   показывают,   умеют   ли   словесно   описать признаки времен года, знают ли последовательность времен года). 2.   Умеют   ли   определять   и   называть   части   суток,   знают   ли   их последовательность   (по   картинкам   двух   видов­с   изображением   действий   в разные   части   суток   и   природными   явлениями   (положение   Солнца   и   Луны   в разное время суток), отмечается, на каких картинках лучше определяют части суток и какую часть суток лучше знают). З.  Как называют дни недели, знают ли их последовательность. Обследование   позволяет   выявить   уровень   развития   временных представлений,   дает   возможность   более   точно   определить   основные направления фронтальной работы и индивидуальной работы. В  2015 ­ 2016  учебном году провела  исследование  с учащимся 6­9  классов по теме '' Изучение мер времени''.      Было предложено 4 задания для учащихся 6­8 классов. А для учащихся 9 классов было предложено 5 заданий. 1. Какими мерами измеряется время? 2. Вставьте пропущенное число.  1 век  =  … лет                        1 сут. =    … ч  1 год  =  … дней                     1 ч      =   …  мин  1 год  =  …  мес.                     1 мин. =  … с  1 мес. =  …  сут.                     1 неделя =…сут. 3. Сравните  и поставьте  нужный знак: больше, меньше, равно.  60 мин        69 с.                         1 ч              60 мин  1 сут.           1 ч                            1 неделя      1 сут. 4. Ответьте на вопросы.         а) В какое время ты встаешь?              б)  В какое время начинаются уроки?               в) В какое время заканчиваются уроки?               г) В какое время ты ложишься спать?               д)  Сколько минут длится урок?               Сколько времени ты вчера гулял?                                      5. Для учащихся 9 классов было предложено еще одно задание.     Выполните действия.              7 сут – 23 ч                                34 мин – 34 с             11 лет –  11 мин                        42 года – 34 года 8 мес.             2 ч – 22 мин                               7  ч – 7 мин. Результаты исследования. Результаты выполнения первого  задания показали, что к мерам времени 70% учеников относят такие социально значимые временные отрезки, как час, минута.    Во   втором     задании   80   %   справились   с   определением   единичного соотношения минуты и секунды, часа и минут. Это мелкие меры, с которыми чаще всего приходится иметь дело учащимся.  В течение всего дня они сталкиваются с необходимостью ориентироваться в   этих   единицах   времени.   Сколько   минут   осталось   до   конца   урока?   Через сколько минут начнется фильм? На эти и подобные им  вопросы  дети отвечают ежедневно. С   определением   количество   дней   справились   успешно.   Они   каждый   день обращаются к расписанию занятий, что требует знания последовательности дней недели; подсчитывают, сколько дней осталось до выходных. С   определением   количества   лет   в   одном   веке   справились   90% школьников.   Несмотря   на   то,   что   понятие   о   веке   формируется   у   учащихся постепенно,   по   мере   накопления   сведений   об   исторических   событиях,   эти представления   верные.   Возможно,   это   объясняется   тем,   что   аналогическая закономерность   соотношений   (1:   100)   наблюдается   в   десятичной   системе счисления.   С   определением   количества   часов   в   сутках,   месяцев   в   году   учащиеся справились хуже. Это можно объяснить с тем, что данные меры времени более крупные,   чем   секунда,   минута   и   час,   и   поэтому   их   осознанное   восприятие затрудняется. Некоторые ученики считают, что в сутках 25 часов или 60, а в году 10 или 30 месяцев. Мало учеников назвали точное число дней в году.  В   третьем,   более   сложном,   чем   предыдущие,   задании   требовалось сравнить.   В   этом   случае   необходимо   не   только   установить   единичное соотношение мер времени, но и сравнить отрезки, выраженные разными мерами. Анализируя   результаты  выполнения  этого   задания,  можно   отметить,  что   при сравнении   чисел,   выраженных   мерами   времени,   дети   сравнивают   лишь отвлеченные числа, не обращая внимания на наименования при них.    Далее   дети   отвечали   на   вопросы.   Особых   затруднений   не   возникало, потому   что   учитель   и   воспитатель   регулярно   обращают   внимание     детей   на время, когда они переходят к тому или иному режимному моменту.        Отвечая на вопрос '' Сколько времени ты  вчера гулял?'' Назвали разное время – от 30 минут до 3 часов. Следовательно, четких представлений  о том, сколько   времени   уходит   на   ту   или   иную   деятельность,   у   них   нет.   При определении продолжительности события нужно не только знания времени его начала и конца, но и умение определять длительность временного промежутка между   его   началом   и   концом,   чего   учащиеся   коррекционной   школы   без специально целенаправленного  обучения не умеют делать. Ошибки,   допущенные   при   решении   примеров,   можно   разделить   на несколько групп.  Первая группа ошибок связана с недостаточно твердым знанием соотношения мер: 2ч – 22 мин = 1ч 34 мин     7ч – 7 мин = 6ч 17 мин Вторая   группа  ошибок:   дети   выполняют   арифметические   действия   над числами,   выраженными   мерами   времени,   по   типу   действий   с   отвлеченными числами : 7 сут – 23 ч = 16               11 лет – 11 мес = 0    Третья группа ошибок связана с неумением  выполнять преобразование чисел, выраженных единицами времени.    После всего исследования можно сделать вывод. Ученики 6­9 классов затрудняются   в   установлении   единичного   соотношения   крупных   временных величин.   Для   них   оказалось   сложным   применить   знания   о   мерах   времени   в ситуации   их   сравнения   и   при   выполнении   арифметических   действий   над числами, выраженными мерами времени.    Для   преодоления   существенных   недостатков,   формировании представлений   о   времени,   вводить   проблемные   ситуации,   имеющие практическую   направленность, с тем, чтобы учащиеся могли производить над ними арифметические действия, вычисляя, сколько времени уходит на то или иное   событие,   сколько   длится   событие.   Нужно   учить   детей   планировать деятельность, правильно использовать время, дорожить им, учитывать в своей деятельности не только часы, но  и минуты. [ 1. с.13]       Работа та над временными  понятиями ''  Минута и час ''.  В   начальных   классах   учащиеся   проходят   меры   времени   ­     это   сутки, неделя,  месяц, час,  минута. Но для учащихся коррекционной школы  это тема трудная. В   5 классе приходится снова все изучать заново. Ученики путают, сколько   часов   в  сутках,   сколько   минут   содержит   1  час.   Половина   не   могут определять время по часам. Моя цель – научить детей пользоваться часами, календарем, научить решать простые задачи на вычисление продолжительности события.      С   этой   целью   использую   модель   циферблата   часов   с     подвижными стрелками:   вспоминаем       устройство   часов.     Обращаюсь   с   вопросами   к учащимся: '' Как   называют     большую стрелку часов?   маленькую?'' сообщаю, что часовая стрелка от одной большой черточки до другой большой пройдет за 1 час. Отсчет времени начинаю от полудня (от 12 часов дня); обращаю внимание на то, что обе стрелки показывают 12. Через час большая стрелка '' обежит'' весь круг и снова покажет 12, а маленькая за это время пройдет от 12 до следующей черточки, у которой стоит цифра 1. Часы покажут 1 час дня  и т.д. Конкретные представления о продолжительности времени в 1 час и умение определять время по часам формируются в процессе практической деятельности учащихся.  Важный момент на данном этапе обучения ­ это практическое выполнение учащимися   ряда   практических   упражнений.   На   индивидуальных   моделях циферблатов часов учащиеся показывают заданное время с точностью до часа.  В классе всегда висят часы. Часто и на уроке и на переменах обращаюсь к детям, чтобы,   определили,   сколько   времени   осталось   до   перемены,   до   урока   или спрашиваю, который сейчас час?    в       1/4   минут   Приступая   к   определению   времени   по   часам   точностью   до   минуты, С   целью   закрепления   знаний   о   соотношении   между   часом   и   минутой, между сутками и часом задаю вопросы: ''Сколько часов составляют половина суток?   Сколько   часов   в   2   сутках?   Сколько   минут   в   половине   часа?'' ''Сколько часа?'' '' Сколько минут составляет 2/ 3 часа?  '' ''Сколько всего минут в 1ч10 мин; в 2 ч; в 2ч 20 мин? ''     спрашиваю:   ­ '' Как должны быть расположены стрелки на часах, если они показывают 9 часов? ( часовая показывает на цифру 9, а минутная – на цифру 12.)''  ­ '' Как будут располагаться стрелки через 1 час?  ­  '' За сколько минут большая стрелка пройдет половину круга?'' ­ '' Сколько полных оборотов сделает минутная стрелка за 1 час?'' ­ ''  Поставьте часовую и минутную стрелки так , чтобы они образовали прямой угол и показывали целое число часов. Эти   задания   выполняем   с   использованием   циферблатов.   Далее   на   плакатах показано разное время. Даю задание определить время.  Когда учащиеся научатся определять время,  требую от них разной формы чтения:   без   четверти  6,  5  часов   45  минут, 45  минут   шестого,  без  15  шесть, половина  третьего. Но так ответить могут только сильные ученики.   Так же наблюдаем   с учащимися за конкретной наполняемостью   часа. Обращаю внимание,   что   в 9 часов начался 1 урок. Прошел урок и перемена. Прошел 1 час. Что за это время успели сделать? Приводим примеры, что можно сделать за 1 час, за 1 минуту, за 1 секунду.           Только в  6 классе учу 24­ часовому  счету времени. Из личного опыта    ( по радио, по просмотру телепередач)  учащиеся  знают, что время 8 часов можно обозначить и так: 20 часов. Но прочные знания двойного обозначения времени имеется не у всех, поэтому этой теме посвящаю целый урок. Эта   тема   нужна   при   решении   задач   на   определение   начала,   конца   или продолжительности событий в пределах суток.      Например: Задача     '' В 9 часов 28 минут утра водитель вывел троллейбус на линию. Продолжительность работы водителя – 7 часов. В котором часу водитель закончил работу?'' Знакомясь с 24­часовым отсчетом времени суток, учащиеся узнают, что началом суток является полночь 12 часов ночи – это и конец   суток, что соответствует 24 часам, а также 0 часов – начало следующих суток.  Усвоению   системы   отсчета   по   24­часовому   исчислению   времени   поможет изображение модели циферблата часов, представленной в виде отрезка прямой с делением от 1 до 24. Или чаще всего применяю циферблат с двумя кругами: На первом круге дан ряд чисел от 1 до 12, а на втором – меньшего диаметра – от 13 до 24.  Для   прочного   усвоения   в   течение   длительного   времени   систематически упражняю детей в запоминании уже изученных мер при изучении других тем.                 Изучая, понятие скорость и зависимость между величинами скорость, расстояние   и   время,  мы   снова   сталкиваемся   с  временными   представлениями детей. Так они узнают, что скорость пешехода в среднем 5 км в час.  ( Во время прогулки засекаем за сколько минут проходим 1 км. Проходим за 12 минут. На уроке решаем задачу. '' За 12 минут проходим 1 км. За сколько минут проходим   5 километров?''  делаем  вывод: За 1 час проходим 5 км. При прохождении темы: '' Дроби''  упражняю детей в нахождении числа по его доле и доли по числу, используя числа, выраженные в мерах времени.    При изучении темы ''  Виды углов''   в 5 классе   использую циферблат часов и выполняем ряд упражнений: ­ Нарисуйте углы, которые составят часовая и минутная стрелки, если часы показывают 9 часов , 11часов, 7 часов . ­ Какой угол (острый, прямой или тупой) будет составлять часовая стрелка с минутной,  если часы будут показывать 3 часа;  17 часов ; 13часов. ­ На  часах  показано время. Узнать какие углы образуют стрелки часов? Какое время показывают часы? Задачи, развивающие логическое мышление. Наибольшую трудность в практическом отношении предоставляет вопрос об определении промежутка времени между двумя событиями в течение недели, месяца  года.  Сколько   дней  длились   зимние   каникулы?  Сколько   дней   длятся летние каникулы? Учитель называет числа начала и конца каникул, а учащиеся подсчитывают   по   календарю   длительность   каникул   –   число   дней,   месяцев, недель. Вопрос   об   определении   промежутка   времени   между   двумя   событиями   в течение одного года  знакомлю в такой последовательности: 1.Определение промежутка времени в течение одного месяца. Задача:  '' Сколько дней пройдет от 5 ноября до 15 ноября?'' Решение кажется очевидным: 15 ­5 =10 (дней) Ответ не верен. Чтобы избежать этой ошибки или найти ее причину, решим простую задачу. Задача   ''  Соревнования   продолжались   с  17   по   19  января.   Сколько   дней   они длились?''   Решая   ее,   дети   ответят   правильно   (3   дня   –17,18,19)   ,   получаем простым   подбором.   А   как   же   быть   рассуждением   типа   19­17   =2   (дня) Объясняю,   что   рассуждая   таким   образом,   мы   находим   количество   дней, прошедших с18 до 19 января, не считая 17 января. Вот его­то и надо прибавить, чтобы   получить   правильный   ответ.   Вернемся   к   первой   задаче.   Правильное решение   будет   таким:   15   –  5   +   1   =   11.   Затем   ответ   проверяем   с   помощью календаря. 2. Определение промежутка времени в течение двух смежных месяцев:  Задача '' Посевные работы в огороде начались 29 апреля, а закончились 8 мая. Сколько времени длились посевные работы?'' Эта задача гораздо сложнее предыдущей и прежде всего тем. Что связано с двумя месяцами. Здесь учащимся придется проявить свою сообразительность: надо знать количество дней в апреле. Решаем вместе: 30 – 29 +1 =2 дня, а в  мае 8 дней. Всего 2дн.+ 8дн.= 10  дн.  3. Определение между двумя несмежными месяцами:  Задача.    '' Запуск первого  космонавта Ю. Гагарина на корабле '' Восток'' был произведен   12   апреля   1961   года,   запуск   второго   космонавта   Ю.   Титова   на корабле '' Восток –2'' был произведен 6 августа того же года. Сколько времени прошло от начала запуска первого корабля до начала второго?'' У учащихся коррекционной школы с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени,  удаленные от нас не только сотни и тысячи, но и даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое; героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или настоящего.   Преобразование чисел, выраженных мерами времени.   Над числами, выраженными мерами времени, так же как и над числами,  выраженными в других единицах мер, можно производить преобразования и   математические действия.  Выражение мелких мер крупными даю, создав жизненную ситуацию или  решая задачу жизненно – практического характера. Например:  Задача. '' Урок длится 45 минут, большая перемена 30 минут. Сколько времени  длится урок и перемена?''  Решаем 45 мин. + 30 мин. = 75 мин. Это больше 1 часа. Узнаем, сколько часов и  минут составят 75 минут. Дети догадываются, что 1 час = 60 мин, значит надо из 75 мин­60 мин.=15мин. Значит: 75 мин = 1ч15мин    Упражнения на выражение  мелких мер крупными  изучаем   в определенной  последовательности: 60 мин = 1 час                                     1 сут. = 24 ч 120 мин = 2 часа                                   72 ч = 3 сут  85 мин =  1 час 25 мин.                        84 ч = 3 сут. 12ч        Аналогичной последовательности преобразуем минуты в секунды, дни – месяцы , месяцы – годы.   В первых порах при преобразовании чисел перед глазами детей вывешиваю плакат '' Таблица мер времени'' и разрешаю пользоваться таблицами на обложке учебника. Но в классе есть всегда   ученики, которые изучаемые соотношения знают,   демонстрационную   таблицу   я   убираю.   Но   для   тех,   кто   этими соотношениями не овладел, прошу изготовить их самих настольную табличку. Но   систематически   требую   от   этих   учеников   усилий   по   запоминанию соотношений. Развиваю внимание, зрительную память.      Действия над числами, выраженными мерами времени. После усвоения таблицы мер времени, соотношений   между единицами времени, преобразований приступаем к сложению и вычитанию чисел,  полученных при измерении   времени. При изучении данной темы у   учащихся возникает много трудностей и ошибок. Чтобы предупредить ошибки надо:    1. Повторять соотношения мер времени.    2. Сопоставлять с соотношением единиц метрической системы.    3. Соблюдать последовательность при выборе примеров, учитывая                        нарастающую степень их трудности.    В первую  очередь рассматриваю  упражнения  на сложение    и вычитание, в которых   сумма   минут   меньше   60,   сумма   часов   меньше   24,   сумма   месяцев меньше 12 .  25 мин + 14 мин = 39 мин 20 ч – 12 ч = 8 ч  1 ч + 8 мин = 1ч 8 мин      3 ч 18 мин – 3 ч = 18 мин                             3 ч 18 мин ­  18 мин = 3 ч   1 ч 10 мин +  20 мин = 1ч 30 мин               1 ч + 2 ч 18 мин = 3 ч 18 мин  1ч 10 мин + 2 ч 18 мин = 3 ч 28 мин  Далее выполняем более сложные упражнения, когда сумма минут больше 60,  сумма часов больше 24 .  40 мин + 20 мин = 60 мин = 1 ч   40 мин + 30 мин = 70 мин  = 1 ч 10 мин  1 ч – 40 мин = 60 мин – 40 ми н = 20 мин   1 ч 30 мин – 40 мин = 90 мин – 40 мин = 50 мин  3 ч 10 мин + 50 мин = 3ч 60 мин = 4 ч   Дальше  рассматриваем случаи  сложения и вычитания с двумя  наименованиями.  2ч 10 мин + 1ч 15 мин = 3 ч 35 мин  2 ч30мин + 1 ч 30 мин = 3 ч 60 мин = 4 ч  2 ч 40 мин + 1 ч 25 мин = 3 ч 65 мин = 4 ч 5 мин И особый самый трудный случай, где   учащиеся делают ошибки. Это примеры,  когда нужно крупные меры выражаем в мелкие. 4 ч 10 мин ­  20 мин = 3 ч 70 мин – 20 мин = 3ч 50 мин  Постоянно   напоминаю,   складываем   и   вычитаем   числа   одного   наименования. Арифметические действия с числами, выраженными в мерах времени и мерах метрической системы,  сравниваем, устанавливаем их сходство и различие. Интегрированные уроки.  Собственная   многолетняя   практика   педагогической   работы   в     школе показала, что к   9 классу учащихся с ОВЗ    падает интерес к учебной работе. Причин несколько: ­      учебный материал по математике в 9 классе дается в виде повторений; ­   недоступным большинству учащихся, что снижает учебную мотивацию;  ­      у подростков наблюдается снижение успеваемости и работоспособности; ­    ранее изученный  материал  приводит к падению интереса (часто говорят, а мы это проходили).   дальнейшее   усложнение   содержания   учебного   материала   делает   его Учитывая   эти   причины,   решила   в   программу     ввести   интегрированные уроки   математики   и   СБО.  И   работая   социальным   педагогом,        объединила задачи социальной адаптации с задачами уроков математики.  Основная цель интегрированных уроков: научить использовать имеющиеся знания,   умения,   навыки   в   новых   обстоятельствах,   научить   распознавать,   что именно   из   того,   что     знаешь,   можно   и   нужно   использовать   в   тех   или   иных жизненных   ситуациях.   В   силу   ограничений,   связанных   с   интеллектуальным дефектом,   дети при переходе   из одной ситуации и другую затрудняются в использовании знаний, умений и навыков, полученных ранее.  Для   социальной   адаптации   детей   очень   важно   компенсировать   этот дефект. Интегрированный   урок позволяет решить   более эффективно данную задачу, чем обычный урок математики. Кроме этого каждый такой урок должен быть уроком демонстрации , как использовать знания , полученные на уроках математики. в предыдущие годы обучения., в различных жизненных ситуациях в труде, в быту или в общении с родными, знакомыми.  На таких уроках подростки не только с интересом работают, но и сами активно включаются в поиск жизненных ситуации.          Тематика СБО и задачи социальной Содержание уроков математики по адаптации Личная гигиена Отработать и закрепить навыки соблюдения личной гигиены, опрятности   умения предупреждения заболевания и закаливания. теме '' Время''.  Вычисления  срока годности косметических средств по дате изготовления  и срока хранения. Медицинская помощь.  Формировать ответственность за здоровье,  грамотно принимать лекарства, своевременно распознавать начало болезни, оказать первую медицинскую помощь.    Одежда и обувь  Умение делать покупки, сделать и обосновать свой выбор, бережно относиться к вещам.  Средства связи.  Умение пользоваться услугами различных сервизных служб. Транспорт Умение соблюдать правила  безопасности, навыки  с социального  взаимодействия с окружающими,  умение вести себя законопослушно. Семья  Умение правильно вести себя дома,  развивать в себе чувство и настроение  окружающих , умение проявлять  заботу.   Трудоустройство. Формировать навыки, связанные  возможностью получить работу;  умение обращаться за помощью;  адекватное поведение в вопросах ,  связанных с рабочим временем. Вычисление срока годности лекарств по дате изготовления и срока годности Год. Времена года. Месяц. Меры времени. Работа с чесами.  Час, минута, дни недели, неделя( на примере программы телепередач) Стоимость:  подписка на газеты (месяц, полгода , год)     Меры времени. Сутки (расписание отправления поездов,  самолетов, автобусов)  Расчет времени на путь до вокзала, аэропорта .   Разовые проездные билеты туда и обратно за день,  за месяц.  Меры времени. Сложение и вычитание мер времени.  Старше ­ моложе  Вычисление возраста по дате рождения и текущей дате. Вычисление круглых юбилейных дат и совершеннолетия ( 18 лет, 20, 30, 40, 50 и т.д.), в каком году исполнится. Возраст получения паспорта. Сложение вычитание мер времени. Сроки выхода на пенсию. Рабочее время подростка и взрослого. Расчет времени на дорогу до работы и обратно. Расчет продолжительности рабочего дня. Продолжительность рабочей недели в часах, днях. Исчисление трудового стажа. Время подачи заявления при увольнении. Служба занятости. Умение понимать и выражать информацию о себе, своих желаний, умение обратиться за помощью. Соблюдать правила и законы. Расчет времени: рабочее время, на дорогу до учреждения, обеденное время, чтобы уложиться в перерыв, Дни недели. Календарь. Отпуск: продолжительность в календарных и рабочих днях. Выход на работу. Оплата за работу праздничные, выходные дни. Заключение. Работая над темой  '' Время и его измерение.'' еще раз убедилась, что для   учащихся с ОВЗ  эта тема трудная. И только работая по определенной схеме  можно получить хороших результатов.   1.Формирую   временные   представления   на   базе   детских   наблюдений,   опыта, практики. Связываю каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.  2. Знакомлю учащихся с темой с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше, чем день; сутки меньше недели; год больше месяца. 3.Показываю продолжительность единиц времени, возможное конкретное их  содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени. 4. Формирую, как можно раньше, правильные  представления о длительности       событий, явлений, которые учащиеся постоянно  наблюдают или участвуют  (например, режимных моментов, урока,  перемены.) 5.  Провожу  работу по формированию временных представлений и понятий на  других учебных предметах и во внеурочное время. 6. Провожу  работу по развитию временных представлений систематически  независимо от темы урока, затрачивая 2­3 минуты и не реже 2­3 раза неделю. 7. Систематически повторяю, соотношение мер времени и сопоставляю его с  соотношением единиц метрической системы; подчеркивать, что меры времени не метрические. 8.Анализирую числа, над которыми производятся действия, тщательно                соблюдаю последовательность при выборе примеров, учитывая      нарастающую  степень их трудности. В  начале 2015­ 2016 учебном году у учащихся 5 класса  уровень знаний  определяла путем наблюдения. 0­ навык не сформирован; 1­ навык недостаточно сформирован; 2­ навык сформирован достаточно по 4 заданиям.  1. Умеет определять время.2.Знает таблицу мер времени.    В начале 2016 ­2017  учебного года с этими же учащимися снова провела  тестирование. Результаты в диаграмме . Ф.И Умеет определять время по часам Знает таблицу мер времени   Сравнивает Умеет выполнять легкие  случаи . 1. Андреева К  2. Туров Иван  3. Давыдов Витя  4. Лесников А. 5. Половников С 6. Чудинова  Настя  7. Караваева Саша 8. Варламов С. 9. Матвеев Саша  5кл 1 1 1 2 0 1 0 1 1 6кл. 2 2 2 2 1 2 1 2 1 5кл 2 1 1 2 0 2 0 1 1 6 кл 2 2 2 2 1 2 1 2 1 5кл 1    1 1 1 0 2 0 1 1 6кл 2 2 2 2 1 2 1 2 2 сложения и вычитания. 5кл 6кл 2 1 2 1 1 2 2 1 1 0 1 2 0 2 1 1 2 2 Пришла   к   выводу:   большинство   учащихся   умеют   определять   время   по часам, знают таблицу мер времени, полученные знания применяют при решении задач,   на   практике.   Развита   речь   учащихся,   умеют   сравнивать,   обобщать, комментировать свою деятельность, дают полный отчет по решению задачи. С удовольствием   занимаются   на   уроках   математики.  Дети   умеют   начатое   дело доводить до конца.  Сообща учимся беречь свое и чужое время.  Учащиеся не опаздывают на уроки, точны, записи в тетрадях ведут аккуратно.  В 7 классе продолжить работу над изучением меры времени. Приложение №1. УРОК  в 6 классе. Тема: Сложение и вычитание  меры времени. Цель: Закрепить временные понятия: год, месяц;  Задачи :продолжить формировать навыки сложения и вычитания меры времени; учить работать с календарем, беречь время; прививать чувство меры времени; коррекция пространственных представлений, развивать речь учащихся.  Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа.  Отгадайте загадку '' Ног нет, а хожу,                                     рта нет, а скажу.                                     Когда спать, когда встать'' (часы).  Зачем нам нужны часы? Какие единицы времени определяем по часам? А еще какие единицы времени мы с вами повторим, узнаем из загадки.              '' Стоит дуб. На дубе 12 веток.                 На каждой ветке по 4 отростка.                 На каждом отростке 7 прутьев.'' Да, в  году 12 месяцев, в месяце 4 недели, в неделе 7 дней.  По   часам   определяют   секунды,   минуты,   часы.   А   как   вы   думаете,   что определяем по календарю?   По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель. Посмотрите, как много листьев на календаре. Каждый листок – это день. Что вы видите на листке календаря? (число) Под числом – день недели. И еще на таком календаре указаны часы восхода и захода солнца, продолжительность   дня   и   ночи.   Календарь   ­     это   таблица   или   книжка (отрывной),  в которой в определенной последовательности дан перечень чисел, дней недели и месяцев.  Сосчитаем по календарю, сколько дней было в  этом году ? (365 дней) Перед вами  календари 2004 года. Сосчитайте сколько дней . (366 дней). Почему числа получились разные?  Потому, что 2004 год високосный год.  Сосчитаем сколько недель в году? (52)  Сколько недель осталось до конца каникул?  С каким днем недели будет 8 марта?  В ваш день рождения, каким днем будет? Вывод.  Значит, что мы узнаем по календарю? А чтобы запомнить, сколько дней в каком месяце, придумано много различных правил. Мы с вами составим таблицу (составляем вместе). Есть еще  так называемое  в народе '' правило кулака'' (показ).         3. Решение примеров у доски.  1год ­  8 мес                   1год  4 мес + 1 год 8 мес  4 сут – 8 ч                        15 ч + 12 ч  1 год 3 мес + 2 года 11 мес                  5 лет 5 мес – 3 года 8 мес 4. Задача. '' Сыну 13 лет, отец на 27 лет старше сына. Сколько лет отцу? Сколько лет матери, если она моложе отца на 1 год? '' Решаем в тетради. 5.  Рефлексия  Игра '' День и ночь''  '' Еще в глубокой древности люди заметили, периодическую смену дня и ночи проходит   ночь  –  наступает   утро,  восходит   солнце,  освещает   Землю   и  будит природу. На смену утра приходит день. Часто можно слышать пословицу  '' День и ночь – сутки прочь''. Такие единицы, как год и сутки, взяты из природы. Сутки  ­    это  время  обращения  Земли  вокруг   своей  оси.  А  год –  это  время обращения Земли вокруг Солнца.'' По подробнее о смене дня и ночи вы узнаете на уроках географии. 5. Самостоятельное решение примеров с учебника. 6. Вывод.  Узнайте, какой месяц? Году начало, зиме середка.                  ­ 1                         Мальчик у бабушки отдыхал неделю и еще 2 дня. Сколько дней отдыхал мальчик?                                                       ­  9 Сколько месяцев составляет  1\ 6 года?                                            ­  2 Третий день недели. Сосчитайте, сколько букв в слове?                ­  5  На доске написан год. Что за год?  В 1925 году образовался Коми – Пермяцкий автономный округ.       7. Оценки за урок.   Фрагмент урока  ( 5 класс) Тема: Повторение меры времени ( сутки, час, минута) Приложение № 2 1.  Вводная беседа.  '' Биение сердца, морские приливы и отливы. Восход и заход солнца, смена времен года… Что между ними общего? Да то, что явления эти периодические, то есть повторяются через определенное интервалы, как бы отсчитывая время. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, человек стал делить год на месяцы, месяцы на дни, а  день на более мелкие отрезки времени – часы.   Но   как   отсчитывать   время?     Первыми   устройствами   для   счета   были солнечные   часы.   Но   в   пасмурный   день   они   не   работали..   Иногда   говорят   :'' Много воды утекло с тех пор'' , и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят это потому, что  существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды протекало из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы.  В 1404 году а Московском Кремле соорудили первые В России башенные часы.'' [12]      В   настоящее   время   существуют   часы   разных   видов   –   от   механических   до электронных.   (показываю   плакат   с   изображением   различных   часов   и   модели часов.)  Далее ученик читает стихотворение С. Баруздина '' Стихи о человеке и его часах''': '' Ведут часы секундам счет,    Ведут минутам счет.    Часы того не подведут,     Кто время бережет …'' Коллективно обсуждаем стихотворение. Затем выполняем задание: решить примеры  за 1 минуту. Кто больше? Много ли эта минута? Что произошло в жизни каждого из нас, в жизни нашего села, нашей страны? Приходим   в   выводу:   для   того   чтобы   по   –   настоящему   научиться   управлять временем, нужно прежде всего научиться его учитывать. Выполнять режим дня.        2. Устный счет   '' Сказочная арифметическая минутка'' .'' Ослик пригласил к себе на День рождения гостей, в том числе и Пятачка к 9 часам. Чтобы не опоздать Пятачок вышел из дому 8 часов. Половину пути он преодолел  за 10 минут. Еще 5 минут он летел на воздушном шаре, после чего шар лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик , 15 минут горько плакал и 10минут брел до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения?'' [ 11]    3. Работа над составлением таблицы мер времени.      Приложение №3 Меры времени в пословицах и поговорках.   Стремление   бережного   отношения   ко   времени   нашло   свое   отражение   в пословицах и поговорках, которые я применяю на уроках.  Знай минутам цену, секундам счет.  На час отстанешь, за день не догонишь.  Упустишь минуту – потеряешь час.  Минута час бережет.  Время дороже денег.  Делу время, потехе – час.  Один час – год кормит.  Время, что ветер, упустишь – не догонишь.  Осень – пирогами, а зима – снегами.  Спасибо мороз, что снегу принес.          Всему свое время.         Готов сани летом, а телегу зимой.         Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.          Утро вечера мудренее.         Час от часу не легче. [10]  Зимой солнце что  мачеха: светит да не греет.  У самого длинного дня есть конец.  Одна ласточка весны не делает.  Январь всему году запевала.  У февраля два друга – метель да вьюга.  Март неверен: то плачет, то смеется.  Апрель землю красит.  Пришел май  ­ только работай  да не зевай.  В сентябре и лист на дереве не держится.  Октябрь – месяц полных кладовых.  Ноябрь – месяц прилета зимних птиц.  Год декабрем кончается, а зима начинается. [7.]   На уроке   с наступлением  нового месяца  я  знакомлю  или с  пословицей  или   с поговоркой  о месяце. Учащиеся приводят приметы месяца. Даю  задание на дом:  найти  пословицу, поговорку о месяце. Дети такие задания очень любят и охотно выполняют.  Приложение № 4 Загадки о мерах времени. Также для того, чтобы лучше запоминали и знали  меры времени, использую  на уроках загадки.          Что за птицы пролетают            По семерке в каждой стае.            Вереницею летят            Не воротятся назад (дни недели).  Что это за гость, что прогоняет ночь прочь? (день)  Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать  уложила (ночь).  Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется (день и ночь).  В  году у дедушки четыре имени (лето, осень, зима, весна)  Лебедь белая на землю села, все пухом одела (зима)  Пришла сестрица – снимай рукавицы, Растопила белые мосты. Я люблю ее, а ты? (весна)  Желтой краской крашу я  поле, лес, долины И люблю я шум дождя, назови­ка – ты меня (осень)  Семь братьев рядом живут,  А один к другому в гости не ходит (дни недели)  У меня есть малютка, зовут их минутка. Если вместе их собрать, обо мне ты будешь знать (час и время)  Очень долго время длится, за событием, событие… Отгадали дети время? Это я – (столетие)  Вспомни название породы собаки, состоящей из трех букв. Если это слово  прочитать справка налево, то получиться название промежутка времени,  длящегося 12 месяцев (дог – год).  Логогриф.            Меня под рельсы и под гусеницы клали,                                         Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.                               2 буквы лишь в меня поставит ученик любого класса                               и мерой времени я стану  (мина – минута)   Что ни день, по одежде отдает нам  Сережка, а с последней расстался – сам куда – то девался! (календарь) Годовой кусточек  Каждый день роняет листочек  Год пройдет­  Весь  лист опадет. (календарь)  Весь век Еремушка:  Ни сна, ни дремушки. Шагом он точный счет ведет,  А с места все же не сойдет (часы).                   Стучит, бренчит, вертится,                    никого не боится.                   Считает весь  свой век, а все не человек (часы).  На руке и на стене,    И на башне вышине    Ходят с боем и без боя.     Всем нужны и нам с тобой (часы).  Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и   числам  (вчера, сегодня, завтра),    Назовите 5 дней подряд, не называя дней недели и не пользуясь  указанием чисел месяца (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) ●              Двенадцать братьев                Друг за другом ходят     Друг друга не обходят (месяцы). • Выходило  12 молодцов,                    Выносило 52 сокола,                    Выпускали 365 лебедей  ( месяцы, недели, дни)        В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количество         соотношения между мерами служат основными (характеристическими) признаками,   по   которым   учащиеся   определяют   загадку,   чтобы   загадать   ее друзьям, подчас не подозревая,  что тем самым заучивают таблицу мер времени. Основные   соотношения   между   мерами   времени   очень   своеобразно рассматриваются в сказке   В. Даля « Старик­ годовик» Это произведение дети воспринимают как большую загадку.                                          Приложение №5 Игры при изучении меры времени. На   уроках,   на   внеклассных     для   того,   чтобы   научить   их ориентироваться во времени, чувствовать его, ясно представлять себе, что за тот или иной отрезок времени использую игры и упражнения.     занятиях    Начни   громко   отсчитывать   секунды,  сопровождая   счет   взмахами   руки. Пусть затем желающие по очереди проделают тоже самое.  60 с = 1 мин. По сигналу учителя ученики начинают счет про себя и, когда пройдет   минута,   поднимают   руку.   Подвести   итог,   кто   поднял   руку вовремя, кто раньше, кто опоздал.    Построив   ребят   в   шеренгу,   объяснить,   что   по   сигналу   они   должны разойтись, но ровно через минуту (2 минуты) каждый должен вернуться на свое место.     Кто за одну  минуту решит больше примеров.  Кто больше  напишет подряд числа, начиная с одного.  За 1 минуту  связать  обрывки нитки, каждый длиной 10 см  (сравнить   нитку, у кого длиннее).   Написать двузначные числа в порядке возрастания.   Прочитав стихотворение '' Минутка'' Н. Юркова,  дети узнают о том, что  можно сделать за одну минутку:  '' Бежит стремглав минута.    Минута коротка.    Но за минутку можно  Найти звезду, жука, Решение задачи и редкий минерал''  Вспомните, кто, сколько слов прочитал в минуту при проверке техники   чтения.       Посчитайте, сколько шагов сделаете за минуту?    Сколько метров вы можете пройти за минуту? Приложение № 6 Использование ребусов при изучении меры времени. Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю на уроках и  ребусы. Приложение № 7. Для прочного усвоения темы '' Время''  провожу внеклассные занятия. Между 7 классами провела игру '' Счастливый случай'',   в 6 классе ­ беседу  '' Цени минуту'',  в 5 игру '' Башня времени'' [8. с. 16].   Игра '' Счастливый случай '' Сегодня мы с вами проводим игру '' Счастливый случай''.  А на какую тему узнаем из загадки.                                '' Вот по кругу друг за дружкой                                   Ходят дружно две подружки.                                   Не толкаясь, не мешая,                                   Быстро движется большая''.       Приветствие команд. Первый гейм. '' Берегись ошибиться'' В математике немаловажную роль играет наблюдательность, сообразительность, память, точность.   Проверь свою наблюдательность, точность. Задание 1. '' Определи время'' ( выходят  по 1 участнику)  На часах время, должен запомнить. Участники закрывают глаза, в это время стрелку часов перевожу на 5 минут вперед.  Задание 2. По сигналу сосчитать от 1. когда пройдет минута, поднять руку.    Проверь свою память.   Задание 1. Зачитываются 10слов. Минута, часы, час, год, стрелка, квадрат, январь, будильник, цифры, век. Все игроки записывают, сколько  слов запомнили.  Задание 2. Прослушать песню   '' 1,2,3,4,5 неделька'' в исполнении Натали     и выписать меры времени. ( секунда, неделя, год, апрель) Второй гейм  '' Заморочки из бочки'' Задание 1.  Объяснить смысл пословиц. Обещанного три года ждут. ( Так говорят, когда не верят в скорое выполнение кем­либо данных обещаний  или когда исполнение обещанного затягивается на неопределенное время. [10.с.25]) Семь пятниц на неделе.  ( так говорят о том, кто часто меняет свое решение, постоянно отступает от  своего слова, не выполняет обещаний, т. е о людях, на которых нельзя  положиться и которым нельзя доверять  [10. с.25])     Задание 2. '' Ты мне – я тебе''  (загадки друг другу о мерах времени ) Задание 3.  '' Лейся песня ''  (спеть песни, где есть слова о времени.) Третий гейм '' Гонка за лидером''  Вопросы для первой команды. 1. Бежит тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько  километров был пути  ямщик?  (5 км) 2. Прибор для измерения времени (часы). 3. Сколько лет сидел старик  у самого синего моря из сказки А.С. Пушкина?  (33 года) 4. Сколько лет нашей школе? 5. В каком месяце меньше всего едят?  (в феврале). 6. Что бывает раньше зима или весна? 7. Сколько месяцев году? 8. годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то мне будет 100 лет''  Сколько лет отцу  [5. с. 123]  Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: '' Если к моим Вопросы для второй команды. 1. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? 2. Механизм, которым пользуются на спортивных соревнованиях для  измерения времени (секундомер) 3. Сколько лет Балда отслужил у попа? (1 год) 4. Какой месяц самый короткий? (май –3 буквы, февраль – 28 дней) 5. Какое время наступает позже осень или лето? 6. Век – сколько это лет? 7. Сколько длится урок и большая перемена? 8.   Сосчитай, сколько мне лет'', попросил Вова Сашу. '' Если к числу моих  лет прибавить 7 лет и еще 1 год, то мне будет 20''  '' [ 5.с. 123]  Игра '' Неделька стройся  [5.с. 115]                    У каждого участника таблички с названиями дней недели. Дается команда: '' Неделька, стройся''. Участники должны построиться по порядку, начиная с понедельника. Чья команда быстрее построится.    Итог по игре.                                                 Список литературы. 1. Воронина М.В.  Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной  школы – // Дефектология  \\  № 3 2000. 2. Завельский Ф.С.  Время и его измерение.  Москва, 1977 3.Комар О.В.  Активизация познавательной деятельности при изучении  мер  времени \\ Начальная школа \\ № 6 2004  4.Мельников  И.  Про часы  и о  часах. Москва, 1983 5. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике во  вспомогательной школе. Москва , 2001 6. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе.    Москва ,2001 7. Рыженков Г.Д.  Народный месяцеслов. Москва, 1991 8. Саввина Т.А. Башня времени. // Первое сентября // № 19  2004 9. Тихоненко А.А.  Изучение меры времени// Начальная школа  \\ №1. 2004 10. Тарабарина Т.И  // Детям о времени //  Ярославль, 1986 11. Холомкина А.И.  Изучение мер времени. // Начальная школа //  № 3 1982  12.Как рассказать о времени, научит его ценить  // Читаем, учимся, играем//   № 4 2002  13. Развитие коррекции. Москва ,2001

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"

Из опыта работы "Изучение меры времени в старших классах с обучающимися с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017