Тема. Изложение с элементами сочинения.
Цель. Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.
Слайд 3
- Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.
- Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка») Слайд 4
Зрительно-слуховое восприятие текста.
- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать. Слайд 5
Чтение учителем:
- По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1
Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным - долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
(По Е. Пермяку.)
- Так, какое же название можно дать этому рассказу? Слайд 6
- Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».
Анализ содержания.
- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?
- Назовите главных героев!
- Из скольких смысловых частей состоит текст?
Составление плана.
- Сейчас мы совместно составим план рассказа. Слайд 7
- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее. Слайд 8
- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части? Слайд 9
- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?
- Прав ли, по-вашему, Костя?
- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?
План.
1) Старушка обронила кошелек.
2) Мальчик обиделся.
3) Быть честным – долг, а не заслуга.
4) Как бы поступил я?
Орфографическая работа. Слайд 10
- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.
- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)
- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму. Слайд 11
- Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.) Слайд 12
- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.
- Как они пишутся? (Слитно.)
- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.) Слайд 13 (Знаки препинания)
Лексико-орфографическая подготовка.
- Понятен ли вам смысл всех слов?
Устный пересказ текста. Слайд 14
Написание изложения.
- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что
последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?
Самопроверка.
Итог урока.
- Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?
- Есть ли желающие прочитать свой последний абзац? Слайд 15
Рефлексия.
- Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?
- В чём заключались ваши трудности?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.