ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В предыдущей главе мы раскрыли особенности изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР, здесь же (во второй главе) предлагаем более подробно остановиться на опытно-экспериментальной работе по проблеме исследования и полученных результатах.
Цель исследования – определение возможностей использования средств арт-терапии в развитии изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологическую основу заявленной проблемы исследования;
- провести первичное изучение уровня развития изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- разработать и апробировать программу работы по использованию средств арт-терапии в развитии изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- провести повторную диагностику уровня развития изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР после реализации программы, проанализировать и сравнить полученные результаты.
Для реализации поставленных задач и достижения общей цели, опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей использования средств арт-терапии в развитии изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР была реализована в несколько этапов.
На первом этапе (теоретическом), нами были определены основные методы и методики исследования, проведён анализ теоретической и методологической базы исследования, определена цель и поставлены задачи исследования.
На втором этапе (констатирующий эксперимент), мы провели первичную диагностику уровня развития изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
На третьем этапе (практическом), мы разработали программу работы по использованию средств арт-терапии в коррекции и развитии изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и реализовали её с испытуемыми.
На четвертом этапе (контрольный эксперимент), мы провели повторную диагностику состояния развития изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, сравнили полученные в ходе экспериментального исследования результаты и сформулировали выводы.
На всех этапах проведённого опытно-экспериментального исследования, для решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, диагностические методы сбора фактического материала, элементы естественного и лабораторного эксперимента, метод анализа продуктов деятельности, катамнестический анализ.
В рамках экспериментального исследования, нами использовались следующие методики:
1. Рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек», разработанная Дж. Буком, используемый нами для оценки уровня развития изобразительных навыков (а не в качестве проективной методики изучения психических состояний) (Приложение 1).
2. Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и Л. Пенроуза, в адаптации Т.В. Розановой. Данная методика использовалась нами для оценки уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций (Приложение 2).
Для обработки полученных данных использовались методы статистической обработки.
Для анализа и обработки полученных эмпирических данных, использовались стандартные методы математической статистики.
Всего в эксперименте приняли участие 24 испытуемых младшего школьного возраста, из которых 12 имеют задержку психического развития, и 12 испытуемых имеют нормальное развитие, обучающихся в 1 классах в возрасте 7-8 лет. Для удобства, группа испытуемых была разделена на экспериментальную (дети с ЗПР) и контрольную (дети с нормальным развитием). В экспериментальной группе у всех детей в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) установлена задержка психического развития различной степени (см. Табл. 1.).
Таблица 3.
Характеристика выборки испытуемых с задержкой психического развития
№ п.п. |
Испытуемый |
Возраст |
Характеристика |
1. |
А Д. |
8 лет |
ЗПР с речевыми и поведенческими нарушениями |
2. |
В У. |
7 лет |
ЗПР с речевыми нарушениями, ОНР-2 ур. |
3. |
ДО. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-1 ур. |
4. |
Е Е. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-1 ур., выраженное с речевыми и поведенческими нарушениями |
5. |
Е М. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-1 ур. |
6. |
И В. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-2 ур. |
7. |
И Х. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-3 ур. |
8. |
М Г. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-3 ур. |
9. |
О П. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-3 ур. |
10. |
С А. |
7 лет |
ЗПР с речевыми нарушениями |
11. |
С П. |
7 лет |
ЗПР с поведенческими нарушениями |
12. |
С К. |
7 лет |
ЗПР, ОНР-2 ур., с дизартрическими расстройствами, поведенческие нарушения |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.