Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»
Оценка 5

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Оценка 5
Особые потребности
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
17.02.2019
Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»
Статья о проблемах инклюзивного образования. Разработка адаптированных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ. В частности для детей с умственной отсталостью. В основе содержания программы лежит экспериментальная деятельность. Программа основана на нетрадиционных техниках рисования. Важные факторы результативности обучения детей с умственной отсталостью.
разработка адаптированной программы ОВЗ.docx
Разработка адаптированной программы художественной направленности для  детей с ОВЗ. «…где бы ни обучался ребёнок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребёнка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» В.И. Лубовский. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и  инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и  реализовать свои права наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения,  где обучались нормальные дети. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования находится  под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ,  но и всей общественности. Разработаны и вступили в силу с 1 сентября 2016 г.  спецстандарты и СанПиНы обучения детей с ОВЗ, разработан профессиональный  стандарт педагога, который выдвигает требования к личностным качествам  учителя: «готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их  склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных  возможностей». Актуальность данной проблемы обязывает педагога разрабатывать и  адаптировать специальные образовательные  программы для таких детей. Я  работаю в образовательном учреждении, где воспитываются и обучаются дети­ сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В нашем учреждении живут  и воспитываются дети с различными особенностями в развитии. Согласно Закону  № 181­ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и  гарантирует создание необходимых условий для его получения.  В своей статье хотелось бы поделиться опытом о разработке адаптированной  общеобразовательной программы художественной направленности для детей с  ОВЗ. Программа составлена для детей с умственной отсталостью, на основе  изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И. А Лыковой,  программы. «Радуга» и  «Детство», а также программы. Данная литература была  изучена и переработана в рамки программы «Развитие изобразительных  способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования» с изменениями на основании разных  диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и  развитием. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией,  звуком, движением, рисованием. А для детей с ОВЗ ­ это единственный способ   заявить миру о себе как о творческой личности. Арт­терапия способствует  процессу осознания себя и своего места в мире людей, предметов, явлений, даёт  возможность отреагировать собственные страхи, агрессию, внутренние  конфликты. Одним из наиболее распространённых и эффективных видов арт­ терапии является изотерапия, где в качестве основного психотерапевтического  средства используется рисунок. В качестве социально­реабилитирующей и терапевтической методики мною  выбрана методика развития творческих способностей ребёнка посредством  нетрадиционных техник рисования. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными  способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не  значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети с  ограниченными возможностями ­ это дети, имеющие различные отклонения  психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего  развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного  понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с  проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с  трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие  того или иного недостатка не предопределяет неправильного, с точки зрения  общества, развития.  У детей с ограниченными возможностями здоровья очень  часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания,  памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Значительную роль в  коррекционно­направленном процессе обучения и воспитания детей с  ограниченными физическими и умственными возможностями занимает  изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую  действительность. Изобразительная деятельность  формирует практические  умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, декоративно­ прикладном творчестве). Обеспечивает развитие коммуникативных основ.  Создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной  сфере. А также формирует предпосылки для развития творческой активности и  художественных способностей. Назначение программы «Развитие изобразительных способностей детей с  ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования» ­ помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность,  любознательность, сформировать правильное отношение к объектам и предметам  окружающего мира, освоить разнообразные способы деятельности: трудовые,  художественные, двигательные умения, развить детскую самостоятельность и  пробудить стремление к творчеству. Отличительная особенность данной программы в широте и разнообразии  диапазона техник, предоставляемых ребёнку для усвоения. Так как возможность  выбирать, варьировать техники, материалы положительно сказывается не только  на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Отдавая  предпочтение нетрадиционным техникам, программа не исключает полностью  художественные эталоны, как механизм, позволяющий овладеть основами  изобразительной грамоты на доступном уровне. Ведь в ходе художественно­ изобразительного процесса ребёнок познаёт и специфику художественных  эталонов (цвет, форма, композиция и т.д.). Но задачи овладения  художественными эталонами являются второстепенными, т.к. дети с ОВЗ  создавая образ, чаще опираются на эмоциональную основу их восприятия, нежели на осознанное усвоение. Именно разнообразие используемых техник, возможность их сочетать делают работы детей выразительнее и богаче по содержанию. Ещё  одна особенность данной программы ­ это экспериментальная деятельность,  которая положена в основу содержания программы. Это предполагает, что  обучение художественным техникам не превращается в систему инструкций и  установок, а предусматривает наличие двух компонентов: целенаправленности и  элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Экспериментальная  деятельность предлагается детям на всех этапах освоения программы. При  знакомстве с основами изобразительной грамоты большое значение уделяется  экспериментальным упражнениям с изобразительными средствами,  экспериментам с цветом, экспериментальному рисованию графическим  материалом и красками. Художественные техники также предлагаются сначала  экспериментально. Только после этого при создании образа детей знакомят с  вариантами конкретной техники. На протяжении всего обучения поощряются  экспериментальные действия детей при создании художественного образа. Это  вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживает и  стимулирует творческие проявления, развивает его самостоятельность. Особое  внимание в разработке адаптированной образовательной программы для детей с  умственной отсталостью особое внимание стоит уделить методам и приёмам  обучения. Все занятия должны проводиться с элементами игры. Традиционный  метод показа не всегда может быть эффективным, если к нему не добавить  сюрпризный момент. Например, показать ребёнку новый приём рисования может  «Волшебная кисточка». Для этого я использую обычную кисть с небольшим  дополнением – приклеиваю на кисть улыбчивую мордашку, которая при показе  «разговаривает» с ребёнком. Беседа тоже проходит с использованием сказочного  персонажа. В пояснении эффективно работают дополнительные схемы поэтапного выполнения работы.  И, конечно, не обойтись без поощрения, которое  тоже может звучать из уст сказочного персонажа. Играя, ребёнок обучается и  осваивает различные техники нетрадиционного рисования. Каждая их техник –  это маленькая игра.  А теперь хотелось бы сказать немного о выявлении результативности обучения  ребёнка с умственной отсталостью. При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и  множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей  могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития. Для выявления возможной результативности учитываются следующие факторы: ­необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и  соматического состояния каждого ребенка; ­в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства; ­способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью  могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой  форме, в том числе в виде некоторых практических заданий; ­в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться  необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер  (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение  ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения  взрослым, совместно с взрослым). ­при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень  выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,  самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной  технической помощью, вместе со взрослым). Переход от одного уровня результатов к другому должен быть  последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в  зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с  умственной отсталостью. Система оценивания учебных достижений базируется  исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его  индивидуальных возможностей. В заключении, хотелось бы поделиться нетрадиционными техниками, которые, на  мой взгляд, оказались наиболее интересными и эффективными в работе с  особенными детьми.  Несомненно, самый любимый метод рисования моих ребят – это рисование  пальцами и ладошкам. Можно пачкать ладошки в краске и оставлять отпечатки  на листе бумаги. А потом, вместе со сказочным персонажем дорисовывать  отпечатки в различных животных. Глаза детей загораются от восторга, когда из  его ладошки появляется слон или жираф. Очень любят ребята рисовать  мыльными пузырями. Обычно с помощью мыльных пузырей мы готовим фон для  будущей картины. А сделать это просто и увлекательно. Для этого в стакан с  водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки  набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы. Ещё один из любимых приёмов – это рисование солью. Соль придает рисунку причудливые узоры. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. Отлично развивает мелкую моторику ребёнка с ОВЗ –  рисование ватными палочками. Принцип данной техники прост: ребенок  закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную  палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.  Ещё одна эффективная техника для развития мелкой моторики руки ребёнка –  это пластилинография, которую очень любят ребята. Техника, в которой  используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных  объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы)  используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения  можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее. Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную  работу. Я заметила, что нетрадиционные техники изображения могут  способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально  расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на  малой зоне. Неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и  точными. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения  способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических  процессов и личностной сферы детей с ОВЗ в целом.

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»

Из опыта работы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных техник рисования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019