Демидовская А.М., учитель математики
Тема выступления «Математические способности и одаренность»
Каждый педагог в своей работе, если уже не встретился, то в любой момент может встретиться с явно или неявно одаренными детьми- детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть, как говорят психологи, общие способности (за что ни возьмется все у него получается), специальные способности (по всем предметам троечник, а по математике решит любую задачу), творческие способности (всегда он сочиняет, придумывает что-то), лидерские способности и др. виды.
Встреча с одаренными учащимися по сути является экзаменом для педагога в профессиональном, личностном, духовно-нравственном отношениях. Такая встреча дает педагогу возможность пережить «точку роста» , возможность продвижения на пути профессионального и личностного становления.
В настоящее время существует более 100 различных определений одаренности. В большинстве этих определений одаренность описывается следующими понятиями: «творчество», «интеллект», «успешная деятельность».
Одаренность ребенка не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.
Общая схема структуры математических способностей в школьном возрасте по В. А. Крутецкому.
1. Получение математической информации.
1) Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
2. Переработка математической информации.
1) Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.
2) Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.
3) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.
4) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.
5) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.
6) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).
3. Хранение математической информации.
1) Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
4. Общий синтетический компонент.
1) Математическая направленность ума.
Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.
Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:
1. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.
2. Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).
3. Память на цифры, числа, формулы.
4. Способность к пространственным представлениям.
5. Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.
В нашей школе с 1998 г. официально открыты классы с углубленным изучением математики и системно ведется работа с одаренными школьниками. Целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательной школы. А для достижения цели наше МО решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение.
Были написаны и сертифицированы программы для уч-ся, которые стали результатом обобщения и систематизации опыта работы учителей математики школы №45.
Выявление одаренных и талантливых детей
Выявление одаренных детей происходит через анализ особых успехов и достижений детей, диагностику их потенциальных возможностей, осуществление преемственности между средним и старшим звеном.
Делаем это при помощи следующих форм работы:
- Творческих заданий
- Исследовательских проектов
- Инсценировок по темам в рамках дидактического театра
3.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
Мы помогаем одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания. Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.
Задачи с несформулированным вопросом. В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений.
Задачи с недостающими данными. В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить.
Задачи с излишними данными. В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы, для решения, и указать на лишние, ненужные (ненужные данные выделены курсивом)
Задачи на доказательство. Сущность этих задач в доказательстве определенных положений. Учащиеся упражняются в построении правильного, обоснованного, последовательного рассуждения.
Задачи на рассуждение (или составление уравнений).
Задачи с несколькими решениями. Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение.
Задачи на соображение.
Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний, однако в ряде случаев необходимо проявить известную изобретательность.
Задачи на логическое рассуждение.
Задачи с наглядным решением.
Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно-образных средств (рисунков, схем, чертежей).
Задачи, требующие наглядных представлений.
Задачи этого типа учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги, без опоры на соответствующие фигуры или тела.
4. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников. Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.
В своей работе мы используем различные виды контроля: тематический контроль выполнения заданий, проверку выполнения всех этапов научно-исследовательской деятельности, следим за оформлением работ. Но самое важное – самостоятельно стараемся разработать критерии оценивания работ ученика.
5. Развитие математических способностей. Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. способности формируются и развиваются в деятельности. Для пробуждения и развития интереса к математике мы используем межпредметные связи. Включение школьника в доступную его возрасту математическую деятельность - основной путь развития математических способностей
6. Поощрение одаренных детей
Любую деятельность всегда стимулирует поощрение..
7. Мониторинг формирования предметных компетенций в рамках учебной деятельности.
8. Преподаватели, работающие с одаренными детьми. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.
Формы работы с одаренными детьми
-групповые занятия с одаренными учащимися;
-факультативы;
- дидактический театр;
-научно-исследовательская деятельность (Малое НОУ 5-7 кл);
-неделя математики, День «π »;
-участие в предметных олимпиадах
-участие в интернет-конкурсах
Результаты
-Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап)
-Городская олимпиада школьников.
-НОУ (город).
-Итоговая аттестация: 2010г.-4 место, 2011г.-1 место,2012г.- 1 место в районе и 4 место в городе,2013г. – 2 место, 2014г.-1 место, 2015г.-1 место.
Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.
В заключении можно сказать, что основными идеями в обучении и воспитании одаренных детей являются сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться с людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.