Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту. VIII вид, индивидуальное обучение

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей адаптированной программы обучения и развития, основными принципами которой являются: психологическая безопасность; помощь в приспособлении к окружающим условиям; единство совместной деятельности; мотивирование ребенка к учебному процессу. В процессе обучения детей с ОВЗ счёту предусматривается система таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, являются действенными, практически ценными и обеспечивают детям подготовку к трудовой деятельности. Обучение счёту организую на наглядной практической основе. Основные задачи, стоящие в самом начале обучения счёту – развитие у учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, вести тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основные методы работы: наблюдение, экскурсии, дидактические игры.
Иконка файла материала конспект.docx
Хочу поделиться некоторыми советами из своего опыта. Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей адаптированной программы обучения и развития, основными принципами которой являются: психологическая безопасность; помощь в приспособлении к окружающим условиям; единство совместной деятельности; мотивирование ребенка к учебному процессу. В процессе обучения детей с ОВЗ счёту предусматривается система таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, являются действенными, практически ценными и обеспечивают детям подготовку к трудовой деятельности. Обучение счёту организую на наглядной практической основе. Основные задачи, стоящие в самом начале обучения счёту – развитие у учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, вести тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основные методы работы: наблюдение, экскурсии, дидактические игры. Как ребёнка с ОВЗ, да ещё с нарушениями в поведении обучить счёту, если он не может высидеть за партой и десяти минут, подвижен, очень эмоционален, легко отвлекается на посторонние вещи. Поэтому приходится тратить много усилий на воспитание усидчивости, самостоятельности, сдержанности. И такому ребёнку хочется идти в школу, как ходят брат, сестра или дочь и сын соседа. Как же можно поддержать интерес ребёнка с ОВЗ в его стремлении расширить и развить мышление? Есть много учебников, тетрадей на печатной основе, обучающих счёту. На занятиях в школе часто пользуются счетными палочками, счетными наборами. Зачастую такая работа на занятиях утомляет детей с ОВЗ. А мне хочется посоветовать всем – учителям и родителям, использовать реальные предметы в обучении детей счёту. С первых дней учёбы в школе я использую окружающую природу в обучении детей счёту. Что же можно считать, когда на улице стоит сентябрь, великолепная пора? Оказывается очень многое. Можно, например, сосчитать: деревья, кустарники, розы в школьном дворе; птичек, сидящих на дереве; спортивные снаряды на спортплощадке; количество шагов между деревьями; листочки на ветке и так далее. А отдыхая на перемене, можно посчитать в классе: сколько ножек у стула, у стола? сколько столов в каждом ряду? сколько окон, дверей в классе? сколько всего ламп? сколько ламп горит, сколько не горит? сколько шкафов? и т.д. В школьном коридоре, поднимаясь по лестнице вверх и спускаясь вниз, считать с детьми ступеньки. Вот вам прямой и обратный счёт. Можно легко отработать понятия больше, меньше, равно, например: попросить ребёнка на стол поставить три стакана, рядом положить три кисточки и столько же карандашей, а альбомов положить на два больше, чем карандашей. Образование числа я отрабатываю с реальными предметами. Например: прошу ребёнка взять три карандаша, взять ещё один. Спрашиваю, сколько всего карандашей? Разложи эти четыре карандашей на две кучки. Сколько карандашей в каждой кучке? Пусть ребёнок пересчитывает карандаши каждый раз: один карандаш – в одной руке и трикарандаша – в другой. Сколько всего карандашей? Как ещё можно разложить эти карандаши? Аналогично провожу работу над образованием других чисел в пределах десяти. Вместо карандашей можно использовать яблоки, мандарины, конфеты и др. На уроках счёта дети не только считают различные предметы, но и называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Из личного опыта скажу, что детям нравится эта работа. Она их не утомляет. Они с удовольствием считают и в дальнейшем интересуются числами и действиями над ними. 2