Из «Повести временных лет». «Расселение славян».
Оценка 4.9

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
23.01.2019
Из «Повести временных лет». «Расселение славян».
Класс: 5 УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015 (ФГОС. Инновационная школа). Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом. Цели урока: - воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. - формирование навыков составления высказываний на географические, культурно – исторические, литературные темы; умений выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, конструировать диалог на уроке. - воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.
литра 5 кл 25.09.docx
Технологическая карта урока литературы. Составила: Танабергенова А.С. Дата: 25.09­26.09 Тема урока: Из «Повести временных лет». «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив». Класс: 5 УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.­сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово­учебник», 2015  (ФГОС. Инновационная школа). Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом. Цели урока: ­ воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической           обстановки, в которой родилось  Русское государство. ­ формирование навыков составления высказываний на географические, культурно – исторические, литературные темы; умений выделять главное в  прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, конструировать диалог на уроке.  ­ воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси. Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне ­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика,  выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось. Спасибо! ­ А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! II. Вступительное слово учителя. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. ­ Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучение большого  раздела «Устное народное творчество». Мы помним, что жанры устного народного творчества передавались из уста в уста. А  сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе. О том времени, когда на Руси уже появляется первая печатная книга. Слушают учителя. Индивидуальное сообщение ученика о первой  печатной книге и создателях славянской азбуки. Самоопределение,  смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного  сотрудничества (К) Анализ объектов с целью  выделения признаков; подведение  под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного  действия; фиксирование  индивидуального затруднения;  саморегуляция в ситуации  затруднения (Р) Выражение своих мыслей; Внимательно слушают учителя. III. Работа по теме урока. Слово учителя. Первая печатная книга была издана в Китае в первой  половине XIвека. В Европе книгопечатание относят к 40­м  годам XV века, когда Иоганн Гуттенберг издал «Библию», а  первые славянские печатные книги вышли в 1491 году. Первая  точно датированная книга в Москве – «Апостол» ­ напечатание  в 1564 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. До печатной книги были книги рукописные. Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых  вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням,  которые прикреплялись к деревянным доскам­переплетам.  Доски снаружи обтягивались кожей или какой­нибудь тканью.  Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или  округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или  застежки. Создатели славянской азбуки братья Кирилл и  Мефодий – просветители, проповедники христианства, первые  переводчики богослужебных книг с греческого на  церковнославянский язык. В честь святых Кирилла и Мефодия 24 мая в  славянских странах проводятся Дня славянской письменности  и культуры. ­ В каких целях использовалась письменность на  Руси X века? аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (К) Умение организовывать учебное  сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и  сверстниками;  работать  индивидуально и в группе.  Формирование и развитие  компетентности в области  использования информационно –  коммуникационных технологий.  Понимание литературы как одной  из основных национально –  культурных ценностей народа, как  особого способа познания жизни. Понимание ключевых проблем  изученных произведений  древнерусской литературы.  Понимание связи литературных  произведений с эпохой их  написания, выявление заложенных  в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания. Умение  вести диалог. Понимание образной  природы литературы как явления  словесного искусства. Формирование представлений о  социальных ценностях гуманизма,  о проблеме народа и государства.  Осмысление образа коня в  магических представлениях и  верованиях разных народов. Противопоставление Олегу  волхвакак представителя местного общества. Отвечают на вопросы учителя. ­ Каково происхождение жанра летописи? ­ Кто является автором новой редакции летописи,  которую мы называем «Повесть временных лет»? ­ В каком году была составлена «Повесть временных  лет»? ­ Каковы главные темы «Повести временных лет»? Мы уже узнали, что автором «Повести временных лет»  является Нестор Летописец. Ему посвятил свою скульптуру  М.М.Антокольский Для творчества М.М.Антокольского характерны черты  историзма, то есть приверженность к исторической теме и  стремление к скрупулезной точности, суховатой  документальности. В образах Антольского раскрывались  особенности конкретных исторических личностей. Так,  скульптура «Нестор Летописец» (1890г) представляет облик  мудрого старца, первого историка своего народа, исполненного простоты и благородства, отрешенности и мирской суеты.  Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании. Нестор  ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении  земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании  народов и языков. Передает библейскую легенду о  Вавилонском столпотворении. Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили  вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян,  приведшее затем к образованию различных славянских племен Отвечают на вопросы. и народностей. Беседа по отрывку «Повести временных лет»  «Расселение славян» ­ Чем было вызвано расселение славян? ­ Каково происхождение названия славянских племен? ­ Какие сведения содержатся в части летописи  «Расселение славян»? Летописец вводит русскую историю в контекст  мировой, сообщая самые разнообразные сведения –  географические, этнографические, культурно­исторические.  Неторопливо раскрывает летописец ту историческую  обстановку, в которой родилось Русское государство.  Первые поселения на территории современного Киева  возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя  стоянка получила название Кирилловской. Известны также  древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в  конце V – начале VI в. Три брата – Кий, Щек и Хорив – и  сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра  город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий,  Щек и Хорив». Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и  названий легенды о Кие, Щеке и Хориве». Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий,  Щек и Хорив». Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и  названий легенды о Кие, Щеке и Хориве». Имя Кий имеет истоки во многих языках. По  одной из версий, это имя произошло от славянского  слова, означающего «палица, дубина, боевой молот». Имя Щек сопоставляется с именем Чеха.  Легендарного предка чехов. Название горы Щековица,  на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в  форме Скавица. Этимология названия и имени  возводится к славянскому слову, означающему «змей». Имя Хорив связано с названием горы  Хоривица, которое не сохранилось в позднее время.  Название это содержит корень «хор», заимствованный  из иранских языков и означающий «солнце». Оно  сопоставимо с названием племени хорватов. Имя Лыбедь возводят обычно к словам  «лебедь», «любовь», «любовь» и «лыбь» («сырое  место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в  Днепр. Символизм легенды о Кие указывает на  объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте  «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире  поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и  хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».  Здесь говорится о существовании во времена Кия  мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза  описана летописцем так: «По прошествии времени,  после смерти братьев этих, стали притеснять полян  древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары  сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите  нам дань». Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань  хазарам».  Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».  Индивидуальное сообщение «Хазары». Индивидуальное сообщение «Хазары»   Хазары ­ тюркоязычный кочевой народ. Стал  известен в Восточном Предкавказье вскоре  после гуннского нашествия. Сформировался в  результате взаимодействия трёх этнических  компонентов: местного ираноязычного населения, а  также  пришлых угорских и тюркских племён.Хазарский  язык является вымершим. Славянские племена были данниками хазар,  что указывает на предшествующую войну, которую  хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в  летописях. Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов. Древнерусский язык – это язык древнерусской  народности. Датируется обычно VIII – XIV вв. Относится к  восточнославянской группе славянских языков.  Предшественник русского, украинского и белорусского  языков. Язык «Повести временных лет» широко отражает  устную разговорную речь своего времени. Прямая речь  исторических лиц занимает существенное место в летописи.  При этом летописец почти никогда не прибегает к  вымышленным речам, ­ он всегда точен и строго  фактографичен в передаче высказываний своих героев. В летописи широко представлена специальная  терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная. Часто летописец использует народные пословицы и  поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о  необычайно высоком уровне развития культуры устной и  письменной речи в XI – XII вв. Работают с учебником в парах. Обратимся к учебнику (стр.59, вопрос 5). (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам») Объясняют значения слов. Объясните значения слов и  словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял  книжными словами, пожинаем ученье книжное.   С детства Ярослав тянулся к книжной премудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные  книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал  Ярослав, сидя дома, много иностранных языков, и была ему  «оттого честь от других стран». Отовсюду собирал он лучших  писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и  переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и  сам перевел несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было  больше грамотных русских священников, и потому стал  заводить специальные училища. Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За  его составление князя называли  еще и Правосудом. До него  подвластные русским князьям народы жили каждый по своим  племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны  были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые  существовали на Руси еще с языческих времен. ­ Каково значение памятника древнерусской  литературы «Из похвалы князю Ярославу» для современного  читателя? ­ Почему необходимо изучать памятники  древнерусской литературы? ІV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Отвечают на вопросы учителя. ­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса ­ Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?  Почему?  Дома Стр.62 – 66 – прочитать, пересказать Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение об Эзопе, Жане де Лафонтене. Дают ответы на вопросы 2. Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лисица»,  «Лисица и виноград». Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание   Рефлексия способов и условий  действия; контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Самооценка; адекватное  понимания причин успеха или  неуспеха в УД; следование в  поведении моральным нормам и  этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и  точно; формулирование и  аргументация своего мнения, учёт  разных мнений (К)

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Из «Повести временных лет». «Расселение славян».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019