Урок физики в 8 классе по теме
«Измерение физических величин»
Цель урока.
1) Дидактическая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач.
2) Воспитательная. Продолжить формирование у школьников рефлексивных умений в процессе самоанализа и самооценки учебной работы.
3) Коррекционная. Развивать приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение) в процессе обобщения и систематизации изученного материала.
4) Развивающая. Формировать обобщенные измерительные умения и навыки учащихся.
Оборудование. Демонстрационное: секундомер, часы, рулетка, линейки, термометры. Лабораторное: сосуды с водой, мензурки, динамометры, штангенциркуль.
Обобщение проводится в три этапа.
На первом этапе при решении кроссворда, повторении физических величин и приборов, составлении текста и обобщенного плана измерения величин учащиеся повторяют и углубляют изученный материал.
На втором этапе - решают задачу и выполняют практическую работу, анализируют опыты, закрепляют изученный материал.
На третьем этапе - подводится итог урока (рефлексия). Структура урока такова, что продолжительность непрерывной учебной работы не превышает 15-20 минут.
План конспект урока.
Этап мотивации (решение кроссворда, формулирование и запись темы урока).
Сегодня мы повторим важнейшее понятие физики. Что это за понятие? Предлагаю вам решить кроссворд и прочитать это слово.
Решите кроссворд. В закрашенном столбце прочитаете слово.
|
Прибор для измерения: 1. Скорости автомобиля 2. Объема жидкости 3. Температуры 4. Времени 5. Атмосферного давления 6. Массы 7. Длины 8. Электроэнергии в быту 9. Силы |
Учитель: С понятием измерение вы знакомы. Различные измерения вы производили на уроках труда, математики, физики, географии. Сегодня мы повторим и обобщим знания об измерении величин. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (после обсуждения, учащиеся записывают тему урока в рабочих листах).
Этап обобщения знаний.
Учитель: В науке и технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения величин. Приведите такой пример и запишите его.
В ходе беседы учащиеся повторяют теоретический материал темы и записывают краткий текст, дают ему название (примерное содержание).
«…………»
В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, (ученики приводят примеры измерений) ………… . Физические величины, их измерение, как и многие понятия, входят в состав физической теории.
В физике измеряют механические, электрические, магнитные и другие величины, например (примеры величин)………… . Каждая физическая величина имеет соответствующие (единицы измерения)………, например ……… . Физические величины измеряют с помощью (приборов)………
|
|
Вопросы учителя к классу. |
Возможные ответы учащихся |
Учитель обращает внимание учащихся на приборы (на демонстрационном столе). Учитель: можно сказать, что все приборы измерительные? |
Нет, так сказать нельзя. |
Учитель: почему? |
Микроскоп и электроплитка не являются измерительными приборами. |
Учитель: чем отличаются измерительные приборы? |
У одних приборов – есть шкалы, а у других – нет. Например, весы и счетчик не имеют шкалу. |
Вывод: Сегодня будем измерять физические величины с помощью приборов, имеющих шкалы. Составим план измерения величин. |
|
Учитель: Какую физическую величину можно измерить этим прибором? (На столах учащихся имеются приборы: мензурка, линейка, динамометр, термометр) |
Мензурка служит для измерения объема жидкости. Секундомером измеряют время. |
Учитель: что мы делали? |
Мы определяли физическую величину, измеряемую прибором. |
Учитель: прочитайте задание. Выполните первый пункт задания (смотри рабочий лист ученика). Учитель ставит в наборное полотно табличку и поясняет, что это первое действие, которое необходимо сделать при измерении величин. |
|
Учитель: найдите на приборах указание единицы измерения величины. |
На мензурке написано обозначение миллилитра - единицы объема. На термометре указано обозначение единицы температуры – градус Цельсия. |
Учитель: какой можно сделать вывод? |
На приборе имеются сведения о единице измеряемой величины. |
Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это второе действие при измерении величин. Учитель предлагает записать вывод в рабочие листы и выполнить второй пункт задания. |
|
Учитель: на шкале линейки есть крайние штрихи (показывает). Найдите крайние штрихи на шкале другой линейки и назовите их. Наименьшее и наибольшее значения величины, измеряемые прибором, называют пределами измерения прибора. |
|
Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это третье действие при измерении величины. Учитель предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить третий пункт задания. |
|
Что необходимо выполнить далее при измерении величины? |
Надо найти цену деления шкалы прибора. |
Учитель: как найти цену деления шкалы прибора? |
Чтобы найти цену деления шкалы прибора, надо разность двух соседних значений вели чины, обозначенных на шкале, разделить на число делений между ними. |
Учитель ставит табличку в наборное полотно и предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить четвертый пункт задания |
|
Учитель: теперь можно определить показания прибора (предлагает выполнить последний пункт задания) В результате этой работы на наборном полотне появится следующий план измерения величин: 1) Указать измеряемую величину. 2) Выбрать способ измерения. 3) Определить единицу измерения величины. 4) Указать пределы измерения прибора. 5) Найти цену деления шкалы прибора. 6) Определить показания прибора. |
|
Учитель: подведем итог. Что мы сделали? |
Мы составили план измерения величины и выполнили задание на определение силы тяжести груза. |
Учитель: выполните практическую работу. Снимите показания измерительного прибора по плану (учащимся предлагаются термометры и мензурки). |
|
Практическая работа (по выбору ученика). Домашнее задание (смотри рабочий лист ученика). Итог урока (рефлексия) организуется в процессе заполнения двух таблиц по систематизации и обобщению знаний учащихся |
. Результаты измерений величин являются ………… . Измерения делятся на (прямые и косвенные) ………... .
Этап систематизации знаний (составление обобщенного плана измерения величин выполняется параллельно с решением задачи).
Итоговая таблица для работы с учащимися в конце урока (рефлексия)
|
|
Рабочий лист
учени_________ класса_____________________________________________
Тема урока: ___________________________________________________________
1) Решение кроссворда и запись темы урока. В закрашенном столбце прочитаете слово.
|
Прибор для измерения: 10. Скорости автомобиля 11. Объема жидкости 12. Температуры 13. Времени 14. Атмосферного давления 15. Массы 16. Длины 17. Электроэнергии в быту 18. Силы |
2) Составление текста.
В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, ___________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
В физике измеряют механические, электрические, магнитные и другие величины, например _____________________________________________________________ Физические величины, их измерение, как и многие понятия, входят в состав физической теории. Каждая физическая величина имеет соответствующие _______________________________, например __________
______________________________________________________________________
Физические величины измеряют с помощью _______________________________.
Результаты измерений величин являются _________________________________.
Измерения делятся на __________________________________________________.
3) Составление плана измерения величин.
1. Сначала необходимо указать _________________________________________.
2. Выбрать способ измерения (_________________________________________).
3. На каждом приборе имеются сведения о ________________________________
4. Наименьшее и наибольшее значения физической величины, измеряемые прибором, называют ________________________________________________.
5. Чтобы определить цену деления шкалы прибора, надо ___________________________ , обозначенных на шкале, разделить ____________________________________ между ними.
4) Задача. Определите силу тяжести груза.
1. Измеряемая величина –______________________________
2.
Способ
измерения – ________________________________
3. Единица измерения величины – _______________________
4. Пределы измерения – _______________________________
5. Цена деления – ____________________________________
6. Показания – _______________________________________
5) Практическая работа.
Определите плотность вещества, из которого изготовлено тело.
Определить ______________ тела
1. Измеряемая величина – ___________________________________________
2. Единица измерения величины – ____________________________________
3. Способ измерения________________________________________________
4. Пределы измерения – _____________________________________________
5. Цена деления – __________________________________________________
6. Показания – ________________________________________________________
Вывод: тело изготовлено из ___________________________________
6)
Домашнее
задание.
Выучить определения 1, 2, 3 и план измерения величины.
1. Указать измеряемую величину.
2. Определить единицу измерения величины.
3. Указать пределы измерения прибора.
4. Найти цену деления шкалы прибора.
5. Определить показания прибора.
Задание на оценку «4»
Снимите показания прибора, изображенного на рисунках 5 и 7 стр. 8 учебника
Задание на оценку»5»
Определите назначение прибора, изображенного на рисунке, укажите положение стрелки, соответствующее силе тяжести в 4,5 Н.
Задача 51 (стр. 39 учебника)
7) Рефлексия
Что понравилось на уроке? Почему? _____________________________________
Что не понравилось на уроке? Почему? ___________________________________
Я усвоил(а) новые термины ____________________________________________
Я затрудняюсь выполнять измерения_____________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.