Из опыта работы учителя
Оценка 4.9

Из опыта работы учителя

Оценка 4.9
Документация
doc
биология +1
Взрослым
27.03.2017
Из опыта работы учителя
разработки уроков, классных часов, элективных курсов Я считаю очень актуальной проблему, над которой работаю, так как в информационном обществе, в котором мы с вами живем, реализуются в основном объяснительно- иллюстративные технологии, главный недостаток которых связан с тем, что они информируют обучающихся, но при этом производят в жизни людей мало позитивных изменений. Постоянное увеличение информации, не подкрепленной практическими действиями, а также отсутствие «информационной экологии» приводят к необратимым последствиям. Привожу в пример основные проблемы, которые волновали педагогическую общественность 60-е годы ХХ века и в начале ХХI века:
Из опыта работы учителя биологии и химии МБОУ Багаевской СОШ №1 Кононенко Л.Г..doc
Я считаю очень актуальной проблему,  над которой работаю, так как в  информационном обществе, в котором мы с вами живем, реализуются в основном  объяснительно­ иллюстративные технологии, главный недостаток которых связан с тем, что они информируют обучающихся, но при этом производят в жизни людей  мало позитивных изменений.   Постоянное увеличение информации, не подкрепленной практическими  действиями, а также отсутствие «информационной экологии» приводят к  необратимым последствиям. Привожу в пример основные проблемы, которые  волновали педагогическую общественность 60­е годы ХХ века и в начале ХХI  века:                    ХХ век                         ХХI век 1. Разговоры на уроках 1. Наркомания 2.Шум. 3. Беготня. 4.Плохое настроение перед уроками. 5.Несоответствующая одежда.  6. Нарушения режима дня. 7.Разбрасывание мусора. 2. Алкоголизм. 3. Беременность. 4. Самоубийства. 5. Изнасилования. 6. Грабежи.  7.   Хулиганство.   Дело в данном случае не в молодежи, потому что они наши дети, а в нас, в  способах обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим  нужно вспомнить высказывание Моуди : « Предписание дано  не для нашего сведения, а для нашего преобразования ». Личностные же  преобразования могут происходить только в процессе собственной практической  деятельности. В настоящее время главной целью образования является формирование  адаптированной личности, то есть личности, владеющей основными ключевыми  компетенциями. Наиболее успешное формирование компетенций, на мой взгляд, может  происходить только в условиях личностно – ориентированного образовательного  процесса. Следовательно, ведущими технологиями в реализации современного  образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно –  ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и  здоровьесберегающими технологиями. Урок в школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Как бы не  менялась его форма, структура, он и в наши дни играет роль центра, вокруг  которого вращаются все другие формы учебных занятий. Предлагаю свои варианты урока в традиционно­развивающей и личностно­ ориентированной парадигмах образования. Биология – 8 класс. Модульная программа «Дыхательная система человека». (2 ч.). Комплексная дидактическая цель: в результате овладения содержанием модуля  учащиеся должны знать строение, функции, основные правила гигиены  дыхательной системы; изучить процесс газообмена в легких и тканях; получить  представление о мерах первой медицинской помощи при остановке дыхания;  уметь применять знания о мерах первой медицинской помощи на практике. Модуль№1 – «Строение и функции дыхательной системы». Модуль№2 – « Гигиена дыхания».  Модуль№1. Интегрирующая цель: изучить строение и функции дыхательной системы, найти  различия между газообменом в легких и тканях; Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. Учебный элемент – 1 (УЭ – 1). 1) запишите в своей тетради дату и название темы; 2) выполните тестовую работу по теме: «Дыхание»; 3) проверьте правильность выполнения теста по учебнику; 4) проанализируйте ошибки; УЭ – 2. Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы  человека (лекция). 1) внимательно слушайте лекцию « Дыхательная система человека»; 2) фиксируйте в тетради основные моменты лекции. УЭ – 3. Цель: изучить строение дыхательной системы человека (самостоятельная  работа). 1) прочитать материал по учебнику; 2) изучить рисунки; 3) подготовить вопросы по теме, знать на них ответы. УЭ – 4. Цель: найти различие между газообменом в легких и тканях (самостоятельная  работа) 1) прочитать материал по учебнику; 2) подготовить устно и обсудить в группе (в паре) ответы на вопросы; 3) изучив схему, найти отличия между газообменом в легких и тканях. Домашнее задание. УЭ – 5. Модуль – 2 «Гигиена дыхания». УЭ – 1­4. Интегрированная цель: в результате работы над учебными элементами  учащиеся должны самостоятельно (используя учебник, таблицы, схемы,  консультации учителя) а) систематизировать знания о регуляции дыхания и о механизмах вдоха и  выдоха; б) обосновать правила гигиены дыхания. УЭ – 5. Цель: проверить знания по теме «Дыхание»: 1) решить кроссворд,  2) проверить правильность ответов (ключ),  3) оценить свою работу (15 баллов – отлично; 14, 13, 12 – хорошо; менее 12 –  удовлетворительно) План­конспект урока природоведения по теме ««Свойства твердых тел, жидкостей и газов». Урок освоения новых знаний. Комплексная дидактическая цель: формирование знаний учащихся  о свойствах  твердых тел, жидкостей и газов; образно­эмоциональное развитие личности,  побуждение учащихся к успешной учебной деятельности, развитие  коммуникативных навыков при работе, умений анализировать, сопоставлять, сравнивать. Оборудование:  лабораторное оборудование( колба, стакан, стеклянная  пластинка, пипетка), пластилин, ластик, резиновая лента, воздушный шарик;  компьютерная презентация «Тела природы». Форма работы: групповая. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Контроль и актуализация знаний. 1) Фронтальный опрос по домашнему заданию: ­ приведите примеры тел природы, которые окружают нас дома, в классе,  в лесу; ­ какие из окружающих нас предметов нельзя назвать телами природы? ­ что такое вещество, какие агрегатные состояния вещества вы знаете?  Какое вещество мы чаще всего встречаем в 3­х агрегатных состояниях?              2) проверочная работа (письменно)          На экране перечень тел и веществ, ученики должны разделить понятия на 2  группы и записать. ( медная монета, кусочек мела, вода, капля росы, гвоздь,  человек, железо, гипс, стеклянный стакан, древесина).        3.Изучение нового материала.           1) Предъявление учащимся «образа» (слайд на экране) 2) Постановка проблемы – с чем связано многообразие тел природы? 3) Введение теоретических знаний: краткий обзор темы учителем с  использованием компьютерной презентации, в которой обозначены новые  понятия без их определений:  Свойства твердых тел­ Свойства газов­ Свойства жидкостей­ Деформация­ Упругость­ Пластичность­. 4.Организация исследовательской деятельности учащихся Выполнение лабораторной работы «Определение физических свойств твердых,  жидких и газообразных тел» в группах (4группы) по инструктивным карточкам: 1) Положите кубик льда в стакан. Изменилась ли его форма? Объем?  Сделайте вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали. 2) Возьмите стакан с водой и перелейте воду в колбу. Что изменилось?  Сделайте вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали. 3) На стеклянную пластинку пипеткой нанесите несколько капель воды,  наклоните пластинку, что наблюдаете? Как называется наблюдаемое  свойство воды? 4) Сожмите ластик в руке и отпустите. Изменилась ли его форма, объем?  Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма?  Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделайте вывод,  какие свойства твердых тел вы наблюдали.  5) Надуйте воздушный шарик ( не очень сильно) и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема.  Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделайте вывод,  какое свойство газообразных тел вы наблюдали. Результаты работы каждый ученик заносит в тетрадь.     5. Физкультминутка.      6. Обсуждение результатов деятельности учащихся – возвращение к  презентации, формулирование учащимися выводов и заполнение пробелов в тексте презентации. 7. Рефлексия деятельности. Учащиеся и учитель выбирают из картинок,  разложенных на столе по две: первую ­ которая максимально иллюстрирует его  состояние на начало урока, вторую ­ на окончание. Затем желающие могут  объяснить свой выбор (коротко). Свои картинки я комментирую  в последнюю очередь. Это является  заключительным словом урока. 8. Домашнее задание. Самоанализ урока природоведения в 5 в классе по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов». Урок проводился в 5в классе, в котором обучающиеся  имеют разную степень подготовки. Тема урока имеет большое пропедевтическое значение, т.к. включает  систему понятий, являющихся опорными для физики и химии. На  материале темы есть возможность тренировать память школьников,  развивать их наблюдательность, внимание, учить разным приемам  мыслительной деятельности: анализу, сравнению, обобщению, умению  доказывать, делать выводы. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой ,  чередовались  различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись  практическими экспериментами.  Учебный материал соответствовал  жизненному опыту учащихся. Все поставленные цели были реализованы. Усвоение знаний  осуществлялось через групповую и индивидуальную работу. В процессе выполнения задания я давала только положительную  характеристику результатам деятельности детей, что стимулировало их и повышало активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности,  доступности и был посилен для учеников. За счет привлекательности  содержания заданий и подачи учебного материала повысились  возможности учеников в достижении поставленных на уроке целей. Учебное время использовалось эффективно, поэтому запланированный  объем урока выполнен На уроке использовались информационные компьютерные средства,  лабораторное оборудование для активизации познавательной активности,  повышения качества образования учащихся. Показателем выполнения задач урока явились правильность и  осознанность ответов учащихся, а также активная деятельность класса в  целом. Я считаю,  что на данном уроке смогла продолжить формирование таких  УУД учащихся как:  1) Коммуникативные, 2) Регулятивные,  3) Познавательные. Урок – тренинг по теме: « Белки, нуклеиновые кислоты, Биология – 10 класс. генетический код». Цели и задачи: систематизировать и углубить знания, полученные при изучении  темы; уметь применять полученные знания на практике; воспитывать чувство  коллективизма, толерантности. Метод обучения: проблемно – поисковый. Формы обучения: самостоятельная работа в группах. Оборудование: таблицы ( « Строение нуклеиновых кислот», « Строение и  структуры белка»), карточки с заданиями на три группы, карта генетического  кода). Основные аспекты урока:  I. II. Организационный момент: формирование групп, выбор ответственного. Упражнение – энергизатор « Сломанный телефон». Проводится для  сплочения групп, лучшего контакта между их участниками. III. Основная часть урока. 1) каждая группа получает задание, обсуждает его и выполняет в течение 15  минут; 2) анализ результатов работы каждой группы ( выступает ответственный); 3) самоанализ деятельности каждого ученика (по схеме); 4) выставление оценок каждому в группе с участием всех членов группы; 5) учитель выставляет оценки в журнал ( если нужно, корректирует).  IV. Изучить основные положения главы III, разобрать термины. Примерные задания для групп. 1 группа. 1) перечислить и охарактеризовать известные вам функции белков; 2) фрагмент белка имеет код: АЦЦТГТААЦААЦ  а) какие аминокислоты составляют этот фрагмент. Составить схему синтеза  этого фрагмента белка, 3) в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: пролин –  треонин – лизин – глутамин – фенилаланин. Закодируйте фрагмент. 2 группа. 1) Охарактеризуйте состав, строение и функции ДНК; 2) фрагмент белка имеет код: ТАГЦЦТГАААГА. а) какие аминокислоты составляют этот фрагмент? Составить схему синтеза  этого фрагмента белка. 3) в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: изолейцин –  фенилаланин – триптофан – аспарагиновая кислота. Закодируйте фрагмент. 3 группа. 1) Состав, строение и виды РНК. 2) фрагмент белка имеет код: ЦААТГГАТЦТТГ.  а)какие аминокислоты составляют этот фрагмент. Составить схему синтеза  этого фрагмента белка. 3) в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: глутамин –  аспарагин – тимин – метионин – цистеин. Закодируйте фрагмент. Для выявления пробелов в знаниях или других проблем, связанных с процессом обучения, я рекомендую учащимся проводить самоанализ деятельности. Алгоритм самоконтроля: 1) как я усвоил материал:  ­ получил прочные знания (10 баллов) ­ усвоил материал частично (8­9 баллов) ­ мало, что понял, необходимо работать (4­6 баллов) 2) как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? ­ со всеми заданиями справился сам (10 баллов) ­ допустил ошибки (указать где) – (7­8 баллов) ­ не справился с частью заданий – (4­6 баллов). 3) (при необходимости) Как работала группа? ­дружно совместно разбирала задания (9­10 баллов) ­ не все активно участвовали (7­8 баллов) ­работа была неинтересная, скучная (4­6 баллов) 4) выскажите свое мнение об уроке: подбор задания, объем материала, выразите свои пожелания. Анализируя эту работу детей, легко можно установить недочеты в своей  работе, пробелы в знаниях учащихся, а также планировать последующую  деятельность. оценки в журнал выборочно выставляет учитель. Презентация к уроку химии в 11 классе на тему «Ферменты». =ХИМИЯ 9 класс Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» Комплексная дидактическая Цель: Обобщить знания учащихся по теме, поверить степень усвоения  материала; стимулировать активность ребят, развивать интерес к предмету,  смекалку, эрудицию и умение  быстро  и  четко формулировать и высказывать  свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике;  воспитывать чувство сопричастности к общему делу; умение работать  коллективно, работать с дополнительной литературой. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И.  Менделеева (настенная и раздаточный материал на столы учащихся);  Магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана  путешествия, карта путешествия на доске, карточки с заданиями; оборудование  для химического эксперимента: штативы, пробирки, спиртовки, химический  стакан, держатель, предметное стекло, колба, растворы гидроксида натрия,  хлороводорода, серной кислоты, известковая вода, спиртовой раствор йода. На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем зачетном уроке­ Подготовительный этап. соревновании. Класс делится учителем на четыре группы­экипажа ( при этом  учитываются и личные симпатии учеников, но силы экипажа должны быть равные). Каждый экипаж выбирает себе консультанта( ученика, имеющего прочные знания  по предмету). В дальнейшем консультанты готовят свои экипажи, а учитель  работает с консультантами. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к  зачетному уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует  обратить внимание, и темы рефератов. Вопросы. 1) Жизнь и деятельность Менделеева. 2) Открытие периодического закона и периодической системы. 3) Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера  периода в ПСХЭ. 4) Что такое период, периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически? 5) Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему  свойства элементов изменяются скачкообразно? 6) Современная формулировка периодического закона в свете теории  строения атома. 7) Значение периодического закона. 8) Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Менделеева  подтвердили правильность периодического закона. 9) Характеристика элемента по положению в периодической системе  химических элементов. 10) Типы химической связи, их характеристика. Темы рефератов. 1) Великий закон сегодня. 2) Жизнь и деятельность Менделеева. 3) Значение периодического закона для науки и техники. 4) Подтверждение основных законов философии на примере периодической  системы химических элементов и строения атома. Ход урока. I. Организационный момент (4 столика – 4 экипажа; на магнитной доске номера групп). После каждого задания на экране отмечаются результаты с помощью  разноцветных знаков: красный – «5», желтый – «4», серый – «3», черный – «2». К концу урока на экране будут видны все результаты, и учитель вместе с  учащимися сможет сделать вывод и взять на заметку пробелы в знаниях  учеников.  II. Основная часть урока. 1) вводное слово учителя. 2) Задания для групп.   задание№1 «пинг­понг» (экспресс­опрос, в котором участвуют все группы).  Первым отвечает тот, кто раньше поднял руку. ­ кем и когда был открыт периодический закон? ­ где родился Менделеев? Кто были его родители? ­ откуда произошла фамилия Менделеев? ­ где учился Менделеев, кем хотел стать? ­ какое высшее учебное заведение окончил Менделеев? ­ кем и где работал Менделеев во время своего великого открытия? ­ в каком году, и по какой причине Менделеев скончался? ­ как читается менделеевская формулировка периодического закона? ­ современная формулировка периодического закона. ­ в чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических  элементов? ­ в чем вы видите значение периодического закона для науки, техники,  промышленности? б) подведение итогов на магнитной доске; в) переход к заданию 2. Задание 2. Конкурс «Расскажи мне обо мне». а) команды тянут карточки с заданиями: по плану охарактеризовать химический  элемент, простое вещество, соединение элементов. б) пока команды коллективно выполняют данное задание, от каждого экипажа  вызывается по одному человеку и они выполняют у доски  индивидуально задание. Задание 3. «Найти ошибку». В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?  (подбор уравнений делает учитель по своему усмотрению). Задание 4. « Кто быстрее».  На доске прикреплены 4 листа эстафеты с половинками формул. По одному  человеку от экипажа выбегают и дописывают формулы. Побеждает тот экипаж ,  который быстрее и правильнее выполнит задание. Задание№5. «Мои соседи». Это задание выполняет один человек от экипажа. Указать знаком ослабление металлических свойств и усиление неметаллических в  следующих пятерках элементов (элементы выбираются на усмотрение учителя).  Объяснить, на каком основании расставлены знаки. Пока учащиеся индивидуально работают у доски, экипажи выполняют задание №6. Задание№6. «Что в имени тебе моем». Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов  астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и  порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет  больше элементов за отведенное время. Учитель: пришло время нам с вами возвращаться из нашего путешествия по  волшебной стране химических элементов, но перед этим вы должны пройти  последнее испытание – «химический лабиринт». Задание№7. Найти верный путь к финишу и отметить и отметить его последовательность  цифрами. У групп на столах – листы с «химическим лабиринтом». Кто быстрее  найдет из него выход (время ограничено). По окончании работы экипажи обмениваются листами, учитель читает  правильный ответ. Идет проверка, отражение результатов на экране. III. Заключение. Подведение итогов. Всем членам команд выставляются оценки (каждому ученику оценку  выставляет весь экипаж). Учитель внимательно следит за игрой и в течение урока  тоже ставит оценки. IV. Домашнее задание дается по мере необходимости. Анализируя свой личный педагогический опыт  и опыт своих коллег, я пришла к выводу, что выбрать определенную педагогическую технологию и, самое  главное, применять ее в своей деятельности совсем непросто. Обоснованием при отборе и проектировании технологий реализации  конкретного образовательного процесса могу служить следующие факторы: 1) 2) 3) 4) 5) 6)     на  конкретные педагогические и образовательные цели на определенный  период обучения. По этому признаку более эффективной является  технология традиционного обучения. Для развития творческого  мышления – технологию проблемного обучения, для развития  коммуникативных компетенций – диалоговое обучение, дискуссию и т. д.  особенности предметного содержания в целом и осваиваемого    данном этапе учебного процесса. Для естественнонаучных дисциплин  такими технологиями будут проблемно – поисковые и проблемно –  исследовательское обучение.  индивидуальные и личностные особенности учащихся и класса (школы) в целом: слабоуспевающие учащиеся наиболее комфортно будут себя  чувствовать при использовании технологий полного усвоения,  сотрудничества в команде; для учащихся с развитыми  познавательными способностями интереснее будут технологии  проблемного обучения; исследовательские, социальные и творческие  проекты; для детей с потребностью в самоактуализации  привлекательны технологии: коммуникативно – диалоговые, обучение  в командах по интересам, информационные технологии. учебно – методическая и материально – техническая оснащенность  образовательного процесса. Эргономические и социальные условия, в которых реализуется  образовательный процесс (жесткость или гибкость режима учебных  занятий, свобода перемещения во время занятий и свобода  планирования своей деятельности, размеры и форма классных комнат,  расположение столов, количественный и качественный состав  учащихся).  Субъектность позиции учителя, которая проявляется в следующих  показателях: ­ ценности образования, которые должны совпадать с целевой  направленностью технологи; ­ осознание личного смысла и потребности в овладении и применении  технологии в собственном опыте; ­ проявление целеустремленной активности в поиске способов  овладения новой технологией; ­ осознанная рефлексия своих возможностей, способностей, ­активное, без внешнего стимулирования, внедрение технологии в  собственную практику работы; ­целенаправленное отслеживание процесса и результативности  технологии по обозначенным для себя критериям; ­ гибкий и творческий подход к реализации технологии: внесение  корректив, индивидуальных приемов, применительно к конкретным  условиям и своей индивидуальности. Таким образом технология  становится авторской. ­ стремление осмыслить, обобщить и распространить свой опыт. 7) комплекс индивидуально – личностных качеств учителя  (типологические свойства). На выбор технологий и их эффективность влияют также уровень  квалификации учителя, стаж педагогической деятельности, возраст  педагога, специальность и даже гендерный признак. Таким образом, учитывая все выше перечисленные факторы, в своей  деятельности я решила использовать не одну какую­либо технологию, а элементы разных технологий, подходящие для конкретных условий. Биология – 6 класс. Обобщающий урок­зачет по теме: «Побег». Цели и задачи урока: систематизация и контроль знаний по теме: «Побег»;  подведение учащихся к выводу о том, что растение – это целостный организм. Методы обучения: проблемно­поисковый. Формы обучения: беседа, тестовый контроль, фронтальный опрос,  биологический диктант. Оборудование: набор тестовых заданий, таблицы учебные, схемы частей  растений, микроскоп, натуральные объекты. Основные аспекты урока. I. II. Организационный момент. Основная часть урока: 1) вводное слово учителя, 2) фронтальный опрос (оценивается). ­что такое побег? ­ какое значение имеет лист? (приготовить микропрепарат кожицы листа). ­какие известны видоизменения листьев? Каковы их функции? ­ как иначе называют почки? Почему? ­ какие бывают почки по расположению на стебле, по функциям? ­ какое значение имеет стебель? ­ благодаря чему происходит рост стебля в высоту? (учащиеся должны были  подготовить интересный материал о росте стебля в высоту). ­ назовите видоизменения стебля, каково их значение? (учитель читает стихотворение с ошибкой о значении видоизменений стебля;  ученики должны ее найти). 3) письменная работа на 2 варианта. На доске висят 2 плаката  с изображенными на них фрагментами растений,  фрагменты пронумерованы. Учитель читает вопросы, ученики ищут ответ на доске и ставят цифру. 1 вариант. 1) ткань, за счет которой утолщается стебель; 2) образование листа, участвующее в испарении воды и в газообмене; 3) мутовчатое листорасположение; 4) какая часть стебля выполняет защитную функцию? 5) укажите почки на видоизмененном побеге. 2 вариант. 1) в какой части стебля запасаются питательные вещества? 2) часть стебля, находящаяся между двумя узлами, 3) параллельное жилкование; 4) по какой части стебля происходит передвижение воды с минеральными  веществами, 5) укажите почки на видоизмененном побеге. На следующем этапе урока­зачета проводится тестовый контроль знаний   Работа осуществляется по индивидуальным тестам. Завершающий этап контроля – диктант на проверку правильности написания  биологических терминов. III. Подведение итогов урока – с помощью учителя учащиеся делают  вывод о значении корня и стебля  для растения и о целостности  растительного организма. IV. Учитель подводит учеников к теме следующего урока: На доске начерчена таблица, в вертикальных колонках которой  написаны вопросы, а в горизонтальных – ответы. На пересечении  вопроса и правильного ответа расположены буквы, из которых  составляется слово – тема следующего урока. V. Домашнее задание дается по мере необходимости. Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач в  творческой деятельности педагога. Я являюсь классным руководителем учащихся 9 класса. Тема воспитательной работы, реализуемая мною на данном этапе, ­  «Повышение уровня воспитанности учащихся, формирование нравственно и  эстетически развитой и толерантной личности». Цели работы: 1. 2. 3. Сохранение и передача идеалов и ценностей, способствующих  сохранению социального порядка и нормативного поведения. Создание условий для развития личности ребенка, его  индивидуальности. Формирование субъект­субъектных отношений, выстраивающихся на  принципах диалога, сотрудничества. На обмене духовными  ценностями. Задачи: 1. Организация мероприятий (диспуты, круглые столы, встречи с  интересными людьми), способствующих сохранению и передаче наиболее  существенных элементов культурного наследия цивилизации (идеалов,  ценностей). 2. Наполнение содержания воспитательного процесса жизненно важными  проблемами учащихся, организация помощи и поддержки каждому ребенку в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении (беседы,  индивидуальные задания, формирование ученического портфолио ( по  желанию ученика) ). 3. Организация мероприятий, направленных на формирование чувства  коллективизма, строящегося на принципах сотворчества, сотрудничества,  взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции (вечера  отдыха, трудовые десанты, субботники, походы, экскурсии). Каждый классный руководитель мечтает сделать свой класс дружным. А это  становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное  неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и  нравственных ценностей, семейные неурядицы и многие другие проблемы  ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими  «догмами» и нравоучениями. Эмоциональный заряд на работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в  коллективе дают совместные мероприятия, в частности тематические  классные часы. Представляю разработку тематического классного часа «О дружбе». Классный час.                               Тема: «О дружбе». Цель: показать учащимся, что дружба и взаимоотношения между людьми  сохранили свою значимость, не потеряли глубины чувствования и восприятия  в современном мире; познакомить ребят с рассуждениями о дружбе  мыслителей древней Греции. Провести рефлексию. Формы работы: беседа с элементами драматизации, тестирование,          самооценка. Подготовка: ­ заранее подобрать материал, вопросы к обсуждаемой теме; ­ распределить роли среди выступающих; ­ отрепетировать сценки. Ответственные: Сушко Ира – ведущий; Ефремов Игорь – Цицерон; Бородин  Андрей – Лелий; Магомедова Салимат – Муха; Ахтырский Витя – заключенный. 1. Вводное слово учителя: Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно   оправданных тем – о дружбе. Прежде, чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение, а затем, в конце нашего разговора, мы сравним – изменилось ли ваше мнение на этот счет, или нет, и может быть, выяснится, что вы для себя открыли  какое­то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой  стороны, открыли для себя в этих отношениях что­то новое… 1. Друг – это тот, кто… 2. С другом я часто… 3. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как… 4. С другом можно… 5. Я дружу с … потому, что… Часть первая «Гости из прошлого» (ролевой диалог). Ведущий представляет историческую справку о великих государственных  деятелях Греции (185­129 гг. до н. э.). В аудиторию входят древнегреческие философы – Цицерон и Гай Лелий. Они  одеты в светлые туники. Сандалии. Гости приветствуют собравшихся и  начинают диалог о дружбе…. Мнения, которые высказали учащиеся нашего класса: Часть вторая Обсуждение. 1) я с удовольствием выслушал философов, которые жили в 15 веке и хочу  отметить, что суть суть человеческих взаимоотношений не изменилась.  Особенно мне близки рассуждения о честности, порядочности и  правдивости в дружбе. 2) Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища.  Друзья должны первыми дать жесткую критику, для того, чтобы товарищ  мог исправить свою ошибку. 3) Я думаю, что если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать  другу все, что ты о нем думаешь, о его поступках, или выслушать от него  такую же правду о себе, значит вы не верите по­настоящему друг другу, не  понимаете и не уважаете друг друга. 4) Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом оказать ему свою  услугу. Ведущий читает мудрые высказывания о дружбе. Учащиеся вспоминают известные им пословицы о дружбе. Часть третья «Муха» (ролевой диалог). Действующие лица: ведущий, заключенный, муха…. Выводы и комментарии: ­поучительный рассказ, в котором хорошо показано, как на одну и ту же вещь, одно и то же действие можно взглянуть с разных сторон. Так часто  получается в жизни, что от навязчивой помощи получается только вред. ­ очень важно, чтобы общающиеся стороны понимали друг друга, чувствовали, что нужно и как нужно помочь. ­ чтобы иметь друга, надо правильно понять его желания, а не лезть со своими  эгоистичными заботами. ­ сюжет этого рассказа можно перевести на взаимоотношения между  молодыми людьми. Когда, например, юноша симпатизирует девушке и хочет с ней подружиться. Тюрьма – это ассоциация его замкнутости,  нерешительности, неуверенности в себе. А его искренние действия,  беспокойство, желание сделать все как можно лучше – оборачиваются против  него самого, потому что он не пытается понять своего партнера, встать на его  место. Заключение: современные юноши и девушки не изъясняются со своими   друзьями возвышенным стилем, но их разговоры, часто кажущиеся нам  пустыми, только со стороны так выглядят, потому что их главное жизненное  содержание не логическое, а эмоциональное. И выражено не столько в словах  и предложениях, сколько в интонациях, акцентах, недоговоренностях, недомолвках, которыми пытаются донести друзья друг до друга свое  настроение. Современная молодежь не потеряла эмоциональности чувствования,  искренности и самоотверженности в дружбе, все это живо, трепетно, ранимо,  но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом. Я считаю, что немаловажным в работе учителя является его умение  проводить самоанализ своей деятельности. Это помогает выделять положительные и отрицательные моменты в работе , способствует более высокому качеству  образования. В своей работе (процессе обучения) я пользуюсь двумя видами  педагогического самоанализа: вводным и завершающим.  Вводный педагогический самоанализ проводится перед посещением  урока  коллегами и включает следующие пункты: 1) общая характеристика класса; 2) общая характеристика педагогического процесса в данном классе; 3) общая характеристика урока: его цели и задачи; тема, вид урока и его  место в «цепочке» других; структура урока и ожидаемый результат. Завершающий педагогический самоанализ проводится после урока перед тем,  как слово для разбора урока  возьмут посетившие его коллеги. Программа элективного курса по биологии На тему: «Здоровье – одно из условий востребованности в современном обществе». Автор Кононенко Лариса Григорьевна, учитель биологии и химии МОУ БСОШ №1 По своей направленности данный элективный курс относится к    межпредметным, т. е. он знакомит подрастающее поколение с комплексными  проблемами и способами их решения, а также ориентирует в современном мире и  знакомит со спецификой типичных видов деятельности. Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в  развитых странах. Последнее десятилетие в области здоровья характеризуется  резким ухудшением: наблюдается увеличение заболеваемостей и смертности.  Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых  людей. Во многом такая ситуация определяется неблагоприятными социальными и  материальными условиями жизни. Одной из причин этого является низкий уровень знаний в вопросах здоровья. Цеди и задачи данного курса. 1. 2. 3. 4. 5. Формирование знаний и развитие навыков, установок, привычек,  способствующих физическому, психическому и социальному  благополучию. …необходимых для трудоустройства и удовлетворения требований  постоянно изменяющегося мира труда. Развитие пытливости, ума и желания учиться на протяжении всей  жизни. Развитие чувства общественной ответственности. Развитие самодисциплины и понимания самого себя, формирование  позитивного «Я» путем реалистичной оценки собственных  возможностей и ограничений. Развитие понимания роли семьи в обществе. Развитие понимания смысла жизни, этических и духовных ценностей. 6. 7. Для эффективного влияния на поведение, обучение здоровью  предусматривает формирование навыков в рамках определенных тем,  имеющих отношение к вопросам сохранения здоровья: 1. Забота о личном здоровье. 2. Психическое и эмоциональное здоровье. 3. Обучение здоровому питанию. 4. Физическая активность. 5. Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. 6. Грамотность потребления производимых товаров. Методы активного вовлечения учащихся в процесс формирования навыков обучения здоровью: 1) дискуссия; 2) «мозговой штурм»; 3) демонстрации и практические действия под руководством учителя; 4) ролевые игры; 5) работа в малых группах; 6) образовательные игры и моделирование ситуаций; 7) изучение отдельных случаев (кейс – стади); 8) рассказывание историй; 9) дебаты; 10) проектный метод;         11) аудио­визуальные средства (музыка, театр, танцы).   Результативность курса характеризуется  подготовкой проектов, презентаций, докладов, творческих отчетов и других видов деятельности учащихся. Основными критериями оценивания в данном случае являются показатели  личностного развития, которые определяют уровень интеллектуальной,  эмоциональной развитости, волевой и мотивационной сторон личности, уровень  развитости ее познавательных и других интересов и потребностей. Учебно – тематический план. Виды  № Раздел. Тема. деятельности  учащихся. Репродуктивная. Кол­во  часов 1. Введение. Основные  аспекты курса. 1. Формы  контроля. Критерии  оценивания. ­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­ 2. Самопознание и  2. самооценка. Самостоятельна я работа  учащихся. Самоконтроль. Способность к  рефлексии. 1) Я и мои социальные  роли. Проявление эмоций и темперамент. Взаимоотношения с  другими людьми. 2) 3. 1) Группы по  интересам,  молодежные  группировки, банды. 2) Нормы поведения,  этикет. 3. Дискуссии,  ролевые игры,  моделирование  ситуаций,  изучение  отдельных  случаев. Контроль  активности со  стороны  учителя в виде пед. анализа. Оценивается  уровень  креативности  ребенка  (способность к  самостоятельному переносу знаний в  новую ситуацию,  видение новых  проблем, создание собственных  оригинальных  способов  решения). 3) Отношения в семье,  разрешение  конфликтов в семье. Выбор здорового  образа жизни. 4. 8. Защита  проекта. Дискуссии,  работы в малых  группах, анализ  ситуаций,  проектирование  ситуаций и их  разрешение. Оценивается  умение  самоопределяться , степень  нравственной,  эстетической и  физической  развитости. 1) Питание и здоровье,  возрастные  потребности в пище. Зависимость от  питания текущего и  будущего здоровья. 2) 3) Производство,  обработка и  распределение  продуктов питания. 4) Физические  упражнения и спорт  для здоровья. 5) Планирование  работы и отдыха. 6) Вред от  8) употребления  психоактивных  веществ (ПАВ). 7) Профилактика  инфекционных  заболеваний. Компетентность в  вопросах здоровья  ( физическое,  психическое,  социальное  здоровье). Безопасность,  предупреждение  несчастных случаев,  травматизма. 5. 3 Применение  знаний, поиск ,  творчество.  Подготовка  агит­бригад,  кейс­стади  (изучение  отдельных  случаев). Тестирование. Оценивается  уровень  эмоциональной и  волевой сторон  личности, а также  степень  нравственной и  экологической  развитости. 1) Причина несчастных  случаев.  Предупреждение  несчастных случаев 2) Способы оказания  первой помощи  пострадавшим. 3) Предупреждение  насилия. Поведение в опасных ситуациях. Заключительный  этап. 6. Итоговый   контроль. 3. Защита  проектов,  творческих  работ,  выступления с  отчетами и  докладами. Оценивается  любая  деятельность  учащихся по теме  курса. При  оценивании  учащихся можно  использовать :  грамоты, подарки, сертификаты  участия и т. д. Итого: 20часов. Основными формами организации познавательной деятельности могут быть  групповая и индивидуальная работа. Основными методами работы являются: дискуссия, ролевые игры, работы в  малых группах, проектный метод, аудио­визуальные средства, изучение отдельных случаев (кейс­стади). В целях возможного прогнозирования учащимися результатов своей  деятельности, рекомендуется на вводном занятии осветить перед ними все  предполагаемые разделы и темы данного курса. Это позволит ученикам  заранее выбрать ту тему, которую им захочется более подробно изучить и представить на защиту. (Возможны некоторые корректировки). Ожидаемые результаты курса: презентации, проекты, творческие работы,  доклады.

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017