Изучаем фонетику
Оценка 4.7

Изучаем фонетику

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
1 кл
14.01.2017
Изучаем фонетику
Фонетика – один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, уметь делить слова на слоги. На уроках дети учатся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления проводятся задания, которые детям интересны. Привожу примеры таких заданий.
Фонетическая зарядка.doc
Изучаем фонетику Фонетика – один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое  внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова  и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, уметь  делить слова на слоги. На уроках дети учатся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для  закрепления проводятся  задания, которые детям интересны. Привожу примеры таких  заданий. Игра “Переселение зверей”. (Учитель рассказывает содержание игры.) Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из  одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже  и т. д .. Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное  животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк,  росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот. Игра “Переезд”. Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии  которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер,  люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка). Игра “Новоселье”. Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать  только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что  закупили звери. Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок,  лимоны, груши, капуста, морковь. Игра “Рыбалка”. Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу.  Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой  два слога. Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука,  плотва, налим, угорь, окунь, жерех. Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии  которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько,  сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь.  У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп. Игра “В лес по ягоды и грибы”. Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только  те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Учитель называет по два слова, а дети выбирают нужное ). Клюква или брусника? Малина или земляника? Черника или костяника? Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3  слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик,  лисичка, моховик, опенок, волнушка). Игра “В зоопарке”. Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три  слога. (Учитель называет по два животных, а дети выбирают нужное слово). Слон или бегемот? Косуля или медведь? Волк или лисица? Мартышка или тигр? Лев или носорог? Крокодил или росомаха? Леопард или манул? Задания. 1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок,  кружки, стоит. 2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить –  тужить, врач – грач, колос – голос. 3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска –  краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук. Начиная со второго класса на уроках русского языка проводятся  фонетическая  зарядка. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить.  Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные. Слон или бегемот? Тигр или волк? Барсук или крокодил? Носорог или медведь? Панду или обезьяна? Зебра или норка? Фонетическая зарядка чаще всего проводится в начале урока. Это могут быть  занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даются  3 –4 варианта  ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяется  не только  знание фонетики, но и развивается любознательность. Примеры таких вопросов. 1. Чем питается животное большая панда? а) бамбук, б) пальма, в) лиана? Подсказка: 2 слога, 4 согласных. 2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное  было символом Олимпиады? а) лиса, б) медведь, в) заяц?  Подсказка: в слове все согласные мягкие. 3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину  соленым? а) Балхаш, б)Байкал? Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные. 4. Какая страна первая обрела флаг? а) Япония, б) Дания, в) Россия? Подсказка: в отгадке 6 звуков. 5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками? а) Индия, б) Греция, в) Египет? Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог. 6. Какое из данных животных обитает только в Австралии? а) бегемот, б) леопард, в) утконос? Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые. 7. Назовите самую высокую гору в Европе. а) Монблан, б) Эльбрус? Подсказка: в названии 7букв, 6звуков. 8. Самая большая река в мире. а) Енисей, б) Нил, в) Амазонка, г) Лена. Подсказка: все согласные сонорные. 9. У какой птицы самые широкие крылья? а) альбатрос, б) гриф? Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука. 10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро? а) Ватикан, б) Сингапур, в) Люксембург. Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая. 11. Кто изобрел носовые платки? а) французы, б) немцы, в) англичане. Подсказка: в слове 2слога. 12. В какой стране самый большой стадион? а) Англия, б) Россия, в) Испания. Подсказка: в названии страны 4слога. 13. Самая большая планета из нашей Галактики. а) Сатурн, б) Юпитер в) Уран. Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука. 14. Самый густонаселенный город в мире. а) Токио, б) Дели, в) Пекин. Подсказка: В ответе все согласные глухие. 15. Какая птица спит в воздухе? а) орел, б) кукушка, в) стриж. Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная. Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание  фонетики.

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику

Изучаем фонетику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017