Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Оценка 4.9

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
1 кл
08.04.2019
Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Эта статья пригодиться тем учителям, у которых есть в классе семьи, поставленные на учет социальные службы. Учитель делиться опытом своей работы перед коллегами на методическом объединении классных руководителей. предлагаются темы родительских собраний и анкеты для семей находящихся в социально- опасном положении.
Организация работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении.docx
Организация профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально ­ опасном положении   Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей.         Семья   –   предмет   изучения   разных   социальных   наук.   В   каждой   даётся   своё определение данному понятию. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения   членов   семьи   и   разных   поколений,   на   воспитательную   и социальную   роль   представителей   старшего   поколения   в   развитии   младших участников   общественной   группы.   Данное   понятие   многогранное.   Но   каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.     СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.       Я ­ учитель первоклассников, имею большой стаж работы и очень часто у меня и моих коллег  были семьи попавшие в трудную ситуации, некоторые из них стояли на учете, а многим старались помочь и помогали выйти из этих ситуаций. Главное для педагога   быть   внимательным,   неравнодушным   и   своевременно   выявлять   в   классе таких  детей  и такие семьи. Семья, ребенок из которой обучается у меня в 1 классе до прихода в школу уже была поставлена на учете в службе по делам семьи и детей Администрации Лениниского района. Основным критериям при постановки на учет было жестоко обращение с ребенком. Поэтому еще до начала учебных занятий 1­го сентября  я начала знакомство с членами семьи и социально бытовыми условиями.     Основными   критериями при определении этой семьи,  находящейся в социально опасном положении является: ­   педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого­педагогической   культуры   (характеризуется   не   только   ошибками   и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что­либо изменять и исправлять в содержании  и методах  воспитания, был  случай  жестокого обращения  со стороны одного из родителей);      Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать семья, так в которой   трудные   материальные   условия,   отсутствие   работы   у   взрослых трудоспособных членов семьи, конфликты между членами семьи, злоупотребление спиртными напитками и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. В данном случае это одинокая мать,  которая еще и позволяла себе употреблять алкогольные напитки.               Такие   семьи     требует   большого   внимания   со   стороны   школы.   И   задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу со всеми членами семьи, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.       Признаки социального неблагополучия моего учащегося: ­ утомленный, сонный вид; ­ санитарно­гигиеническая запущенность; ­ неумеренный аппетит; ­ задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии. ­ привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; ­ проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в обучении.   Признаки физического насилия в семье: ­ боязливость ребенка,    ­ сосание пальца, раскачивание,   ­ стремлении скрыть причину травм.   Эта     семьи   всегда   находятся   под   нашим   пристальным   контролем.   Наиболее эффективная форма работы являются ­   индивидуальная. К таким формам работы относятся: беседы с родителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.  Для устранения неблагополучия в семье мною проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.  ­ обеспечиваю связь образовательного учреждения с семьей; устанавливаю контакт с родителями обучающихся;  ­ выявляю воспитательные возможности родителей и вовлекаю их в жизнь классного коллектива;  ­ изучаю уклад жизни и традиции семьи; (для пополнения информации о ребенке и его   семье   я   с   педагогом   психологом   проводим   рисуночные   тесты   «Мир   глазами ребенка», «Портрет семьи», используем методику «Дом, дерево, человек»). ­ консультирую родителей по вопросам воспитания и обучения детей.  Тест­игра для получения информации о членах семьи:  «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей  семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке  не указывать). 1 Сколько раз тебе повторять! –2 балла. 2.  Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл. 3.  Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл. 4. И в кого ты только уродился! –2 балла. 5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл. 6. Ну на кого ты похож (а)! –2 балла. 7. Я в твое время! –2 балла. 8.  Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл. 9.   Что за друзья у тебя! – 2 балла. 10. О чем ты только думаешь! – 2 балла. 11. Какая ты у меня умница! – 2 балла. 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 б. 13. У всех дети как дети, а ты? –2 балла. 14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 б ­ организую в классе образовательно­воспитательный процесс ребенка;  ­ изучаю индивидуальные его особенности и их динамику; ­ контролирую посещаемость учебных занятий и успеваемость;  ­ анализирую условия и причины негативных проявлений в среде класса ребенка и  определяю меры по педагогической помощи и поддержке семьи данной категории.  Тест «Искусство воспитания» Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти,  иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. 1.             Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2.             Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам? 3.             Интересуются ли они вашей работой? 4.             Знаете ли вы друзей ваших детей? 5.             Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 6.             Проверяете ли вы, когда они учат уроки? 7.             Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения? 8.             Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9.             Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома? 10.         Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 11.         А телевизионные передачи и фильмы? 12.         Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13.         Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах? 14.         Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми? ­  оказываю и  координирую   педагогическую поддержку и  учебную помощь членам семьи   и   ученику    в   подготовке   домашних   заданий,   преодолении   трудностей   в обучении;  ­   организовываю   психолого­педагогическое   просвещение   родителей;   провожу   на собраниях лекции, консультирую членов  семьи с приглашением педагога­психолога; Родительские собрания в которых рассматриваются вопросы со следующей тематикой: «Педагогическая значимость формирования личностных качеств ребёнка младшего школьного возраста в семье», «Поощрения и наказания»,    «Общение в семье. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей », «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка» «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие ребенка ». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», ­ оказываю помощь в разрешении конфликтных ситуаций; ­ организовываю  занятость ребенка во внеурочное время и во время каникул;  ­  очень   важно   таких   детей   стимулировать     принимать   участие   во   внеклассной, внеурочной   работе,   занятиях   в   кружках,   секциях,   в   походах,   экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры ( это им очень нравится, т.к. родители практически никуда их не выводили); Практикую проводить с родителями упражнения. Упражнение для родителей   Инструкция к выполнению упражнения: «Нарисуйте на листе бумаги овал и  представьте, что это сутки вашего ребенка. Разделите его на временные  промежутки, т.е. чем занят ваш ребенок и сколько времени у него занимает    «Сутки моего ребенка» та или иная деятельность? Включайте сюда все: сон, прием пищи, занятия в школе и т.д.» Примерные   вопросы   для   самоанализа,   которые   можно   предложить родителям после того, как они заполнят овал:  Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок? Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть   ли   от   этого   польза?   (Став   постарше,   ребенок   займет   это   время. Вопрос: чем?). ­ оказываю помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;      Основной   критерий   оценки   эффективности   индивидуальной   профилактической работы с семьей: ­ улучшение положения и качества жизни ребенка;  ­ устранение причин неблагополучия;  ­   расширение   возможностей   защиты   права   на   достойную   жизнь,   на   здоровье   и образование.     Оценка эффективности работы с семьей:  ­ соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил учитель.    Оценка позитивной динамики ситуации будет включать следующие показатели:  ­ уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный   образ   жизни,   улучшилась   бытовая   обстановка   в   семье)   родители проявляют заботу о детях; ­ дети посещают общеобразовательное учреждение;  ­ уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;  ­ семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;  ­   в   социальном   окружении   появились   другие   значимые   взрослые   (родственники, близкие знакомые, родители одноклассников), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;  ­   семья   позитивно   принимает   помощь   и   социальные   контакты   с   лицами, осуществляющими патронаж. 1.Берегите своих детей, Их за шалости  не ругайте Зло своих неудачных дней, Никогда на них не срывайте.     Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я  отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.                  Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это ­ диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого­ педагогической   помощи.   А   также   поняли,   что   какую   бы   работу   с   семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе.  Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились. Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.  1. «Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего»: Анкета для детей ­  кричат на тебя – да, нет ­ пытаются уговорить убедить – да, нет ­  обижаются и ждут твоей реакции – да, нет ­  дают подзатыльник – да, нет ­ не обращают на тебя внимания – да, нет ­ пугают избиением, ремнем ­  да, нет ­  могут ударить, избить – да, нет   ­  пытаются объяснить, что ты не прав – да, нет    ­  другое – что именно? 2.   По   твоему   мнению,   могут   ли   родители,   находясь     в   стрессовом состоянии, проявить агрессию («разрядиться») на тебе:  ­ часто; ­ иногда; ­ никогда; ­ затрудняюсь  ответить. 3.   Какие   причины,   по   твоему   мнению,   наиболее   часто   вызывают   гнев родителей:   ­  когда ты огорчаешь родителей; ­ ссора родителей между собой; ­ когда ты чего­нибудь просишь, требуешь; ­ стремление родителей воспитать тебя как ребенка; ­ желание убедить в своей точке зрения; ­ не можешь  объяснить. 4. Как   часто   появляется   у   родителей   желание   похвалить   тебя,   обнять, поцеловать: ­ часто; ­  редко; ­  никогда; ­ затрудняюсь ответить.  5. При тяжелых провинностях вид наказания выбирает:­  мать;  ­  отец.    Анкета для родителей 1. Наказываете  ли Вы  своего ребенка? ­ не наказываю  вообще;   ­  наказываю редко; ­  наказываю  часто; ­ наказываю иногда. 2. За что Вы чаще всего наказываете своего ребенка? ­ плохие оценки; ­ за непослушание; ­  за позднее возвращение домой; ­ за враньё;­ за все, что ни лень; ­ не наказываю   вообще или редко; ­ другое (указать). 3. Кто чаще наказывает?  ­  мать       ­  отец 4. Хвалите ли Вы своего ребенка?  ­  часто; ­ редко; ­  иногда; ­ никогда.  1 Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания» Одной группе участников (на листах бумаги) предложить МИФЫ, а  второй группе – ФАКТЫ. Мифы и факты по поводу насилия: 1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как  физические (телесные).  Факт: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие  человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления.  Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству. 2. Миф:   Дети   чаще   подвергаются   насилию   в   социально неблагополучных семьях Факт: Насилие   в   семье   не   ограничивается   определенными социальными группами или слоями населения.  Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. 3.  Миф: Физические наказания могут  пойти ребенку на пользу Факт: Физические   наказания   оставляют   в   детях   чувства   страха   и унижения и желание отомстить.   4.  Миф:  Дети   могут   провоцировать   взрослых   на   жестокое обращение Факт: Дети,   как   и   другие   люди,   могут   заставлять   взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые   ответственны   за   то,   какие   способы   –   они   выбирают   для выражения своего гнева. 5.Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.     Факт: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности. 6. Миф: женщина не   уходит   от   агрессивного   мужа    потому, что детям нужен отец. Факт:   без сомнения в идеале   дети       нуждаются и в матери,   и в отце.   Однако   дети,   живущие   в   условиях   насилия   в   семье,   сами   могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не   делает,   часто   они   начинают   ненавидеть   обе   стороны:   отца   за жестокость, мать ­ за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Из опыта работы  профилактической работы с семьями  обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019