Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык
Оценка 4.8

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
16.01.2017
Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык
Основной целью данного урока является развитие умения различать временные формы глагола. Развитию орфографической зоркости способствует игра "Огоньки", в ходе которой учащиеся выделяют все изученные орфограммы. Тренировочные упражнения организованы на основе таблицы, репродукции картины И.И.Левитана «Март». Игра-эстафета «Безударные гласные» активизирует учебную деятельность обучающихся. В ходе распределительного диктанта они проверяют степень усвоения изучаемого материала. Единой речевой темой урока русского языка является «Весна, весна! И всё ей радо…». Во время урока учащиеся узнают о народных традициях и праздниках, например "Сороки". На "Сороки" обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолком. Эмоциональный настрой урока создаёт слушание грамзаписи «Времена года» (Март. Песнь жаворонка) П.И.Чайковского. Организуется работа с пословицами, которые учащиеся подбирали дома.
Измененние глагола по временам 4 кл.doc
Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4     ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ВРЕМЕНАМ                 Урок русского языка в 4 классе Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4                        Русский язык                             4 класс Тема:  Изменение   глагола   по   временам   (урок   №   2   по   теме «Глагол»). вре­          «Весна, весна! И всё ей радо…» Цель:  обобщить знания учащихся о грамматических особенностях           глагола; развивать умения различать временные формы            глагола; развивать орфографическую зоркость; работать          над развитием речи учащихся; воспитывать любовь   к           природе. Оборудование:  таблицы  с  темами  урока «Изменение   глагола  по           менам», «Весна, весна! И всё ей радо…», три перфокарты;          «огоньки» (красные кружочки на магнитах»; репродукция           картины И.И.Левитана «Март»; проигрыватель; грамзапись           стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот…»;            грамзапись пьесы П.И.Чайковского «Времена года» (Март.           Песнь жаворонка»); карточки с текстом стихотворения                    И.Никитина «Полюбуйся, весна наступает…»; печеные жаво­            ронки (по числу учащихся в классе).                                          Ход урока. 1. Эмоциональный настрой.           ­Начинаем урок русского языка.                             Мы правила изучим,                             Писать себя научим,                             Ведь так необходимо                             Нам грамотными стать. 2. Сообщение темы и цели урока. ­Ребята,  на   сегодняшнем   уроке   мы   с  вами   вспомним,  что   знаем   о глаголе, будем учиться распознавать временные формы глагола. А речевую тему вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:                             Я раскрываю почки,                             В зеленые листочки                             Деревья одеваю,                             Посевы поливаю,                             Движения полна,                             Зовут меня …(весна). 2 Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4 ­Правильно,   ребята,   это   весна,   замечательное   и   прекрасное   время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Ещё морозно и ветрено, но в воздухе уже чувствуется приближение весны. Итак,   грамматическая   тема   «Глагол.   Изменение   глагола   по временам», речевая – «Весна, весна! И всё ей радо…» (Вешаю на доску таблицы с названиями тем урока). 3. Минутка чистописания.                              Всем вам нужно записать                              Число, классная работа.                               Наклонить слегка тетрадь                               Проявить чуть­чуть заботы                               О посадке при письме,                               О ногах, руке, спине.                               Первое задание – чистописание. М М М м м м  Мало уметь писать – надо уметь думать. ­Почему   мы   будем   писать   это   предложение?   (В   нём   встречаются буквы Мм; употреблено 4 глагола; прежде, чем написать, нужно подумать). ­Это предложение будет девизом нашего урока. 4. Синтаксическая пятиминутка. Игра «Огоньки».                               Чтоб ошибок избежать,                                Зоркость будем развивать.                                В игре проверить можешь сам                                Своё внимание к словам. (Проводится   игра   «Огоньки».   На   магнитной   доске   записано  Гибкие   ветки   берёз   густо   покрылись   смолистыми предложение: почками. Ученики   «зажигают   огоньки»   под   изученными   орфограммами,   т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь. После этого проводится разбор предложения по членам предложения, составляется схема). ­Берёзы   весной   первыми   распускают   зелёные   клейкие   листочки. Светлая русская береза – это символ России. 5. Распознавание времени глагола. Работа по таблице. ­Ребята,   мы   уже   с   вами   говорили   о   том,   что   глагол   по   частоте употребления занимает второе место после существительного. ­Что же такое глагол? ­Как изменяется глагол? ­Глагол – настоящий богач среди частей речи: изменяется по числам и временам, а в прошедшем времени ещё и по родам; изменяется по лицам и наклонениям, имеет вид и залог. Ни у одной части речи нет столько форм. 3 Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4 Сейчас   мы   потренируемся   различать   временные   формы   глагола. Посмотрите на таблицу.                                        ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА      Настоящее время          Что делает?      Прошедшее время           Что делал?           Что сделал?       Будущее время            Что сделает?        Что будет делать? Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит.                                 А.Плещеев  На озёрах треснул лёд, будто раскололи.                                  С.Маршак   Я   вернусь,   когда   раскинет   ветви   по­ весеннему наш белый сад.                                   С.Есенин. ­Какие три времени имеет глагол? ­Как отличить одно от другого? ­Прочитайте в учебнике вывод о том, как изменяется глагол. 6. Беседа по картине И.И.Левитана «Март». ­Рассмотрите   картину   внимательно.   Можно   ли   сказать,   что   весна наступила или она только наступает? ­Какими изображён снег на дороге, на крыше крыльца, на поляне в лесу? ­Как   художнику   удалось   передать,   что   это   весенний   день,   а   не зимний? ­Какие краски преобладают на картине? 7. Распределительный диктант. а) слушание грамзаписи стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот…» ­Художник   красками   и   кистью   изобразил   наступление   весны. Послушайте,   как   поэт   описывает   словами   это   же   явление.   Обратите внимание, какие глаголы употребил автор.                          Снег теперь уже не тот­                           Потемнел он  поле.                           На озёрах треснул лёд,                           Будто раскололи.                           Облака бегут быстрей,                           Небо стало выше,                            Зачирикал воробей                            Веселей на крыше…                            Всё чернее с каждым днём                            Стежки и дорожки.                            И на вербах серебром 4 Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4                            Светятся сережки. ­Что объединяет картину Левитана и стихотворение С.Маршака? ­Почему поэт употребляет так много глаголов? б) запись глаголов в тетрадь         н.в.                               п.в.                        б.в.                 бегут                          потемнел                 светятся                     треснул                                                    раскололи                                                    зачирикал ­Назовите глаголы с безударными гласными в корне. 8. Игра­эстафета «Безударные гласные». На   доске   прикреплены   три   перфокарты.   Ученики   по   одному   с каждого ряда по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы. ­Назовите глаголы. ­Эти глаголы стоят в начальной форме, измените их по временам. 9. Физкультминутка.                             Сядьте ровно, полежите,                              Поднимитесь, распрямитесь.                             Встаньте, наклонитесь,                             Сядьте прямо, улыбайтесь,                             Быть хорошими старайтесь. 10.Самостоятельная работа. У детей карточки со стихотворением И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает». Задание: выписать глаголы, определить, в каком времени они употреблены.                             Полюбуйся, весна наступает,                             Журавли караваном летят,                             В ярком золоте день утопает,                             И ручьи по оврагам шумят…                             Скоро гости к тебе соберутся,                             Сколько гнёзд понавьют, посмотри!                             Что за звуки, за песни польются                              День­деньской, от зари до зари! 11.Рассказ учителя о народных праздниках. ­ «Что за звуки, за песни польются день­деньской, от зари до зари!» Почему   птицы   поют?   В   «Почемучке»   (показываю   книгу)   говорится: «Птицы поют от радости. Наконец­то зима кончилась, и они прилетели домой. А вокруг – красота». 5 Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4 Если вы хотите узнать, ­разговаривают ли животные, ­как любопытный воробьишка Чик­Чирикин собирался в Африку, читайте «Почемучку». ­ Какие птицы прилетают весной? ­У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Праздник так и назывался «Сороки». На   Сороки   обычно   пекли   «жаворонков»,   в   большинстве   случаев   с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолком. (Показываю печеный жаворонок) Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на шесты, выбегали с ними на пригорки, что есть силы кричали:                     Жаворонки, прилетите,                     Студёну зиму унесите,                     Тёплу весну принесите:                      Зима нам надоела,                      Весь хлеб у нас поела. Птичек обычно съедали, а головки отдавали скотине. (Каждому ученику даю печеный жаворонок). 12.Слушание   грамзаписи   «Времена   года»   (Март.   Песнь жаворонка) П.И.Чайковского. 13. Работа по учебнику.( Т.Г.Рамзаева, Русский язык, учебник для 4 класса четырёхлетней школы, М, «Просвещение», 1993. Письмо с комментированием. Выполнение упражнения 405.                               Звуки весны. Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько … мышь, …, стукнулся о берёзу и грузно упал жук. На макушке   берёзы   громко   …   кукушка.   На   самой   вершине   дуба,   важно надувая зоб, … дикий голубь. На закате солнца страшно … в лесу филин.                                         ( По И.Соколову­Микитову) Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы.  Слова для справок: прогудел, пискнула, ухнет, кукует. В   каком   времени   употреблены   глаголы,   которые   вы   вставили   в предложения? Обозначьте время: н.в., п.в., б.в. 14. Работа с пословицами. Дети   читают   пословицы   о   весне,   которые   они   подбирали   дома, указывают глаголы. 6 Антонова Галина Стефановна                                      Приложение №  4 Весною час упустишь – годом не наверстаешь. Одна ласточка весны не делает. Весенний день год кормит. В марте курица из лужицы напьётся. Весенний дождь растит, осенний гноит. Весною сутки мочит, а час сушит. Прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья. Увидел грача – весну встречай. Весенний ветер снег съедает. 15.Подведение итога урока. ­Что мы повторили о глаголе? ­Как изменяется глагол? 16. Домашнее задание. ­   Дома   составьте   несколько   предложений   о   весне,   употребляя глаголы. Скажите тема «Весна» широкая или узкая? Назовите узкую тему. ( «Весной   в   лесу»,   «Ледоход»,   «Птицы   прилетели»,   «Весенние   работы», «Подснежники», «Весенняя песня» и т.д.) 7

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»). 4 класс, русский язык

Изменение глагола по временам (урок № 2 по теме «Глагол»).   4 класс, русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017