Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
1 кл
08.04.2019
Эта статья пригодиться тем учителям, у которых есть в классе семьи, поставленные на учет социальные службы. Учитель делиться опытом своей работы перед коллегами на методическом объединении классных руководителей. предлагаются темы родительских собраний и анкеты для семей находящихся в социально- опасном положении.
Организация работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении.docx
Организация профилактической работы с семьями
обучающихся, находящихся в социально опасном положении
Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так
нет совершенно идентичных семей.
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё
определение данному понятию. В педагогике и в психологии делает упор на личные
взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и
социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших
участников общественной группы. Данное понятие многогранное. Но каждое
определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди
связаны между собой определёнными отношениями.
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Я учитель первоклассников, имею большой стаж работы и очень часто у меня и
моих коллег были семьи попавшие в трудную ситуации, некоторые из них стояли на
учете, а многим старались помочь и помогали выйти из этих ситуаций. Главное для
педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе
таких детей и такие семьи. Семья, ребенок из которой обучается у меня в 1 классе
до прихода в школу уже была поставлена на учете в службе по делам семьи и детей
Администрации Лениниского района. Основным критериям при постановки на учет
было жестоко обращение с ребенком. Поэтому еще до начала учебных занятий 1го
сентября я начала знакомство с членами семьи и социально бытовыми условиями.
Основными критериями при определении этой семьи, находящейся в социально
опасном положении является:
педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием
психологопедагогической культуры (характеризуется не только ошибками и
дефектами в воспитании детей, но и нежеланием чтолибо изменять и исправлять в
содержании и методах воспитания, был случай жестокого обращения со стороны
одного из родителей);
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать семья, так в
которой трудные материальные условия, отсутствие работы у взрослых
трудоспособных членов семьи, конфликты между членами семьи, злоупотребление
спиртными напитками и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят
семьи группы риска. В данном случае это одинокая мать, которая еще и позволяла
себе употреблять алкогольные напитки.
Такие семьи требует большого внимания со стороны школы. И задача
специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу со всеми членами
семьи, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Признаки социального неблагополучия моего учащегося:
утомленный, сонный вид;
санитарногигиеническая запущенность; неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии.
привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье:
боязливость ребенка,
сосание пальца, раскачивание,
стремлении скрыть причину травм.
Эта семьи всегда находятся под нашим пристальным контролем. Наиболее
эффективная форма работы являются индивидуальная. К таким формам работы
относятся: беседы с родителями, рекомендации и консультации, посещение семьи,
анкетирование, диагностика, выявление и учет.
Для устранения неблагополучия в семье мною проводится целенаправленная работа
с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в
вопросах успешной социальной адаптации детей.
обеспечиваю связь образовательного учреждения с семьей; устанавливаю контакт с
родителями обучающихся;
выявляю воспитательные возможности родителей и вовлекаю их в жизнь классного
коллектива;
изучаю уклад жизни и традиции семьи; (для пополнения информации о ребенке и
его семье я с педагогом психологом проводим рисуночные тесты «Мир глазами
ребенка», «Портрет семьи», используем методику «Дом, дерево, человек»).
консультирую родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
Тестигра для получения информации о членах семьи:
«Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей
семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке
не указывать).
1 Сколько раз тебе повторять! –2 балла.
2. Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.
4. И в кого ты только уродился! –2 балла.
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.
6. Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.
7. Я в твое время! –2 балла.
8. Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.
9. Что за друзья у тебя! – 2 балла.
10. О чем ты только думаешь! – 2 балла.
11. Какая ты у меня умница! – 2 балла.
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 б.
13. У всех дети как дети, а ты? –2 балла.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 б
организую в классе образовательновоспитательный процесс ребенка;
изучаю индивидуальные его особенности и их динамику;
контролирую посещаемость учебных занятий и успеваемость;
анализирую условия и причины негативных проявлений в среде класса ребенка и
определяю меры по педагогической помощи и поддержке семьи данной категории.
Тест «Искусство воспитания» Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти,
иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6. Проверяете ли вы, когда они учат уроки?
7. Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9. Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними,
а не уходили из дома?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
оказываю и координирую педагогическую поддержку и учебную помощь членам
семьи и ученику
в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в
обучении;
организовываю психологопедагогическое просвещение родителей; провожу на
собраниях лекции, консультирую членов семьи с приглашением педагогапсихолога;
Родительские собрания в которых рассматриваются вопросы со следующей
тематикой: «Педагогическая значимость формирования личностных
качеств ребёнка младшего школьного возраста в семье»,
«Поощрения и наказания», «Общение в семье. Влияние алкоголя
на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на
интеллектуальное и физическое развитие детей », «Задачи семьи
в формировании нравственных качеств личности ребенка»
«Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет
на поведение и развитие ребенка ». «Наказание в семье. Как не
перегнуть палку»,
оказываю помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
организовываю занятость ребенка во внеурочное время и во время каникул;
очень важно таких детей стимулировать принимать участие во внеклассной,
внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях,
культпоходах в театры, музеи, кинотеатры ( это им очень нравится, т.к. родители
практически никуда их не выводили);
Практикую проводить с родителями упражнения.
Упражнение для родителей
Инструкция к выполнению упражнения: «Нарисуйте на листе бумаги овал и
представьте, что это сутки вашего ребенка. Разделите его на временные
промежутки, т.е. чем занят ваш ребенок и сколько времени у него занимает
«Сутки моего ребенка» та или иная деятельность? Включайте сюда все: сон, прием пищи, занятия в
школе и т.д.»
Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить
родителям после того, как они заполнят овал:
Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?
Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно,
есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время.
Вопрос: чем?).
оказываю помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической
работы с семьей:
улучшение положения и качества жизни ребенка;
устранение причин неблагополучия;
расширение возможностей защиты права на достойную жизнь, на здоровье и
образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые
определил учитель.
Оценка позитивной динамики ситуации будет включать следующие показатели:
уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести
нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье) родители
проявляют заботу о детях;
дети посещают общеобразовательное учреждение;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники,
близкие знакомые, родители одноклассников), помощь которых семья принимает и
позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами,
осуществляющими патронаж.
1.Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте
Зло своих неудачных дней,
Никогда на них не срывайте.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в
трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я отобрала для своей
работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально
опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма.
Помощь в работе с семьёй это диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого
педагогической помощи. А также поняли, что какую бы работу с семьёй,
находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не
делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из
этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из
таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для
самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их
жестоким миром.
1. «Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего»:
Анкета для детей
кричат на тебя – да, нет
пытаются уговорить убедить – да, нет
обижаются и ждут твоей реакции – да, нет
дают подзатыльник – да, нет
не обращают на тебя внимания – да, нет
пугают избиением, ремнем да, нет
могут ударить, избить – да, нет
пытаются объяснить, что ты не прав – да, нет
другое – что именно?
2. По твоему мнению, могут ли родители, находясь в стрессовом
состоянии, проявить агрессию («разрядиться») на тебе:
часто; иногда; никогда; затрудняюсь ответить.
3. Какие причины, по твоему мнению, наиболее часто вызывают гнев
родителей: когда ты огорчаешь родителей; ссора родителей между
собой; когда ты чегонибудь просишь, требуешь; стремление родителей
воспитать тебя как ребенка; желание убедить в своей точке зрения; не
можешь объяснить.
4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять,
поцеловать: часто; редко; никогда; затрудняюсь ответить.
5. При тяжелых провинностях вид наказания выбирает: мать; отец.
Анкета для родителей
1. Наказываете ли Вы своего ребенка?
не наказываю вообще; наказываю редко; наказываю часто;
наказываю иногда.
2. За что Вы чаще всего наказываете своего ребенка?
плохие оценки; за непослушание; за позднее возвращение домой;
за враньё; за все, что ни лень; не наказываю вообще или редко;
другое (указать).
3. Кто чаще наказывает? мать отец 4. Хвалите ли Вы своего ребенка?
часто; редко; иногда; никогда.
1 Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
Одной группе участников (на листах бумаги) предложить МИФЫ, а
второй группе – ФАКТЫ.
Мифы и факты по поводу насилия:
1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как
физические (телесные).
Факт: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие
человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления.
Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.
2. Миф:
Дети чаще подвергаются насилию в социально
неблагополучных семьях
Факт: Насилие в семье не ограничивается определенными
социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать
и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.
3. Миф: Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
Факт: Физические наказания оставляют в детях чувства страха и
унижения и желание отомстить.
4.
Миф: Дети могут провоцировать взрослых на жестокое
обращение
Факт: Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых
испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только
взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для
выражения своего гнева.
5.Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.
Факт: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается,
как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек
больше не находится в ситуации насилия и опасности. 6. Миф: женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что
детям нужен отец.
Факт: без сомнения в идеале дети нуждаются и в матери, и в
отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут
просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого
не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за
жестокость, мать за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Из опыта работы профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.