Изложение с элементами сочинения.

  • docx
  • 23.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изложение с элементами сочинения по тексту Пермяка 5 класс.docx

 

Тема. Изложение с элементами сочинения.

Цель. Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.

 

Слайд 3

- Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло.  Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости,  доброте.

- Какие произведения Пермяка вы помните?  («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)   Слайд 4

Зрительно-слуховое восприятие текста.

- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.     Слайд 5

Чтение учителем:

- По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо».                                                                           Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным - долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

                                                                                                (По Е. Пермяку.)

- Так, какое же название можно дать этому рассказу?    Слайд 6

- Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».

Анализ содержания.

- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в  этом рассказе?

- Назовите главных героев!

- Из скольких смысловых частей состоит текст?

Составление плана.

- Сейчас мы совместно составим план рассказа.     Слайд 7

- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть.  Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.        Слайд 8

- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?       Слайд 9

- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

- Прав ли, по-вашему, Костя?

- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?  

                          План.

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

Орфографическая работа.  Слайд 10

- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.

- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)

- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.      Слайд 11

- Какая орфограмма объединяет слова:   побежал, схватил, нагнулся,                посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)      Слайд 12

- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

- Как они пишутся? (Слитно.)

- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)     Слайд 13 (Знаки препинания)

Лексико-орфографическая подготовка.

- Понятен ли вам смысл всех слов?

Устный пересказ текста.       Слайд 14

Написание изложения.

- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что

последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

Самопроверка.

Итог урока.

- Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?

- Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?       Слайд 15

Рефлексия.

- Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?

- В чём заключались ваши трудности?