Районная научно-практическая конференция
Изобразительные возможности средств письма
(исследовательский реферат)
Социально-гуманитарное направление (отечественная лингвистика)
Исследовательская работа
6-8 класс
Жменяк Диана Валерьевна
1999 года рождения
Красноярский кр. с.Шуваево, ул.Архитектурная 26а
МКОУ Шуваевская СОШ
8класс
Школьное научное объединение
Руководитель: Машинистова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Шуваевская СОШ
+79232848075
Ответственный за корректуру: Шестакова Маргарита Юрьевна, МКОУ Шуваевская СОШ, завуч по учебно-воспитательной работе
i.mitro@yandex.ru
shuv2006@yandex.ru
+79233586725
Жменяк Диана
МКОУ Шуваевская СОШ, 8 класс
«Изобразительные возможности средств письма»
Руководитель: Машинистова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цель научной работы: исследовать изобразительные возможности средств письма в связи с развитием рекламного бизнеса, телевидения и компьютерных технологий. Основные методы исследования- комплекс общих и частных методов и методик: за основу взят описательный метод функционально-стилистического анализа. Используются также синхронно-описательный метод, включающий такие приемы, как прием сплошной выборки фактического материала, наблюдение, сопоставление и обобщение, общефилологический метод интерпретации текста. Результаты исследования, фактический материал могут быть использованы на занятиях по риторике и филологического анализа текста, а также в учебном процессе средней общеобразовательной школы
Вступление
«Рисование» словом существовало изначально, как только зародилась письменность. Это и пиктограммы и иероглифы. Но с развитием рекламы, Интернета и различных средств коммуникации встает вопрос об изобразительных возможностях средств письма. Исследователи обращают внимание на отдельные приемы, такие как дефисация или нарушение норм орфографии. Мне хотелось наиболее полно рассмотреть возможности средств письма в современной рекламе. Данная тема изучена мало, поэтому, на мой взгляд, она является актуальной.
Основная часть
Материалом для исследования послужили тексты художественной литературы и публицистики, рекламные плакаты
Целью данной работы является создание краткого справочника начинающего издателя.
Цель вызывает решение следующих конкретных задач:
- исследовать изобразительные возможности средств письма в связи с развитием рекламного бизнеса, телевидения и компьютерных технологий
-изучить и проанализировать различные тексты
-пронаблюдать за рекламой Красноярского края и Емельяновского района
Современный словарь иностранных слов (1) определяет шрифт как графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити
Шрифт в рекламе может работать по-разному. Например, в цветовом решении. Выделение значимой с точки зрения рекламы части слова с помощью различных эффектов (например, цвета) для «приращения смысла»: «ПАРАДАЙЗ» - название туристического бюро; «СюрПРИЗ» - название магазина товаров для детей; «недвИЖИмость» - Институт Жилищных Инвестиций; «ОПТИМальные двери по оптимальной цене» - реклама продукции «ОПТИМ».
Или включение в графический облик слова букв латинского алфавита: «Пластиковые OKNA» (Шанс-Красноярск.№ 16); «MAXимум» (название студии дизайна);«ArtMEBEL» (название мебельного магазина); «ЛИНКОR» (название магазина сотовых телефонов); «ЛомбарD» (ломбард); «PеRспективы» - подзаголовок статьи о работе PR- ассистента (Cosmopolitan-Сибирь, апрель 2013); «VISAлизируй своё будущее!» - реклама кредитных карт оплаты VISA (Cosmopolitan, декабрь 2013); «У про100го 100рожа неро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом» (В.Хотомска); «Поставь окно - получи PRIS!» - акция на установку пластиковых окон (Телевизор, 14 января, 2014, №2); «PROАвто» - телепередача о машинах; «Спорт 100лица» - спортивная телепередача В современной рекламе используются шрифты разного размера и цвета чтобы привлечь внимание покупателей. Например : «ПроСТО ЖАРь!» - реклама подсолнечного масла «СТО ЖАР» . «РЕАЛизуй свою мечту!» - реклама сотового телефона, при покупке которого можно выиграть встречу с футболистами клуба «Реал-Мадрид».
Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова разрядкой и подчеркивание. Например:
«Нет, Зина, ты найдёшь во мне н а с т о я щ у ю мать, и, может быть, обливаясь слезами, у ног моих, у ног низкой женщины, как ты сейчас меня назвала, сама будешь просить примирения». (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон» стр. 36); «И, простите, но все-таки это ресторан для тех, кто чтит «ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ», т. е. НА ЦЕНЫ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ СМОТРИТ, поскольку закрывает их при выборе меню правой рукой…»
Курсив участвует в создании интонационного рисунка высказывания, он служит средством увеличения эмоциональной нагрузки, способствует акцентированию особенностей мыслительного процесса персонажа, указывает основные вехи этого процесса, определяет отношение персонажа к изображаемым действиям и ситуациям, дает дополнительные характеристики личности и характера персонажа.
Курсив участвует в создании интонационного рисунка высказывания
· он служит средством увеличения эмоциональной нагрузки
· способствует акцентированию особенностей мыслительного процесса персонажа
· указывает основные вехи этого процесса
· определяет отношение персонажа к изображаемым действиям и ситуациям
· дает дополнительные характеристики личности и характера персонажа.
А графику как вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях— два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже— фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.
Русские футуристы шокировали публику, часто печатая свои стихи на оберточной бумаге, набирали тексты различным шрифтом
Книга должна воздействовать на читателя не только содержанием, но и внешней формой
Окказионализм как речевая единица, создаваемая автором как средство выразительности речи, как средство создания некого образа, активно используется вот уже более четырёх веков. Причём в нашем современном мире окказионализм становится средством не только художественной и публицистической речи, но и средством компьютерной и рекламной графики. То есть создание и использование окказионализмов в речи – это явление социальное, отражающее развитие языка в обществе.
С развитием рекламного бизнеса, телевидения и компьютерных технологий появился новый вид окказионализмов – графический окказионализм. Графический окказионализм отличается от традиционного тем, что именно г р а ф и к а (в лингвистическом смысле: начертание письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками) выявляет сущность этого выражения в качестве окказионализма. В устной речи слово «припиваючи» (особенно в сочетании со словом «живи») воспринимается как обычное «живи припеваючи» («припиваючи» и «припеваючи» произносятся одинаково).Только при написании этого выражения, особенно когда выделенная часть слова показывает одновременно,какой товар рекламируется. Например, «Живи приПИВАючи», «Оденься приLeeчно», «Сникерсни». Встречается также выделение значимой с точки зрения рекламы части слова с помощью различных эффектов (например, цвета) для «приращения смысла»: «СюрПРИЗ» - название магазина товаров для детей; «недвИЖИмость» - Институт Жилищных Инвестиций
Дефисация
Прием выявления смысла морфем может сопровождаться графическим разрывом слова – включением дефиса, употребление которого не оправдано с точки зрения современных орфографических норм: «Ничто. Большое теплое Ничто. И в нем – я. Маленькое вялое ничто-жество…». (Г. Л. Олди. «Ожидающий на перекрестках»).
Тот же прием искусственного разрыва слова, точнее выделения ключевой по смыслу морфемы, использует М. Цветаева в стихотворении, посвященном Б. Пастернаку.
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли,
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рас-сорили – рассорили,
Рас-слоили…
Стена да ров.
Рас-селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали…
Не рас-строили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рас-совали нас, как сирот.
Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт! (24 марта 1925 г.)
Ведущий художественный прием здесь – повтор глаголов с приставкой рас(з)-, передающих мотив разделенности в пространстве духовно близких людей, причем разделенности навязанной, не зависящей от желаний лирической героини
В современной рекламе и публицистике тоже используется прием дефисации, понаблюдаем: «Дли-и-и-инные экономичные разговоры» (рекламный щит) ;
«Ленолеум-м-м!» -Название магазина на ул. Партизана Железняка; Имитация звуков, произносимых кошкой: «Изыск для гур-р-р-рманов»(заголовок статьи о кошачьей еде в газете Оранжевый апельсин», декабрь 2013)
Таким образом, можно определить мотивы рекламы. Основная задача рекламиста — завоевание внимания потребителя среди огромного количества рекламы. Внимание можно рассматривать как механизм, который контролирует объем и характер информации, получаемой потребителем. Чтобы понять, как создается такое рекламное сообщение, которое максимально привлекает внимание, рассмотрим четыре основных мотива обращения потребителя к рекламе:
Ò Получение полезной информации, помогающей принимать решения.
Ò Эффективная реклама стремится обеспечить потребителя необходимой ему информацией. Изложение информации должно быть коротким, но напористым
Привлечению внимания к рекламе содействуют размер и «яркость» объявления. Число людей, читающих рекламные сообщения, возрастает с увеличением их размера. Цветную рекламу читают на 50% больше, чем такую же черно-белую.
Место расположения рекламы также играет важную роль: левая сторона страницы газеты и ее верхняя часть привлекают меньше внимания; четвертая страница обложки газеты привлекает на 65% больше внимания, чем ее середина, а вторая и третья страницы — на 30% больше. «Кричащая» реклама привлекает больше внимания, чем спокойная.
При высокой вовлеченности потребителей в процесс восприятия рекламного сообщения повторяющаяся реклама удерживает внимание потребителей изменением не только малозначащих элементов, таких как иллюстрации, шрифты, но также вариациями на главную тему рекламы
Заключение.
Таким образом, графика письма является средством привлечения и акцентирования внимания к тексту, рекламе, объявлению. Является важным элементом культуры текста.
“Рисование словом” используется для изображения графических объектов, существующих в действительности: вывесок, документов, надписей на различных носителях- выполняет эстетическую и эмоционально-оценочную функции, а также функцию привлечения внимания читателя и прохожего.
Окказионализм как речевая единица, создаваемая автором как средство выразительности речи, как средство создания некого образа, активно используется вот уже более четырёх веков. Причём в нашем современном мире окказионализм становится средством не только художественной и публицистической речи, но и средством компьютерной и рекламной графики. То есть создание и использование окказионализмов в речи – это явление социальное, отражающее развитие языка в обществе.
Реклама должна заменить личное исследование товара и создать длительную, яркую картину. В результате исследований человеческой памяти были выявлены различные особенности ее функционирования, успешно применяемые сейчас в рекламе в целях стимуляции запоминания:
☺ иллюстрация запоминается лучше и дольше, чем текст, так как облегчает выработку условных ассоциаций;
☺ эффективна максимально приемлемая интенсивность раздражителя (наиболее чувствительными являются зрительные центры);
☺ сильное впечатление производят стихи, они запоминаются быстро и надолго;
☺ остроумная идея, комичность, юмор также являются мощным средством достижения данной цели
Список литературы
1. Современный словарь иностранных слов.М., «Русский язык» 1993
2. Астафьев В.П. Затеси. Полное собрание сочинений. Т. 7.,М, «Правда» 2010
3. Граудина Л.К., Е.Н.Ширяев. Культура русской речи. Учебник. Издательская группа Норма - Инфа. - М.: 1998г.
4. Достоевский Ф.М. Дядюшкин сон. Т. 2, полное собрание сочинений, М., «Художественная литература», 2005
5. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003г.
6. Маяковский В.В. Избранные сочинения в двух томах. Т.2. - М.: 1981г.
7. http\\knowleg.ablest.ru «Графические средства художественной выразительности»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.