Из опыта работы "Одаренные дети: современные технологии и практика""
Оценка 4.9

Из опыта работы "Одаренные дети: современные технологии и практика""

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
31.03.2017
Из опыта работы "Одаренные дети: современные технологии и практика""
Выступление на педсовете из опыта своей работы по теме "Система работы с одаренными детьми". Более 20 лет работаю в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Имею большой опыт работы с детьми, обладающими высокой мотивацией к изучению математики. Выступление- это рассказ о своей работе в этом направлении.
математические способности и одаренность.docx

Демидовская А.М., учитель математики

Тема выступления «Математические способности и одаренность»

Каждый педагог в своей работе, если уже не встретился, то в любой момент может встретиться с явно или неявно одаренными детьми- детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть, как говорят психологи, общие способности (за что ни возьмется все у него получается), специальные способности (по всем предметам троечник, а по математике решит любую задачу),  творческие способности (всегда он сочиняет, придумывает что-то), лидерские способности и др. виды.

Встреча с одаренными учащимися по сути является экзаменом для педагога в профессиональном, личностном, духовно-нравственном отношениях. Такая встреча дает педагогу возможность пережить «точку роста» , возможность продвижения на пути профессионального и личностного становления.

В настоящее время существует более 100 различных определений одаренности. В большинстве этих определений одаренность описывается следующими понятиями: «творчество», «интеллект», «успешная деятельность».

Одаренность ребенка не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.

Общая схема структуры математических способностей в школьном возрасте по В. А. Крутецкому.

1.      Получение математической информации.

1)      Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

2.      Переработка математической информации.

1)      Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.

2)      Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.

3)      Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.

4)      Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

5)      Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

6)      Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3.      Хранение математической информации.

1)      Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

4.      Общий синтетический компонент.

1)      Математическая направленность ума.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.

Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:

1.          Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.

2.          Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).

3.          Память на цифры, числа, формулы.

4.          Способность к пространственным представлениям.

5.          Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

В нашей школе  с 1998 г. официально открыты классы с углубленным изучением математики и системно ведется работа с одаренными школьниками. Целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательной школы. А для достижения цели наше МО решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение.

Были написаны и сертифицированы программы для уч-ся, которые стали результатом обобщения и систематизации опыта работы учителей математики школы №45.

Выявление одаренных и талантливых детей

Выявление одаренных детей  происходит через анализ особых успехов и  достижений детей, диагностику их потенциальных возможностей, осуществление преемственности между средним и старшим звеном.

Делаем это при помощи следующих форм работы:

- Творческих заданий

- Исследовательских проектов

- Инсценировок по темам в рамках дидактического театра

3.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Мы помогаем одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания. Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

Задачи с несформулированным вопросом. В этих задачах нарочито не     формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче    математических отношений.

Задачи с недостающими данными. В задачах этого типа отсутствуют    некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не    представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и    доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не   хватает, что надо добавить.

Задачи с излишними данными. В эти задачи нарочито введены       дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие       необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные,       которые необходимы, для решения, и указать на лишние, ненужные (ненужные       данные выделены курсивом)

Задачи на доказательство. Сущность этих задач в доказательстве   определенных положений. Учащиеся упражняются в построении правильного,    обоснованного, последовательного рассуждения.

Задачи на рассуждение (или составление уравнений).

Задачи с несколькими решениями. Для упражнения гибкости мышления       важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же     задачи. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое,   изящное решение.

Задачи на соображение.

Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний,       однако в ряде случаев необходимо проявить известную изобретательность.

Задачи на логическое рассуждение.

Задачи с наглядным решением.

       Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно-образных    средств (рисунков, схем, чертежей).

 Задачи, требующие наглядных представлений.

Задачи этого типа учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и       бумаги, без опоры на соответствующие фигуры или тела.

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников. Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.

В своей работе мы используем  различные виды контроля: тематический контроль выполнения заданий, проверку выполнения всех этапов научно-исследовательской деятельности, следим за оформлением работ. Но самое важное – самостоятельно стараемся разработать критерии оценивания работ ученика.

5. Развитие математических способностей. Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к   математике.  способности формируются и развиваются в деятельности. Для пробуждения и развития интереса к математике мы используем межпредметные связи. Включение школьника в доступную его возрасту математическую деятельность -   основной путь развития математических способностей

6. Поощрение одаренных детей

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение..

7. Мониторинг формирования предметных компетенций в рамках учебной деятельности.

8. Преподаватели, работающие с одаренными детьми. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.

Формы работы с одаренными детьми

-групповые занятия с одаренными учащимися;

-факультативы;

- дидактический театр;   

-научно-исследовательская деятельность  (Малое НОУ  5-7 кл);

-неделя математики, День  «π »;

-участие в предметных олимпиадах

-участие в интернет-конкурсах

Результаты

-Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап)

-Городская олимпиада школьников.

-НОУ (город).

-Итоговая аттестация: 2010г.-4 место, 2011г.-1 место,2012г.- 1 место в районе и 4 место в городе,2013г. – 2 место, 2014г.-1 место, 2015г.-1 место.

Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.

В заключении можно сказать, что основными идеями в обучении и воспитании одаренных детей являются сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться с людьми.



 

Демидовская А.М., учитель математики

Демидовская А.М., учитель математики

В нашей школе с 1998 г. официально открыты классы с углубленным изучением математики и системно ведется работа с одаренными школьниками

В нашей школе с 1998 г. официально открыты классы с углубленным изучением математики и системно ведется работа с одаренными школьниками

Развитие математических способностей

Развитие математических способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017