Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 107 (96).
Тема: Изменение глаголов по временам
– Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их время, изменять глаголы по временам.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– Допишите вместо вопроса нужное слово:
Диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются –
упражнение, сочиняют – ?
– Как вы понимаете смысл слова сочинение? (Древний корень чин в
этом слове означает «порядок»; приставка со имеет значение
соединения, объединения:
Сочинение –
соединение и расположение в определённом порядке мыслей на
определённую тему.)
– Придумайте грамматические загадки про это слово. (В этом слове
спрятались российский городкурорт на Чёрном море, оно отвечает на
сограждане, соученики.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1вопрос что?, это слово среднего рода. В этом слове по две буквы н, и, е,
5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие.
И т.п.)
– Запишите слово и напишите два однокоренных слова. (Сочинить,
насочинять, сочинитель.)
2. Проверка домашнего задания.
– Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.
– Составьте на основе рассказа (определения) планопору.
Например:
1) часть речи;
2) значение;
3) вопрос;
4) примеры;
5) роль в тексте.
– Покажите и расскажите по своему рисунку, как вы представляете себе
Глагол.
– Используя только глаголы, расскажите о какойлибо профессии так,
чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Открывает, заливает, заводит,
прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает,
тормозит – водитель.)
– Как изменяется имя существительное? Имя прилагательное?
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
– Сегодня мы продолжаем изучать глагол. Попробуйте предположить,
опираясь на знания об изученных ранее частях речи, что можно ещё
изучать о глаголе?
Версии учеников.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
© ООО «Баласс», 2014
2соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
III. Открытие
новых знаний.
– Сверьте свои предположения с главным вопросом урока. (Как
изменяется глагол?)
– Составим план урока.
3 4 3
1. Коллективная работа.
– Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Как услышите вопрос,
запишите его.
Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?»
Вот что ответил Глагол:
– Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю
глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что
делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы,
окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки.
А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать
тебя.
– Какие вопросы вы выписали? Попробуйте сами на них ответить.
Почувствовали разницу? В чём она? (Что делает сейчас, что было раньше,
что будет дальше.)
– Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное
время.
2. Наблюдение по учебнику.
Упр. 348. Выполняется по заданию.
Учится (что делает?), писала (что делала?), написала (что сделала?)...
Сделайте вывод: какие действия могут обозначать глаголы по
отношению ко времени? (Глаголы могут обозначать действие, которое
© ООО «Баласс», 2014
3происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет
происходить.)
3. Проверка выводов по учебнику. Технология работы с учебно
научным текстом определения (с. 106).
– Прочитайте текст в рамке про себя.
– О чём этот текст? (О временах глаголов.)
– Прочитайте, как работать с учебнонаучным текстом. (После рамки
рядом со знаком вопроса.)
а) В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части.
б) Если задать вопрос к каждой части и записать, то получится план
текста:
1. Как изменяются глаголы?
2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой
вопрос отвечают?
3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие
вопросы отвечают?
4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие
вопросы отвечают?
Учитель может вывести на слайде этот план или заранее написать
его на доске.
в) Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении
глаголов по временам.)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Работа по учебнику.
а) Упр. 349 – развивается умение находить глаголы в тексте и
IV. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
© ООО «Баласс», 2014
42. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
определять их время. Выполняется под руководством учителя.
Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется.
Запись:
Снег (что сделал?) пал, подкрался, выбелил (прош. вр.);
Мумитролль (что делал?) стоял, смотрел, думал (прош. вр.);
Мы (что сделаем?) погрузимся (буд. вр.).
б) Упр. 350 – развиваются те же умения, что в предыдущем
упражнении. Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
Учитель ещё раз обращает внимание, что в вопросе пишется
приставка с (что сделал?).
Пятачок (что сделал?) почесал, сказал (прош. вр.)
Пятачок (что сделает?) пойдёт (буд. вр.)
Они (что сделали?) пошли (прош. вр.)
в) Упр. 351 – развивается умение подбирать глаголы в настоящем,
прошедшем и будущем времени с опорой на вопросы (как в образце).
Сначала разбирается коллективно, на доске даётся образец записи.
Затем выполняется по вариантам самостоятельно.
I вариант: к словам щенок, солнце;
II вариант: к словам друзья, художник.
Образец записи:
Девочка считает, считала, будет считать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
© ООО «Баласс», 2014
5– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Игра «Глагольный футбол».
Не заметил глагол – значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели
определить время глагола. Учитель называет слова. Если дети услышали
глагол, они должны хлопнуть в ладоши. Можно разделить класс на две
команды.
Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок,
повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл,
осёл.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока.
Время, настоящее время, прошедшее время, будущее время.
– Как определить время глагола?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 2, с. 116, составить схемуопору текста в рамке на с. 106.
© ООО «Баласс», 2014
6Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
7