Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках математики
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках математики

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Особые потребности +1
pptx
математика
5 кл—6 кл
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
треугольник.pptx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках математики Учитель математики Резанова Зоя Григорьевна
2016 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа учащихся, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.  Определение "дети   с   ОВЗ"   подразумевает   наличие   у   ребенка   временного   или   постоянного отклонения   в   физическом   или   психическом   развитии.   При   этом   существует необходимость   создания   для   него   специальных   условий   по   обучению   и воспитанию. В   процессе   общения   с   ребенком,   имеющим   отклонения   в   развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием окружения на ребенка – семьи, социума.   Чтобы   обучение   и   воспитание   таких   детей   было   эффективным, необходимо   знать   и   учитывать   все   эти   факторы,   необходимо   прогнозировать результаты воздействий и своевременно вносить коррективы. Я   являюсь   учителем   математики   в   Газимуро­Заводской   средней общеобразовательной школе Забайкальского края. Работаю с учащимися 6­х и 8­х классов, среди которых находятся 20 детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида.  Самой большой группой детей с ОВЗ, на мой взгляд, являются учащиеся с задержкой   психического   развития.   Это   преимущественно   дети   с   нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в   овладении   школьными   навыками   (чтения,   письма,   счета).   Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.   Кроме   того,   излишняя   подвижность   и   эмоциональные   проблемы являются   причинами   того,   что   эти   дети,   несмотря   на   их   возможности,   не достигают   в   школе   желаемых   результатов.   При   организации   обучения необходимо   адаптировать   содержание   учебного   материала,   выделяя   в   каждой   подлежащий   многократному   закреплению, теме   базовый   материал,
дифференцировать   задания   в   зависимости   от   коррекционных   задач. Обучающемуся   с   ЗПР   необходим   хорошо   структурированный   материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью   смены   видов   деятельности   детей.   Для   большей   успешности   обучения, считаю, что необходимо включение в работу большего количества анализаторов (слуха, осязания, зрения).  Я   думаю,   что   наиболее   удачным   для   включения   в   работу   большинства органов   чувств   на   уроках   математики   является   геометрический   материал. Вообще, считается, что чем больше дистантных органов чувств участвует при изучении учебного материала, тем более понятным и запоминающимся является новое знание. Так, например, при изучении в 5 классе свойств углов треугольника рассматривается теорема о сумме углов треугольника. Естественно, что данная теорема приводится как утверждение и не рассматривается её доказательство, поскольку   для   учащихся   5   класса   доказательство   теоремы   представляется несколько   затруднительным,   связано   это   с   возрастными   особенностями, нехваткой специфических знаний и небольшим жизненным опытом. Здесь отлично срабатывает   проведение   экспериментальной   работы,   показывающей,   что   если треугольник   разрезать   на   три   части   и  сложить   все  три   угла  треугольника,  то вместе   они   образуют   развернутый   угол   (презентация).   При   данной   работе включаются такие органы чувств, как слух (необходимо услышать утверждение), осязание   (взять   ножницы   и   разрезать   фигуру,   сложить   её   заданным   образом), зрение   (увидеть,   что   все   три   угла   треугольника   образуют   развернутый   угол, равный 1800). Успешным приемом является вырезание плоских фигур из плотной бумаги. При таком подходе дети тактильно знакомятся с самими фигурами и их свойствами.   Здесь   ещё   можно   много   приводить   подобных   примеров, использование которых сводится к одному – включение наибольшего количества органов чувств приводит к успешному усвоению знаний.
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе,   доверии,   рефлексии   изученного.   Важно,   чтобы   школьники   через выполнение   доступных   по   темпу   и   характеру,   личностно   ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать   сильнейшим   мотивом,   вызывающим   желание   учиться.   При   организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать   в   зоне   умеренной   трудности,   но   быть   доступным,   так   как   на   первых этапах   коррекционной   работы   необходимо   обеспечить   ученику   субъективные переживания   успеха   на   фоне   определённой   затраты   усилий.   В   дальнейшем трудность   заданий   следует   увеличивать пропорционально   возрастающим   В   данном   случае   на   уроках   математике   можно возможностям   ребёнка. использовать задачи логического характера, требующие нестандартного решения. Результатом   решения   таких   заданий   является   развитие   логики,   памяти, исключение стандартизированности мышления. Практика показывает, что именно учащиеся   с   ЗПР   успешнее   всего   справляются   с   задачами,   требующими необычного решения. Дети предлагают свои особенные решения, которые часто оказываются   нестандартными   и   эффективными.   Важно   дать   понять   ребенку, насколько его вариант выполнения задания необычен и успешен.   На   своих   уроках   математики,   примерно   после   20   минут   изучения программного   материала,   предлагаю   учащимся   заняться   решением   логических задач. На это тратится не более 5 минут урока (прилагаются видеофрагменты урока).   Задачи   не   обязательно   должны   быть   математическими.   Основное требование, чтобы к ним можно было придумать несколько простых решений, и все   учащиеся,   независимо   от   успешности   в   учебной   деятельности,   могли предложить свои варианты. Результаты превосходят все ожидания. Во­первых, повышается интерес к предмету, во­вторых, в работу включаются все учащиеся без   исключений.   Дети,   которые   испытывают   затруднения   при   изучении программного материала, активизируются, и этот эффект длится до конца урока,
даже   если   тема   занятия   в   начале   представлялась   трудной   и   не   интересовала. Повышается   самооценка   проблемных   учащихся.   И   таких   плюсов   можно перечислять еще много. В заключение  хочу отметить, что не являюсь автором описанных приемов и методов работы, но активно применяю их на уроках, поскольку они являются наиболее эффективными   при обучении и воспитании моих учащихся с ОВЗ на уроках математики, помогают детям обрести уверенность в себе и быть более успешными.
скачать по прямой ссылке