Изучаем Пушкина через русский: имя существительное

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • Научно-исследовательская работа
  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучаем Пушкина через русский: имя существительное
Иконка файла материала Изучаем Пушкина через русский сущ.docx

Изучаем Пушкина через русский: имя существительное

И.И. Пушкин (1798-1859)

1. а) Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно назовите все имена существительные. Почему некоторые из них заключены в кавычки?

Учился А.С. лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или “Илиаду” и “Одиссею”.

Не довольствуясь тем, что ему д…вали, он часто заб…рался в к…бинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из клас…иков фр…нцузских и философов 18 века. Страсть эту ра…вили в нём … р…дители, читая ему вслух занимательные книги.

… немудрено, что 9-летнему мальчику зах…телось попробовать себя в искус…тве подр…жателя и …делаться автором. Первые его попытки были … на французском языке, хотя учили его и русской грамоте.

(Ольга Павлищева, сестра поэта)

б) Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов, пользуясь толковым словарём. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие к…меди и самому ра…ыгрывать их перед с…строю, которая в этом случае сост…вляла всю публику и пр…изн…сила свой суд. Однажды она как-то осв…стала его пьеску “Пох…титель”.

Он (не)обиделся и сам на себя нап…сал эпиграмму (по-французски).

Скажи, за что “Пох…титель”
Освистан партером?
Увы, за то, что бедняга сочинитель
Похитил его у Мольера.

2. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Подготовьте текст для письменного пересказа.

В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. До сих пор, когда произносят слово “лицей”, в воображении встают : братство, благородство, высокие помыслы, любовь к свободе.

А друзья – ах, какие были друзья!.. Спасали, верили, любили, приезжали в ссылку.

Учителям в Лицее было нелегко с ним. Такой шалун, озорник и непоседа! Но это была не энергия хулиганства. А энергия таланта. И сверстники и взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин – талант. Всегда он был счастлив в друзьях и учителях.

(Ольга Кучкина. “Пушкин”)

3. Найдите в тексте имена собственные. Выполните морфологический разбор 2-3 имён существительных мужского и женского рода.

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Это все знают. Но всё-таки стоит представить себе: признанный, крупный, приближенный к царю поэт и – толстогубый мальчик, то весёлый, то задумчивый, с выпуклыми глазами под высоким лбом, смесь русской и негритянской крови. Как Державин угадал, что из него вырастет Пушкин?

(Н.Я. Эйдельман “Пушкин и декабристы”)

4. Словарный диктант.

Стари(н, нн)ые сказки, соверше(н, нн)ое знание, обыкнове(н, нн)о, к…сается, к…снулся, искре(н, нн)ость, односторо(н, нн)ость, глубокомысле(н, нн)ый, распол…жжение, в геометрии, в поэзии, грамматика, обычай, из…снять, ничего, (не)произведёшь, душевное спокойствие, вдохновение, творческий под…ём.

http://festival.1september.ru/articles/517659/img1.GIF

<Рисунок 1>

5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Необычайной была дружба этих двух людей. “Шесть лет соед…нения” в Лице… . Затем, в 1817-1819 г.г. довольно редкие встречи в Петербург… , у общих знакомых. Наконец, единственный день, проведённый вместе, - 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском.

И всё. Больше они никогда (не)виделись. 11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен “в мрачных пропастях земли”. Но дружба (не)осл…бела :

М…лю св…тое провиденье:
Да голос мой душ…твоей
Д…рует то же ут…шенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Назовите имена собственные и нарицательные.

Пущин и Пушкин сразу же подружились. Их комнаты оказались рядом. Александру досталась комната под № 14. Пущину-№ 13.

Два месяца, что отделяли вступительные экзамены от открытия Лицея, провели вместе, гуляя в Летнем саду и развлекаясь в доме на Мойке. Первый лицейский друг был обретён. Он оказался бесценным.

7. Прочитайте. Укажите несклоняемое существительное. Определите род, число и падеж всех имён существительных. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Учился Пущин пр…красно. Л…цейские прозвища, данные ему товарищ…ми, были Иоанн Великий, или эквивалент того же имени – Больш…й Жанно. Пушкин считал, что рус…ким языком Больш…ой Жанно вл…деет пр…восходно. Лучше всего его друг док…зал это в своих “Записках о Пушкине”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

8. Найдите в тексте имена собственные. Запишите те из них, которые показались вам особенно забавными, смешными.

Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина очень значительно. Большой Жанно не раз охлаждал горячую голову темпераментного Француза, которого в Лицее звали ведь ещё и “помесью обезьяны с тигром”. Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

9. Прочитайте. Объясните постановку запятых при обращении. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи письменно, остальные – устно. Напишите свободный диктант по этому тексту.

В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен в военную службу – офицером в гвардию. Никого это не удивило. Стройный красавец, один из первых на кавалерийских занятиях, проводившихся в Лицее (здесь, между прочим, и Пушкин не отставал), Пущин обещал стать блестящим гвардейским офицером. Соученики его, правда, шутили в одной из так называемых национальных песен Лицея:

Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен…
Мы ж нули, мы нули,
Ай люли, люли, люли.

В.В. Кунин “Друзья Пушкина”

10. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите предложение, соответствующее схеме: А: “П”. Подчеркните обращения.

Но неподдельное глубокое уважение товарищей сопровождало Большого Жанно чуть ли не с детских лет. Он был для лицеистов живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. К нему невозможно было даже применить известную лицейскую прибаутку, которой чугунники охотно потчевали друг друга: “Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

Для любознательных:

К выпуску первого курса каждый лицеист получил чугунное кольцо на память. Они всю жизнь так и называли сами себя: “чугунники”.

11. а) Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены буквы:

1) в окончании,

2) в корне,

3) в приставке.

Пущин стоял чуть-чуть особняком: лицейское братство было ему близко, лицейское панибратство не всегда. Но всего ближе был ему будущий пароль дек…бристов: “ честь, польза, Россия”.

14 декабря 1825 г. на площад… Пущин принял командование теми ч…стями, командиры которых струсили и п…прятались. Вовремя п…дав нужную команд…, спас от гибели многих солдат. Он ост…вался на площад… до картечных выстрелов и п…кинул ее одним из последних. Бывший на нем плащ деда-адмирала ок…зался пр…стреленным в нескольких местах.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Письменно ответьте на вопрос: “Какие черты личности Пущина раскрываются в этом отрывке?”

12. Спишите, обозначьте условия выбора орфограмм. Определите род выделенных слов.

В 1842 году в Тобольск…, в ссылк… у Пущина р…дилась доч…Анна. Она была очень музыкальной. И Пущин нап…сал п…сьмо Матюшкину с просьб… пр…слать рояль. Ему пр…слали не рояль, а настоящее произведение иску…тва: белый, с великолепной инкрустацией. Деньги на этот рояль с…брали лицеисты по по…писк… . И гордый Пущин бе…прекословно пр…нял этот дар.

(С.В. Русина)

13. Напишите письмо одному из ваших друзей и расскажите в нём, что нового узнали вы об А.С. Пушкине и его лицейском друге И.И. Пущине. Какое обращение вы используете в начале письма? Каким обращением закончите?

14. а) Диктант. Озаглавьте текст. Подчеркните существительные и обозначьте их падеж. На какие виды орфограмм пропущены буквы? Первое предложение третьего абзаца разберите синтаксически.

Кони н…сут(?) ся среди сугробов. Вдруг крутой поворот. Сани неож…дано ост…новились у крыльца при гром… к…локольчика.

Пущин оглядывает(?)ся и вид…т на крыльц… Пушкина. Он ст…ит б…сяком, в одной рубашк…, с подн…тыми вверх руками. Друзья обнялись.

Пр…б…жала ст…руха и застала друзей в об…ятиях. Пушкин и Пущин в…шли (в)комнату, которая была возле крыльца. …кно вых…дило (во) двор, через которое он увид…л кибитку. В комнат… ц…рил поэтический бе…порядок. Кругом в…лялись листы бумаг…, обкусанные пер…я.

http://festival.1september.ru/articles/517659/img2.GIF

<Рисунок 2>

б) Узнали ли вы, кто была старуха, встретившая И. Пущина? Как её звали?