Использование заданий функциональной грамотности на уроках математики
Оценка 4.6

Использование заданий функциональной грамотности на уроках математики

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
математика
5 кл—9 кл
15.11.2024
Использование заданий функциональной грамотности  на уроках математики
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. В новых обстоятельствах процесс обучения школьников должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе». И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Я, как учитель, на уроках математики делаю акцент н формирование навыков приобретения критического мышления, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной и читательской грамотности учащихся.
функц грам на ур матем.docx

Использование заданий функциональной грамотности

на уроках математики

    Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

       В новых обстоятельствах процесс обучения школьников должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

       И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Я, как учитель, на уроках математики делаю акцент н формирование навыков приобретения критического мышления, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной и читательской грамотности учащихся.

    Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:

- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством матем. знаний,

- решать их, используя математические знания и методы,

- обосновывать принятые решения путем математических суждений,

- анализировать использованные методы решения,

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

     Для развития «функциональной  математической грамотности» мною используются разнообразные задания (задачи и кейсы). При отборе содержания заданий, учитываю основные темы традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел. В рамках этих тем значительное внимание уделяю ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).

     Математическая грамотность напрямую зависит от читательской грамотности, т.к. текст, ситуация и вопрос, только в совокупности они могут развивать умения не пересказа

прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения (задачи).

Использую все виды текстов:                                                              

— «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты;

— «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы);

— «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы;

— «составные тексты», они соединяют несколько текстов, различных не только по содержанию, но и по формату.

 Таких текстов  или нет  вообще или имеются в недостаточном количестве школьных учебников. Поэтому приходится использовать материалы сайтов и пособий по подготовке к ВПР и ГИА.

      В 5-м и 6-м классах считаю важным научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

· определять главное и второстепенное в тексте задачи;

· сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;

· уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);

· составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

· вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;

· развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

   Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

   Типы учебных задач:

· задания, в которых имеются лишние данные;

· задания с противоречивыми данными;

· задания, в которых данных недостаточно для решения;

· многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися

предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого я использую для решения ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

    Типы задач:

· Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

· Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

· Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

· Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

  Например, в своей практике  использую задания для 5-6 классов.

Задача 1 «План» Прочитайте внимательно текст и выполните задание.

 Объекты

жилой дом

сарай

баня

теплица

Цифры

https://math-oge.sdamgia.ru/get_file?id=30831&png=1На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева  — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м.

Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки.

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1м и вымощены тротуарной плиткой размером1м × 1м

 Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.  К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырех цифр.

Задача 2 «Геометрическая»

2.1. На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его. Используя рисунок, определите, длину пути (в м), если масштаб 1 см:10000 см

2.2. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 800м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.

2.3. Сколько досок длиной 3,5 м, шириной 20 см и толщиной 20 мм выйдет из четырехугольной балки длиной 105 дм, имеющей в сечении прямоугольник размером 30 см 40 см?

2.4. https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=71493&png=1Из четырёх деревянных досок длиной 90 см, шириной 55 см и толщиной 8 см склеили брусок, как показано на рисунке. Найдите объём этого бруска в куб. сантиметрах.

2.5. https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=71502&png=1Изображённую на рисунке фигуру из кубиков поместили в коробку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда. Какое наибольшее количество таких же кубиков может поместиться в такой пустой коробке?

2.6. https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=72175&png=1Найдите площадь клумбы без дорожки. Ответ дайте в квадратных метрах.

План местности разбит на квадраты. Сторона квадрата равна 1 м. На плане местности изображена клумба, разбитая на две части прямой дорожкой.

2.7. На плане, данном в условии, изобразите прямоугольную клумбу, площадь которой на 4 м2 больше площади данной клумбы (без дорожки).

Задача 3 «Таблицы, диаграммы»

3.1.В каком году в Большом театре балет «Щелкунчик» шёл больше раз, чем в другие годы? На диаграмме показано, сколько раз в Большом театре шли балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» в течение пяти лет.

https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=70897&png=1

3.2. Сколько всего раз шёл балет «Лебединое озеро» в Большом театре в течение трёх лет,с 2013 по 2015г.? На диаграмме показ.,сколько раз в Большом театре шли балеты«Щелкунчик» и «Лебединое озеро»за 5лет.

3.3. В таблице показаны результаты работы четырёх принтеров. Сколько страниц в минуту печатает принтер с самой большой скоростью печати?

Принтер

Время печати

Количество напечатанных страниц

А

6 мин.

114 шт.

Б

7 мин.

147 шт.

В

9 мин.

144 шт.

Г

8 мин.

120 шт.

 

 

 

 

 

 

31.10.2024      ШМО учителей естественно- математ.дисциплин                  Учитель Митрофанова Н.В.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Использование заданий функциональной грамотности на уроках математики

Использование заданий функциональной грамотности на уроках математики

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане

Использование заданий функциональной грамотности на уроках математики

Использование заданий функциональной грамотности  на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2024